Виноградова П А Создание Системы Бесплатной Юридической Помощи В России: Рекомендации К Дальнейшему Сотрудничеству: Сборник Материалов

Наряду с этим следует обратить внимание и еще на одно важное обстоятельство. Для повышения эффективности оказания юридической помощи лицам, обратившимся в юридическую клинику, консультант должен обладать не только профессионально -правовыми знаниями, но и коммуникативной компетентностью, выраженной в способности общения с широкой по своему диапазону средой: с представителями разных возрастных категорий, с людьми, занимающими различное социальное положение в обществе.

В Законопроекте предлагается установить единые требования к лицам оказывающие юридические услуги. Главным критерием для лиц, представляющих интересы в судах при рассмотрении гражданских, административных и арбитражных дел, будет считаться наличие высшего юридического образования.

6.1. В соответствии с общепринятыми международными принципами и нормами, регулирующими адвокатскую деятельность, качество юридической помощи, оказываемой бесплатно, должно быть такого же равноценно высокого уровня, как и качество юридической помощи, оказываемой адвокатами на возмездной основе (тем более что в данном случае оказываемая юридическая помощь является бесплатной для ее получателей, а адвокаты государственной системы БЮП получают оплату своего труда за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).
6.2. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты также руководствуются Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката, поэтому жалобы граждан (получателей БЮП или их законных представителей) на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи подлежат рассмотрению Квалификационной комиссией и Советом Адвокатской палаты Белгородской области в общем порядке.
6.3. В рамках проводимой проверки представленных адвокатом к оплате документов координатор АПБО, ответственный за оказание БЮП член Совета АПБО, президент АПБО или иное назначенное им для проведения проверки лицо вправе запросить у адвоката дополнительные документы или письменное объяснение, а также обратиться с уточняющими вопросами к получателю БЮП.
6.4. В случае если проверка представленных адвокатом к оплате документов показала некачественное оказание бесплатной юридической помощи, координатор АПБО или иное проверяющее лицо вправе в письменном виде потребовать от адвоката устранить допущенные нарушения и в установленный координатором срок представить в АПБО соответствующее документальное подтверждение этого (например, подготовить новый правовой документ, вручить его гражданину под роспись и представить в АПБО заверенную руководителем адвокатского образования копию с отметкой о вручении гражданину исправленного документа).
На указанный период координатор приостанавливает рассмотрение документов в АПБО до устранения нарушений.
В случае невозможности устранения нарушений координатор в письменном виде отказывает адвокату в оплате проделанной работы и предлагает гражданину обратиться к другому адвокату государственной системы БЮП.
6.5. В случае неоднократного оказания адвокатом бесплатной юридической помощи ненадлежащего качества, отказа адвоката в устранении допущенных нарушений или выявленного в рамках проверки злоупотребления при оказании БЮП, координатор АПБО вправе представить президенту или Совету АПБО докладную записку для решения вопроса об исключении адвоката из списка участников государственной системы БЮП.
Примерами злоупотребления являются:
— неоднократное оказание одних и тех же видов БЮП одному и тому же гражданину по одному и тому же вопросу;
— выявленное при проверке представленных адвокатом к оплате письменной консультации или текста иного документа правового характера авторство иных лиц (например, данный материал содержится в справочно-правовых базах, в интернете и т.п.);
— выявленные при проверке представленных адвокатом к оплате документов факты включения в оплату тех видов БЮП, которые в реальности гражданину не оказывались или оказывались в ином объеме или по иным вопросам;
— иные нарушения.
6.6. Участвуя в государственной системе бесплатной юридической помощи и получая оплату своего труда из средств бюджета Белгородской области как субъекта Российской Федерации, адвокаты выполняют функцию реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и обеспечения конституционного права граждан на квалифицированную юридическую помощь и доступ к правосудию.
Правом на получение бесплатной юридической помощи за государственный счет наделены самые социально уязвимые группы населения, которые не имеют иной возможности защитить свои права и нарушенные интересы (включая трудности в самостоятельной защите от некачественного оказания им такой помощи в силу состояния здоровья, правовой неграмотности или иных объективных причин).
С учетом изложенного оказание адвокатами бесплатной юридической помощи ненадлежащего качества не только может повлечь негативные последствия для конкретного получателя БЮП (в том числе в виде причинения неисправимого вреда его правам и законным интересам) или для других адвокатов (в виде значительного снижения установленных тарифов оплаты труда, обусловленного невысоким качеством помощи), но и подрывает авторитет адвокатуры и государства в целом (в том числе путем снижения доверия граждан и общества ко всей государственной системе бесплатной юридической помощи).
Поэтому в случае некачественного оказания адвокатом бесплатной юридической помощи, повлекшего причинение вреда правам и законным интересам гражданина или авторитету адвокатуры (в том числе при отсутствии жалобы гражданина), либо или выявленного в рамках проверки злоупотребления при оказании бесплатной юридической помощи координатор АПБО или иное проверяющее лицо должны обратиться к вице-президенту АПБО с заявлением о внесении соответствующего представления для возбуждения процедуры дисциплинарного производства и применения к адвокату мер дисциплинарного характера, вплоть до лишения статуса.

