Сокращение В Вузе Должности
Содержание
- 1 Как и почему сокращают преподавателей в вузах
- 2 Сокращение российских ученых степеней и званий
- 3 Ножницы для «Вышки»: о чём говорят сокращения в вузах
- 4 Официальные сокращения ученых степеней и званий
- 5 Декан, доцент, куратор, методист; кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
- 6 Как организовать работу преподавателей, если на кафедре планируется сокращение
- 7 Доцент и профессор — в чем разница
- 8 В преподаватели — без ученой степени
На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.
Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая «почётная степень» доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.
Как и почему сокращают преподавателей в вузах
«Причем в течение последних пяти лет сроки этих договоров на глазах сократились с обычных пяти лет до одного года, десяти месяцев и даже семи месяцев. Для преподавателей высочайшей квалификации через 20-40 лет трудового стажа работа в родном университете внезапно превратилась в работу на условиях бесконечного испытательного срока», — говорит оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Владимир Комов. По его словам такая ситуация наблюдается по всей стране, в том числе в вузах Томска.
У меня — ставка, у жены, которая работает на кафедре астрономии и физической геодезии, — четверть ставки. При этом она на работе проводит иногда больше времени, чем я. Там вообще интересная ситуация — у физиков бюджетных ставок очень мало, даже завкафедрой работает на полставки.
Сокращение российских ученых степеней и званий
Исключают сокращение лишь такие направления, как архитектура, искусствоведение, культурология и теология. Их пишут полностью: канд. теологии, д-р культурологии, канд. искусствоведения, д-р архитектуры. Это связано с тем, что они не сочетаются со словом «наук», как в остальных случаях. Не существует такой речевой нормы, как, например, «доктор культурологических наук» или «кандидат теологических наук».
Как правило, сотрудники академических учреждений и преподаватели вузов являются кандидатами и докторами наук. Соответственно, во всех официальных документах, заявках на участие в конференциях, симпозиумах и др. они должны перед фамилией указывать сведения об имеющейся у них степени.
В случае сокращения неизбежно встает вопрос о преимущественном праве на оставление на работе. Согласно статье 179 ТК РФ преимущественное право на оставление на работе (при сокращении как численности, так и штата) предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Таким образом, старший преподаватель имеет преимущество перед ассистентом, доцент перед преподавателем, а профессор перед доцентом. Кроме того, остепенённый преподаватель имеет преимущество перед неостепенённым. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным ― при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (в данном случае — обучающимся в очной или заочной аспирантуре, оформившим соискательство, проходящим курсы повышения квалификации в учреждениях ВПО). Есть и отдельные категории работников, которые подлежат социальной защите и которых нельзя сокращать: беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до трёх лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) (ст. 261 ТК РФ). Также нельзя сократить работника в период его нетрудоспособности или отпуска (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).
Среди наиболее актуальных мер «оптимизации»: сокращение числа студентов, увольнение более 30% преподавателей, увеличение преподавательской нагрузки примерно на треть (до 12 студентов на препода), а также закрытие всех неэффективных вузов к 2022 году. Примечание Hulio : фактически это означает, что треть преподов будет сокращена, а нагрузка оставшихся увеличиться на 30%. И вряд ли это компенсируется какими-либо надбавками.
При этом, как уверяют в министерстве, «сокращение работников, для которых университет является основным местом работы, не планируется. Мероприятия могут затронуть только внешних совместителей, число которых в настоящее время составляет 72 человека. Работникам, замещающим такие ставки, будет предложено перейти с их согласия на меньшие доли ставок с возможностью принять более активное участие в реализации проектов программы развития университета. В университете разрабатывается новая система мотивации труда работников, основанная на объективных показателях их эффективности, закрепленных в трудовом контракте. Она позволит оценить качество работы и вклад каждого преподавателя в развитие университета. Запланированные вузом мероприятия дают широкие возможности профессорско-преподавательскому составу реализовать свой педагогический, научный и творческий потенциал и получать достойную зарплату».
