Семейно-Бытовые Отношения Опекаемых Детей

Социально-педагогические проблемы семьи, имеющей ребенка под опекой (попечительством)

Одной из основных задач социально-демографической политики России сегодня является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, передача их в замещающие семьи, среди которых наиболее распространены семьи опекунов и попечителей. Это обусловлено тем, что семья – та естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию человека в существующую систему социальных отношений и его успешную жизнедеятельность. Именно семье присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности и защищенности ребенка.

К концу дошкольного возраста дети не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры-драматизации, в которых дети импровизируют на темы, черпаемые из окружающей действительности. В лучшем случае им доступны простейшие игры-манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях развития, которые вряд ли удастся восполнить.

Проведённое исследование показало, что отношение детей к жизненной ситуации кровной и некровной опеки имеет выраженную специфику и определяется объективными жизненными обстоятельствами, находящими отражение в актуальном ролевом статусе опекуна. Ситуация кровной опеки в целом оценивается опекаемыми детьми как менее благоприятная в сравнении с ситуацией некровной опеки.

9. Korzhova E. Yu., Volkova E. N., Rudykhina O. V., Tumanova E. N. [The psychology of the person as the subject of life and way of life of the individual: the main results of the research]. In: Izvestia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena [Proceedings of Herzen State Pedagogical University of Russia], 2022, no. 187, pp. 40-50.

Для ребенка второй формат воспитания более предпочтителен. Здесь он все время находится в кругу семьи – родителей, братьев и сестер. Дети под опекой не всегда проживают в одном доме с опекунами. Но в целом, качество воспитания зависит не от формы, а от отношения семьи к малышу.

Ежегодно множество детей разного возраста остаются без семейного тепла и ухода. Причины сиротства разнятся – от лишения прав и отказа родителей до смерти последних, часто к нам обращаются с вопросами составить и подать заявление в опеку и попечительство по разным ситуациям (например, когда родители не заботятся о ребенке, плохо влияют на него или вредят его развитию). Законом РФ предусмотрена защита интересов таких малышей. Они часто передаются на воспитание чужим людям, выявляющим готовность взять на себя обязательства за их жизнь, здоровье, благополучие и гармоничное развитие. Существует несколько форм, регулирующих подобные отношения – усыновление, опекунство и приемная семья.

к) справка медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом, его индивидуальная программа реабилитации или абилитации или сведения, подтверждающие факт установления инвалидности подопечному, а также сведения, содержащие рекомендации по его реабилитации или абилитации. Такие сведения орган опеки и попечительства в порядке межведомственного электронного взаимодействия запрашивает в Пенсионном фонде Российской Федерации. Межведомственный запрос направляется в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Опекун или попечитель (далее — опекун) вправе по собственной инициативе представить в качестве необходимых сведений справку медико-социальной экспертизы установленного образца о признании подопечного инвалидом и его индивидуальную программу реабилитации или абилитации;

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

Вам может понравиться =>  Пособия На Третьего Ребенка В 2022 Году В Свердловской Области

Опекунство или усыновление

  • судимые за тяжкие, особо тяжкие преступления и преступления против здоровья и жизни других людей;
  • люди, которых лишили родительских прав или отстранили от обязанностей опекунов по их вине;
  • лишенные дееспособности по решению суда, например, из-за психических заболеваний;
  • люди с хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • люди с заболеваниями из специального списка, например, страдающие психическими расстройствами;
  • не прошедшие подготовительные курсы.

Курсы подготовки можно не проходить, если раньше оформляли опеку или усыновление или берете под опеку близкого родственника: брата, сестру, племянника.

Как оформить. Достаточно предоставить в органы опеки документы, пройти медосмотр и курсы для родителей. Они бесплатны, длятся от двух недель до двух месяцев в зависимости от региона. Также к вам придут, чтобы проверить жилищные условия — будьте готовы к визиту.

  • обеспечивать ребенку необходимый уровень содержания (питание, одежда);
  • заботиться о здоровье и воспитании ребенка;
  • обеспечить получение общего образования;
  • заботиться об общении ребенка с родственниками, не препятствовать этому;
  • представлять и защищать права и интересы несовершеннолетнего подопечного;
  • уведомлять органы опеки и попечительства о смене места жительства.