5.1. Поскольку организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи возложена федеральными законами на Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, то, в целях защиты профессиональных прав адвокатов и недопущения возможных злоупотреблений с их стороны, Адвокатской палатой Белгородской области разработаны и являются обязательными к применению формы документов, приведенные в приложениях к настоящим методическим рекомендациям.
Работа адвокатов по оказанию бесплатной юридической помощи, оформленная ненадлежащим образом, не будет оплачена за счет средств областного бюджета.
5.2. В целях оказания бесплатной юридической помощи под доверителем понимается:
1) гражданин, относящийся к категории, предусмотренной статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ – в этом случае все необходимые документы подписывает лично этот гражданин;
2) представитель гражданина, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, действующий в его интересах и по его поручению на основании закона либо нотариально удостоверенной доверенности (приравненной к ней доверенности) – в этом случае все необходимые документы подписывает представитель с одновременным указанием «действующий в интересах Ф.И.О.».
5.3. В связи со сложностью понимания специальной юридической информации несведущими в этой области лицами, адвокату не рекомендуется оказывать гражданину более 3-х устных консультаций по различным правовым вопросам в течение одного и того же дня.
В случае оказания гражданину нескольких видов бесплатной юридической помощи по одному и тому же вопросу необходимо учитывать следующее:
А) при оказании гражданину и устной, и письменной консультации к оплате может быть предъявлена лишь одна из них (по выбору адвоката);
Б) в случае оказания гражданину сначала письменной консультации, а затем составления обращения в государственные органы /организации или искового заявления, совпадающего по своему содержанию с первоначальной письменной консультацией, к оплате может быть предъявлена лишь один из указанных документов (по выбору адвоката) – поскольку правовая работа адвоката по его подготовке была проделана лишь один раз;
В) при оказании гражданину различных видов бесплатной юридической помощи (например, по вопросу о признании права на жилое помещение оказывается устная консультация, затем составляется исковое заявление и в дальнейшем осуществляется представительство интересов в суде), независимо от количества оказанных устных консультаций к оплате может быть представлена только одна из них – первичная устная консультация, поскольку все остальные устные консультации входят в работу адвоката, оплачиваемую в максимальном размере в рамках судебного представительства.
5.4. Правовое консультирование в письменной форме оформляется в свободной форме; однако следует иметь в виду, что письменная консультация должна представлять собой мотивированное разъяснение законодательства, порядка и условий его применения, рекомендуемых действий и т.п., изложенное свободно читаемым шрифтом и в доступной пониманию юридически неграмотного человека форме, а также должна быть подписана адвокатом и доверителем.
Кроме того, письменная консультация должна отражать конкретные фактические обстоятельств доверителя и содержать указание на них в тексте консультации.
Техническая распечатка статей нормативно-правовых актов или примеров судебной практики является справкой по законодательству, а не письменной консультацией, и оплате за счет средств областного бюджета не подлежит. Указанная справка по законодательству может являться лишь бесплатным приложением к устной консультации по данному вопросу.
5.5. Заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера могут быть составлены как от имени адвоката, так и от имени его доверителя, однако к оплате должны быть представлены только подписанные ими документы.
При этом указанные документы правового характера должны быть составлены мотивированно, со ссылкой на нормы законодательства и указанием на фактические обстоятельства доверителя, с соблюдением необходимых процессуальных правил и общих правил составления деловых бумаг (в том числе, в случае подачи на установленном бланке – должны отвечать всем требованиям, предъявляемым к данному бланку), с приложением всех требуемых документов.
Не подлежат оплате за счет средств областного бюджета:
— простые адвокатские запросы на выдачу каких-либо документов в отношении доверителя, содержащие отсылку на пп.1 п.3 ст.6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и перечень требуемых документов (справок, характеристик и иных документов), поскольку при необходимости указанные документы может предоставить непосредственно гражданин;
— простые заявления и ходатайства, поданные во время участия адвоката в судебном заседании (например, о рассмотрении дела в отсутствии доверителя; о приобщении документов к материалам дела и пр.), поскольку они входят в работу адвоката, оплачиваемую в максимальном размере в рамках судебного представительства;