«В данный момент в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете организована работа, предусматривающая приведение в соответствие соотношения профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся, а также удельного веса работников административно-управленческого и вспомогательного персонала к общей численности работников».
У меня — ставка, у жены, которая работает на кафедре астрономии и физической геодезии, — четверть ставки. При этом она на работе проводит иногда больше времени, чем я. Там вообще интересная ситуация — у физиков бюджетных ставок очень мало, даже завкафедрой работает на полставки.
«У нас в УрФУ гуманитарные специальности страдают больше. Дело в том, что администрация ориентируясь на соотношение преподаватель-студент, установленное в дорожной карте, по-разному считает это соотношение для технических специальностей и для гуманитарных. На 2017 год оно должно быть 11,6, но у нас в вузе установлено соотношение для гуманитарных 11,8, а для технических — 10,6. Соответственно это вызывает вопросы, связанные с дискриминацией. Похоже наша российская практика опережает все нормы права, оказывается может быть такая ее форма, как дискриминация по специальности», — говорит Дмитрий Трынов.
Ножницы для «Вышки»: о чём говорят сокращения в вузах
Ранее Рогинская рассказывала, что преподавателей до сих пор не оповестили о сокращениях. Она также не скрывала опасений, что образовательная программа претерпит радикальные изменения из-за того, что руководство ВШЭ внезапно стало недовольно её содержанием.
ВШЭ подтвердила информацию о сокращениях, однако опровергла, что это связано со взглядами преподавателей. Об этом сообщил директор по связям с общественностью университета Андрей Лавров в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По его словам, оптимизации связаны с тем, что на факультете гуманитарных наук, в который входят обе школы, «нарушен норматив соотношения числа студентов и преподавателей». Изменения связаны также с новой программой развития, которая будет делать упор на проектную деятельность.
Официальные сокращения ученых степеней и званий
В текстах диссертаций, списке использованной литературы, приказах, при публикации научных статей и прочих документах, имеющих значение в научной среде, бывает необходимо обозначить сведения о звании и степени ученого, его должности. Чтобы подобная информация не занимала много места, принято сокращать ее. Министерство науки Российской Федерации рекомендует определенные формы ее написания.
Подавляющее большинство сотрудников академических учреждений и преподавателей вузов являются кандидатами и докторами различных наук. Свою степень они получают после защиты соответствующей диссертации. Это обязывает их во всех деловых документах перед фамилией давать информацию об имеющейся у них степени.
экономическим словарем вакансия (от лат. уасаш -пустующий) — наличие незанятого рабочего места, должности, на которую может быть принят новый работник. Таким образом, термин вакансия содержит в себе два основных момента: свободную должность в соответствии со штатным расписанием организации и возможность принятия на указанную должность нового сотрудника.
подлежит оплате за каждый час выполняемой работы. При этом размер оплаты за один час указанной педагогической работы в месяц определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической
Декан, доцент, куратор, методист; кто все эти люди? Ликбез для первокурсника
Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.
Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.
Как организовать работу преподавателей, если на кафедре планируется сокращение
В примере на момент конкурсного отбора в штатном расписании организации были обе должности доцента. Учебное заведение не имело права объявлять конкурс только на одну из них. Действительно, в организации планировалось сократить три ставки доцента, но это еще не означало, что уволят именно указанных работников. К примеру, они могли оказаться сотрудниками, которых нельзя сократить в силу закона или которые имеют преимущественное право продолжать трудиться (схема на стр. 40) (ст. 179 и Z61 ТК РФ).
ГОУ «Университет» решило сократить три ставки доцента на кафедре юриспруденции в июле 2011 года, о чем в январе 2011 года издало приказ. В августе 2011 года истекал срок трудовых договоров с двумя доцентами этой кафедры. Поэтому в феврале 2011 года ректор ГОУ «Университет» объявил конкурсный отбор, но не на две позиции, которые занимали указанные работники, а на одну из них.
