Закон 115 фз последняя редакция 2022 удостоверения

Указанное положение определяет в том числе порядок организации и проведения дистанционного мониторинга, права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статье 71 настоящего Федерального закона, возникающие в связи с организацией и осуществлением контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, порядок взаимодействия уполномоченного органа с контрольными (надзорными) органами и организациями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, по вопросам организации указанного контроля (надзора).

1) в части первой статьи 2 слова «государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом,» заменить словами «адвокатов, нотариусов, доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, адвокатских и нотариальных палат субъектов Российской Федерации, саморегулируемых организаций аудиторов»;

4. При организации контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения органами и организациями, указанными в пункте 2 настоящей статьи, применяется риск-ориентированный подход, предусматривающий отнесение деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 71 и 71-1 настоящего Федерального закона, к определенному уровню риска несоблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, формируемому ими в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, секторальной оценки рисков, дистанционного мониторинга.

3. Уполномоченный орган в целях выявления риска несоблюдения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, лицами, указанными в статьях 71 и 71-1 настоящего Федерального закона, требований, установленных настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, организует и проводит дистанционный мониторинг, заключающийся в анализе поступающей в уполномоченный орган информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный орган и соответствующие контрольные (надзорные) органы в установленном каждым из них порядке проводят оценку рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, лиц, указанных в статьях 71 и 71-1 настоящего Федерального закона, по секторам экономической деятельности (секторальная оценка рисков) с учетом результатов национальной оценки рисков.

— лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещен (напомним, что вышеупомянутый реестр размещен Роскомнадзором по ссылке https://eais.rkn.gov.ru/)

Так, с 13.07.2022 года организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации без полученной в установленном порядке лицензии, в случае, если законодательство Российской Федерации в отношении такой деятельности предусматривает ее наличие, а также осуществлять по поручению таких лиц операции с денежными средствами или иным имуществом. Также им запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Поднадзорные Банку России некредитные финансовые организации будут обязаны обновить свои правила внутреннего контроля в трехмесячный срок с даты вступления в силу, а ювелиры, организации сектора ДМ и ДК, агентства недвижимости, лизинговые и факториноговые компании, операторы по приему платежей и некоторые другие — в месячный .

С января 2022 года усилится контроль по 115 ФЗ


13.07.2022 был опубликован Федеральный закон №208-ФЗ вносящий ряд поправок в 115-ФЗ.
Изменения, предусмотренные данным законом, вступят в силу c 10.01.2022 года и нацелены на ужесточение контроля за движением наличных денег юридических лиц, а именно, из закона выводят все исключения по операциям с наличными деньгами на сумму от шестисот тысяч рублей. Данные операции будут попадать под контроль Росфинмониторинга.

Так же Банки будут предоставлять в Росфинмониторинг, а следовательно, и запрашивать у клиентов, сведения об операциях по сделкам с недвижимостью на сумму от трех миллионов рублей. В текущей редакции закона Банки были обязаны предоставлять данную информацию при операциях по сделкам от трех миллионов рублей в случае перехода права собственности на объект недвижимости.

Отталкиваясь от поправок содержащихся в №208-ФЗ от 13.07.2022 года, под контроль не попадут следующие операции:

  • Размен денежных средств в банке.
  • Покупка ценных бумаг за наличные деньги физическим лицом.
  • Перевод денежных средств некредитными организациями, если данный перевод происходит по поручению клиента.
Вам может понравиться =>  В Какой Срок Дознаватель Обязан Отправить Постановление Об Отказе

Контроль операций с денежными средствами и имуществом: нововведения января

Снижено пороговое значение сумм при определении операций, подлежащих обязательному контролю, в отношении операций по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, открытые для осуществления расчетов по гособоронзаказу. Это значение уменьшено с 50 млн до 10 млн руб.

Также с 30 января содержание реализуемого организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, внутреннего контроля дополнится мероприятиями по проведению в ряде случаев упрощенной идентификации клиентов – физлиц, установлению информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом. Упрощенная идентификация физлиц в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма будет предусмотрена при выплате, передаче или предоставлении являющемуся участником лотереи клиенту-физлицу выигрыша на сумму менее 15 тыс. руб. Будет уточнен и порядок принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) при наличии подозрений о том, что целью его заключения является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, либо решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Причем для последнего случая с 10 до 7 рабочих дней сократится срок рассмотрения осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом организацией документов или сведений, представленных клиентом, и оповещения его об устранении оснований, способствовавших отказу от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) (Федеральный закон от 30 декабря 2022 г. № 536-ФЗ).