— повторяющиеся по смыслу и по тексту обращения, направляемые различным адресатам (поскольку работа адвоката по составлению мотивированного текста была проделана один раз, а правила составления деловых бумаг допускают одновременную адресацию одного документа нескольким заявителям).
5.6. Представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях:
Учитывая, что данный вид юридической помощи оплачивается в максимально возможном размере, он требует наиболее полного подтверждения документами, из которых следует именно активная работа адвоката, осуществляемая от имени доверителя и в защиту его интересов (например, участие адвоката в судебном заседании; ознакомление с материалами исполнительного производства; участие в заседании комиссии органа опеки и попечительства и пр.).
В этом смысле не признается представительством интересов гражданина в государственных органах и организациях, например, личная подача адвокатом заявления от имени доверителя в часы приема граждан, поскольку данное заявление могло быть направлено по почте или подано непосредственно доверителем (доводы о том, что адвокат «лично отвез заявление на своем транспорте, ждал в очереди и сдал заявление под штампик», являются безосновательными).
Следует также иметь в виду, что судебное представительство имеет свои особенности:
1) Участие адвоката в беседе по гражданскому делу и предварительное ознакомление с материалами дела являются разновидностями работы адвоката в суде и оплачиваются по общим правилам.
Однако ознакомление с материалами дела после вынесения судебного решения охватывается общей стоимостью участия адвоката в последнем судебном заседании и отдельной оплате не подлежит, поскольку моментом окончательного выполнения поручения на работу в суде первой инстанции является именно последний день участия адвоката в судебном заседании.
В случае если адвокат оказывает БЮП во второй (апелляционной) инстанции, не принимая участия в рассмотрении дела судом первой инстанции, то в общем пакете документов на оплату он должен представить в АПБО копию решения суда первой инстанции.
2) В случае необходимости участия адвоката в разбирательстве дела судом иного субъекта Российской Федерации (например, по месту нахождения ответчика), такое судебное представительство также может быть оплачено за счет средств областного бюджета, если доверитель проживает на территории Белгородской области и относится к категории граждан, имеющих право на подобный вид бесплатной юридической помощи, а участие адвоката в судопроизводстве подтверждено всеми требуемыми документами. Однако в этом случае проезд адвоката к месту судебного разбирательства, проживание, командировочные и иные расходы производятся за счет доверителя.
3) В случае если из представленных на оплату документов по судебному представительству явно следует, что адвокатом были нарушены требования статьи 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ (отсутствие правовой позиции по делу, наличие вступившего в законную силу решения суда по тому же вопросу и т.п. обстоятельства), эта работа адвоката не будет оплачена за счет средств областного бюджета.
4) В целях соблюдения принципа равенства адвокатов при проверке качества оказанной ими бесплатной юридической помощи в случае участия адвоката в качестве представителя в судебном разбирательстве гражданского дела мировым судьей адвокат должен подать заявление о составлении мотивированного решения суда в порядке ч.3 ст.193 ГПК РФ и впоследствии представить в общем пакете документов заверенную копию данного мотивированного решения (независимо от исхода дела для доверителя).
5.7. Поступившие в Адвокатскую палату документы по оказанию адвокатами бесплатной юридической помощи после их регистрации в журнале входящей корреспонденции передаются координатору этой работы от АПБО, который проводит проверку соответствия представленных материалов требованиям законодательства и локальных актов АПБО, после чего в установленном порядке оформляет соответствующие документы для оплаты за счет средств областного бюджета.
В случае выявления каких-либо нарушений порядка оказания бесплатной юридической помощи, ненадлежащего оформления документации либо некачественно оказанной юридической помощи, координатор:
— при наличии возможности устранения нарушений в разумные сроки приостанавливает рассмотрение документов до момента устранения нарушений, уведомив об этом адвоката, представившего данный пакет документов;
— в случае невозможности устранения нарушений в разумные сроки готовит письменный мотивированный ответ адвокату, представившему данный пакет документов, об отказе в передаче документов на оплату за счет средств областного бюджета (в сложных случаях отказ в оплате за счет средств областного бюджета дополнительно проверяется и подписывается президентом АПБО).
Все вопросы и обращения, связанные с оказанием адвокатами бесплатной юридической помощи (за исключением жалоб доверителей, рассматриваемых Квалификационной комиссией АПБО), разрешаются в рабочем порядке координатором этой работы от АПБО либо президентом АПБО.