Отчуждение имущества, которое принадлежит несовершеннолетнему лицу, в том числе находящемуся под опекой, может совершаться только по согласию органа опеки и попечительства. Опекун не имеет права совершать сделку по передаче имущества, а также сдаче его в аренду, если предварительно не было получено на это разрешение.

Для работы с мамой был выбран метод когнитивно-поведенческой терапии, как наиболее эффективный при коррекции негативных установок. С мамой проговаривались и обозначались наиболее значимые для нее мишени воздействия (ее эмоциональные состояния), которые ей мешали эффективно взаимодействовать с ребенком. К ним она отнесла следующие эмоции: раздражение, злость, обида, бессилие. Анализ дневника АВС, который по заданию психолога вела мама, выявил два типа наиболее раздражающих ситуаций: подготока домашних заданий с ребенком и звонки со школы по поводу проблем с поведением ребенка. Второй тип ситуаций являлся наиболее раздражающим для клиентки (раздражение, обида и злость в них достигала 10 баллов по 10 бальной шкале). Работа по анализу автоматических мыслей в этих ситуациях показал, что все они связаны с ощущением клиенткой того, что девочка специально ее раздражает – «Она все делает специально против меня!». Кроме этого с мамой удалось прояснить еще одну автоматическую мысль – «Я плохая мать, потому что не могу справиться с поведением ребенка». Работа по коррекции данных автоматических мыслей позволила выявить причины, которые повлияли на их формирование и закрепление. Одна из веских причин это то, что мама была внучкой учителя (бабушка мамы, к тому же, проживает в одной квартире с семьей) и часто слышала от бабушки, что она неправильно воспитывает детей. Замечания со школы, которые получала мама по поводу девочки, лишь сильнее закрепляли это негативное убеждение. Как защитной реакцией психики мамы появилось второе убеждение, что девочка все делает ей назло. Работа по коррекции данных убеждений началась с бесед по поводу причин, которые в реальности могли вызывать поведение ребенка. Это позволило значительно обесценить негативные убеждения. После этого подбирались альтернативные убеждения – «ребенок не настроен против меня, он импульсивен, и просто не может совладать с собственным поведением», «я взрослый человек, мать, и я не обязана во всем слушаться и подчиняться бабушке». Эти убеждения удалось закрепить, и женщина научилась заменять ими негативные убеждения. Негативные эмоции в конфликтогенных ситуациях удалось снизить до уровня трех баллов и ниже. В общей сложности на подобную коррекцию потребовалось три недели.

Вам может понравиться =>  Субсидии Для Малоимущих В Пермском Крае

Семья состоит из 6 членов: мама, папа, двое приемных детей (мальчик 10 лет, девочка 8 лет) и кровный ребенок (мальчик 3 лет), бабушка мамы. Мальчик под опекой в семье 4 года, девочка 3 года. Для обоих супругов брак второй. У женщины есть старшая дочь, которая проживает отдельно. У супруга других детей нет. Со слов опекуна девочка ранее была под опекой в другой семье, которая от нее отказалась.

Как создать приемную семью

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей* вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем). При заполнении анкеты понадобится страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Методическая разработка; Сопровождение детей, находящихся по опекой

Надо заметить, что взрослые, проявляя заботу о социальных условиях для осуществления прав ребёнка, часто забывают, что ребёнок по закону признан субъектом права, что государство гарантирует ему правомерную самостоятельность в решении жизненно важных задач. Закон гарантирует приоритет интересов ребёнка в процессе осуществления им своих прав. Социальные стандарты рассчитаны на государственные нормы обеспечения, а вот воспользуется ли этими условиями ребёнок, решать ему или его опекуну, если ребёнок законно признан недееспособным. Разумное отношение к жизни, жизнеспособность ребёнка зависит от готовности к адекватным решениям и действиям, что воспитывается в определённых педагогических условиях.

— социальные службы для детей – организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого- педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

Опекуны (попечитель) имеют право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье и нормальном развитии. Опекун (попечитель) вправе определять способы воспитания ребенка с четом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства. Способы воспитания ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Помогать опекунам (попечителям) воспитывать ребенка, соблюдать права — одна из обязанностей социального педагога. Но работа эта начинается гораздо раньше, чем опекун (попечитель) официально получит право воспитывать ребенка, ибо социальный педагог, получив информацию о том, что ребенок остался без попечения родителей, обязан в трехдневный срок обследовать жилищно-бытовые условия ребенка и доложить о создавшейся ситуации в органы опеки и попечительства и помочь специалистам определить его дальнейшее место жительства.