Администрация аргументировала это тем, что вскоре на кафедре будут сокращены три ставки доцента и количество педагогов нужно уменьшать. В итоге с преподавателем, выигравшим конкурс, заключили новый трудовой договор, второго кандидата уволили, а его должность вскоре сократили. Он подал на бывшего работодателя в суд и выиграл его.
Вузу пришлось провести конкурс на должность уволенного доцента. Для этого сокращенную позицию вновь ввели в штатное расписание, выявили по конкурсному отбору победителя, заключили с ним трудовой договор, а затем провели процедуру сокращения этой должности заново.
Доцент и профессор — в чем разница
Нужно собрать все эти документы и отправить на рассмотрение в ученый совет. Он может находиться в этом же вузе, либо в другом городе. После ожидания ответа от ученого совета следует подождать ответа от Министерства образования. На каждом этапе соискателя может ожидать отказ по разным причинам.
- Получить ученую степень кандидата наук
- Заработать стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет (не менее трех в высшем учебном заведении на ставке не 1/4)
- Получить педагогический стаж в данном вузе не менее 2 лет
- Издать под своим именем монографию/учебник, или 2 учебно-методические работы + 3 научных труда по специальности
- Не менее 20 статей, опубликованных в рецензируемых изданиях
На следующей схеме показана упрощенная структура условной образовательной организации высшего образования ( Рис. 303 ). Уровень иерархии подразделений на схеме, показан разными цветами и не зависит от уровня расположения. На самом верхнем уровне должно располагаться еще одно подразделение — Ректорат (на схеме условно названо «Образовательная организации высшего образования»). На схеме не показаны многие важные отделы входящие в структуру большинства типичных ВУЗов. Однако целью её составления являлась демонстрация принципа построения штатного расписания для подразделений связанных с образовательным процессом.
Первое понятие более узкое и является общим наименованием ряда должностей учёных, занятых научной деятельностью в НИИ, на предприятиях или в ВУЗах. В ряде документов: Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР); Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС); прочих классификаторах, принято выделять базовую должность — в данном случае «научный сотрудник», и ряд производных должностей, названия которых образуется при помощи модифицирующей характеристики, например, «младший», «старший» и пр. В последних редакциях ОКПДТР (утверждено постановлением Госстандарта РФ N 367 от 26.12.1994, в ред. от 19.06.2012) и ЕКС (утверждено постановлением Минтруда России N 37 от 21.08.1998, в ред. от 12.02.2014) приведены следующие производные должности научных сотрудников:
В преподаватели — без ученой степени
Профессиональный стандарт вузовского преподавателя действует в России с 2015 года как рекомендательный. Но уже со следующего года документ должен был стать обязательным для исполнения. Однако, как пишут «Известия» со ссылкой на Совет Федерации, внедрение стандарта решили отложить, поскольку он сильно ограничивал работу педагогов, не имеющих ученой степени. В Минобрнауки изданию подтвердили, что его действительно отменят и доработают. Как это отразится на качестве высшего образования, «Росбалт» спросил экспертов.
«Вообще затея с профстандартами в принципе была не очень понятная. С моей точки зрения, это первая ласточка общего кризиса в этой сфере. Изначально обсуждалось, что это будет комплексная история. На основе профстандартов будут строиться программы подготовки преподавателей. По ним же разработают систему аттестации. И четвертый компонент, который в этом комплексе должен работать — оплата труда. Человек проходит аттестацию, ему присваивается категория или должность, и он за это получает зарплату. Но этот комплекс не сложился. Профстандарты, аттестация и оплата труда не связаны между собой. Кроме того, если мы будем выдерживать весь этот цикл: сначала разработаем профстандарты, по ним — аттестацию, а потом начнем писать по ним учебники и утверждать их, процесс затянется на 10 лет. Это огромная бюрократическая волокита. А изменения в мире происходят гораздо быстрее. Три-пять лет — и придется писать стандарты заново.
01 мая 2021 polrostov 338