Вам может понравиться =>  Договор купли продажи 2022 ворд

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.

Цель законопроекта — отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.

Бесплатная юридическая помощь в России — миф или реальность

Так что изначально ресурс создавался для решения именно практических задач, а не формального соблюдения неких нормативных требований. Основная цель, которую мы преследовали, это создание современной модели взаимодействия, одинаково удобной и для юристов и для обращающихся за консультаций граждан, позволяющей при этом молодым специалистам эффективно нарабатывать опыт правового консалтинга.

В настоящее время, помимо практического юридического консалтинга, я являюсь заместителем руководителя Российского юридического клуба, занимаюсь научной и преподавательской деятельностью, в том числе провожу авторские курсы, мастер-классы и тренинги повышения квалификации для сотрудников юридических служб нефтегазовой сферы и адвокатов.

11 Создание процедур предоставления БЮП в экстренном порядке Рекомендации по развитию государственной системы БЮП Закон «О бесплатной юридической помощи» дает органам власти субъектов федерации право устанавливать порядок оказания БЮП в экстренных случаях лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, сравнительно небольшое число регионов воспользовалось этим полномочием. Экстренный порядок оказания помощи придает необходимую гибкость программам БЮП и, тем самым, повышает их эффективность. В связи с этим при создании новых и при развитии уже имеющихся программ БЮП региональным органам власти рекомендуется создать порядок оказания БЮП в экстренных случаях. При разработке такого порядка рекомендуется определить: куда, в какие органы, учреждения или организации гражданин может обратиться с запросом об оказании БЮП в экстренном порядке; какие органы, учреждения, организации или должностные лица могут принимать решение об оказании БЮП в экстренном порядке; на основании каких критериев положение обращающегося за помощью гражданина будет оцениваться как трудная жизненная ситуация, требующая оказания БЮП в экстренном порядке; в какие сроки и в какой форме должны приниматься решения об оказании БЮП в экстренном порядке. При разработке экстренного порядка оказания БЮП рекомендуется учесть опыт ранее действовавших в стране программ бесплатной юридической помощи. Из этого опыта следует, что в ряде случаев граждане по независящим от них причинам не могут удостоверить свое право на получение бесплатной юридической помощи, хотя со всей очевидностью являются малоимущими. Например, граждане, утратившие удостоверение личности или место жительства, не могут воспользоваться юридической помощью для восстановления документов или защиты права на жилище, поскольку не могут предъявить паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства. Или гражданин не может получить помощь в разрешении трудового спора, поскольку работодатель отказывается выдать справку о размере заработной платы, а без нее невозможно получить справку о том, что среднедушевой доход его семьи ниже прожиточного минимума 11. Механизм экстренной помощи должен дать людям, находящимся в таких или аналогичных ситуациях, возможность получить бесплатную юридическую помощь. Также рекомендуется обратить внимание на основания для оказания БЮП в экстренном порядке, предусмотренные некоторыми региональными законами о бесплатной юридической помощи. Например, в Вологодской области помощь в экстренном порядке могут