За второго ребенка в семье также положен материнский капитал. С 1 января 2022 года сертификат предоставляет право на сумму в 466 617 руб. Если был усыновлен младенец возрастом до 90 дней, то приемные родители имеют право на декрет. Отпуск длится 70 дней (100 дней при одновременном усыновлении нескольких детей) и оплачивается исходя из усредненного размера заработной платы за 2 предыдущих года.

  • разный правовой статус приемного ребенка. Усыновление – полноценная семья в юридическом и в социальном плане. Усыновители становятся полноправными родителями, ребенок получает их фамилию. Приемная семья – помощь ребенку в воспитании, она предполагает сохранность его родной фамилии и связи с близкими;
Вам может понравиться =>  В Каких Субьектах Рф Снижен Возраст Брачный

Опека над несовершеннолетними детьми: права и обязанности опекунов, пособия и льготы

  • единовременное — выплачивается на момент устройства несовершеннолетнего в семью (к опекунам, попечителям);
  • ежемесячные — опекуны каждый месяц получают денежные средства на содержание подопечного;
  • региональные — дополнительная материальная поддержка, которая устанавливается органами местного самоуправления в регионе проживания.

Если опекун не выполняет возложенные на него обязательства по воспитанию ребенка, то его отстраняют от этого дела. Также опекун может самостоятельно отказаться от ухода за своим подопечным. В законодательстве не установлены конкретные причины, по которым он может это сделать, но чаще всего опекуны ссылаются на следующее:

Чем отличается усыновление, опека и приемная семья

Законодательством Российской Федерации установлены жесткие требования относительно потенциальных кандидатов на роль опекунов. Перечень необходимых документов может отличаться в зависимости от категории оформления. Если регистрирование опеки осуществляется при живых родителях, потребуется список документации, если оформление опекунства происходит над ребенком-инвалидом, важен иной список.

При усыновлении ребенка, каждый конкретный случай будет рассматриваться в индивидуальном порядке. При оформлении данной процедуры, в первую очередь будут учитываться интересы ребенка. Суд будет тщательно изучать возможности потенциального усыновителя, его способность обеспечить своему подопечному полноценное развитие: этическое, физическое, духовное и психическое.

Коррекция — процесс профессионального влияния на ребёнка с целью исправления определенных свойств личности и черт характера, способствующих преодолению конкретного отклонения в поведении человека и отношении к жизни. Таким образом, опираясь на чёткое определение смысла понятий, значения отдельных способов и классификацию методов профессионально – педагогической деятельности, можно более точно определить пути и способы воспитательной деятельности, формы организации профилактической работы и подобрать меры социально- педагогической реабилитации. В создании условий для результативности процесса социализации ребенка – сироты участвуют не только педагоги, а также специалисты здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов и практической психологии, поэтому важно устанавливать педагогически целесообразное сочетание методов профессиональной работы по решению проблем социальной жизни, воспитания, оздоровления и личностной коррекции.

Таким образом, в первую группу попадают учащиеся, только что поступившие в ОУ и не успевшие адаптироваться к новой среде. Во вторую группу попадают дети, нуждающиеся в социально-педагогической и, отчасти, психологической реабилитации. Третья группа включает детей, которые в недалеком будущем могут попасть в «группу риска».

Опекунство и попечительство устанавливаются для обеспечения защит прав и интересов подопечных. Так как в силу своего состояния они не способны отдавать полностью отчет своим действиям. Получаемые опекуном пособия и средства на подопечного должны тратиться строго в его разумных интересах. Любые действия, нарушающие его права, могут быть обжалованы в орган опеки и попечительства.

Приемной семьей могут быть лица, состоящие в зарегистрированном браке. Или один гражданин. Не могут стать приемной семьей для одного и того же ребенка 2 гражданина, брак которых не зарегистрирован. Требования к ним – такие же, как к опекунам. Такие лица обязательно проходят специальную подготовку. Приемная семья предполагает возмездное выполнение обязанностей приемных родителей, которые, кстати, такие же, как у опекуна (попечителя). Сумма вознаграждения зависит от субъекта Российской Федерации, где оформляется приемная семья.

Adblock
detector