получить пострадавшие от пожаров и стихийных бедствий, а в Пермском крае пострадавшие от катастроф и террористических актов. Приведение видов и объема услуг, оказываемых в рамках программ БЮП, в соответствие с целью защиты и восстановления прав и законных интересов получателей БЮП Действующее федеральное и региональное законодательство регламентирует виды и объемы юридических услуг, оказываемых тем или иным категориям граждан по тем или иным типам дел. Действенность программы БЮП зависит от того, насколько эта регламентация соответствует способам разрешения такого рода дел, установленным законами и сложившимся в правоприменительной практике. При создании новых и развитии уже существующих программ БЮП рекомендуется удостовериться в разумности ограничений на объемы и виды предоставляемой помощи. Выявление несоответствий является одной из задач мониторинга. В тех регионах, где программы БЮП работают на практике в течение некоторого времени, рекомендуется обратиться к субъектам оказания БЮП за информацией о том, не мешают ли существующие ограничения на виды и объем помощи эффективно разрешать правовые проблемы 11 Получить дополнительную информацию об этой проблеме можно, ознакомившись с материалами круглого стола «Исполнение закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: региональный контекст», размещенными на сайте Института «Право общественных интересов»: Aid-Implementation.html. 11

Вам может понравиться =>  7730045532 Какой Фсс

4 Исследование потребностей граждан в правовой помощи. Общие замечания к исследованию, Асмик Новикова Цель исследования Периодичность проведения Особенности выборочной совокупности Организация проведения исследования Приложение Методология исследования «Оценка потребностей граждан в доступе к правовой помощи», Асмик Новикова Анкета к исследованию потребностей граждан в правовой помощи Аналитический отчет по исследованию «Оценка потребностей граждан в юридической помощи». 56

Российская Федерация Программный Офис Совета Европы в Москве

  • Улучшение доступа к бесплатной юридической помощи и защита гражданских прав для людей с низким уровнем доходов, пожилого возраста, с ограниченными возможностями или психическими заболеваниями, лиц, лишенных дееспособности, и их опекунов, детей-сирот и их опекунов, и детей, находящихся в государственных учреждениях;
  • Повышение эффективности государственного финансирования юридических услуг и других форм бесплатной юридической помощи и, как результат, рост числа обращений за бесплатными юридическими услугами среди социально незащищенных и уязвимых групп населения для защиты их гражданских прав;

Данный проект направлен на улучшение доступа к правосудию для малоимущих граждан и других социально незащищенных групп населения в Российской Федерации путем совершенствования реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Основными целями проекта являются:

3. Органы местного самоуправления при обращении к ним гражданина (его представителя) за получением бесплатной юридической помощи на основании документов, представленных им, определяют наличие правовых оснований для оказания гражданину бесплатной юридической помощи и устанавливают, к компетенции какого органа относится оказание бесплатной юридической помощи, в зависимости от чего принимают в день устного обращения гражданина (его представителя) или в течение трех дней со дня получения письменного обращения одно из следующих решений:

— Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Adblock
detector