Если ранее содержание п. 4 ст. 6 Закона № 115-ФЗ предусматривало только обязанность по представлению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, сведений о подлежащих обязательному контролю операциях непосредственно в уполномоченный орган, то теперь в нем подробно расписано, какая организация и в отношении каких операций должна представлять в Росфинмониторинг необходимые сведения. Так, конкретные исчерпывающие перечни контролируемых операций, по которым требуется представление сведений, установлены для:

Отметим, в своем Письме от 11 сентября 2022 г. № 12-4-4/3908 «О применении отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ» Банк России напоминает, что обязанность кредитной организации по направлению сведений в уполномоченный орган о подлежащих обязательному контролю операциях возникает при наличии всей информации, необходимой для квалификации операций в качестве подлежащих обязательному контролю. «В целях выявления подлежащей обязательному контролю операции кредитная организация вправе запросить у клиента дополнительную информацию и документы, необходимые для исполнения обязанности, установленной Законом № 115-ФЗ», – указывается в документе.

Нормы Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) ежегодно корректируются. Только в 2022 году было принято 9 нормативных правовых актов, вносящих изменения в его отдельные статьи. Причем срок начала действия большинства принятых в прошлом году поправок датируется январем 2022 года. Некоторые из них вступили в силу с начала месяца, другие – с 10 января, а остальные начнут действовать с 30 января. Самым масштабным в плане поправок можно признать Федеральный закон от 13 июля 2022 г. № 208-ФЗ (далее – Закон № 208-ФЗ).

Бизнес из рисковых отраслей вынужден вызубрить все классификаторы, и следить за меняющимися требованиями к финансовому поведению. Быть внимательным в выборе контрагентов, не только опираясь на условия и личную симпатию, но и репутацию будущих партнёров в соответствующих базах.

Для банков, пока что, мало что меняется. Они по-прежнему будут блокировать счета, чтобы не выйти за отведённый им лимит сомнительных операций, рискуя своей лицензией. Скоринг-алгоритмы, которыми пользуются банки, не делают поправку на особенности бизнеса. AML-системы финмониторинга банков срабатывают автоматически, если в движениях по счёту клиента обнаружены признаки, указывающие на необычный характер сделки .

В реалиях российского бизнеса, огромное количество компаний не может существовать в рамках требований закона. Если бы блокировки касались только злостных обнальщиков, статьи подобные этой не набирали бы десятки тысяч прочтений. Все ищут выгодных условий и возможности распоряжаться своими средствами так, как им нужно. Грузоперевозки, строительство, сфера услуг и IT — не понаслышке об этом знают, спросите 😉

Понятным языком рассказываем, как будут строиться отношения бизнеса с контролирующими органами и банком. Скажем сразу, это не очередная статья с описанием поправок, пугающая размытыми формулировками. Быстро разберёмся с тем, что происходит, и пойдём резать салаты 🙂

Последний пункт интересен тем, что в 2022-м году, от общего объема схем обналичивания, четверть пришлась именно на исполнительные листы . В пандемию такие операции можно было совершать в обход судов, оформив документы через нотариуса или КТС. Банки, даже заподозрив неблагонадёжность таких операций, по закону не имеют права отказать в их проведении, под угрозой больших штрафов.

Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2022 году

В интернете ходят слухи, что теперь контроль за обычными переводами будет строже, а если человек снимет со счета от 600 000 Р — данные попадут в Росфинмониторинг и ФНС спросит об источнике дохода. А за переводы с карты на карту чуть ли не штрафовать собираются. Еще усиливается контроль за почтовыми переводами и сделками с недвижимостью.

Это еще один новый вид операций под обязательным контролем. С 10 января возврат неиспользованного аванса за услуги связи привлечет внимание Росфинмониторинга, если сумма составит 100 000 Р и более. Сведения о выводе денег таким способом передают операторы связи.

Вам может понравиться =>  Акт О Выявленных Недостатках После Ремонта

Но физлиц и самозанятых все это не касается. В законе нет и не было такой нормы, чтобы любое снятие наличных с карты на сумму больше лимита попадало в Росфинмониторинг. Там еще с 2022 года есть условие о контроле за операциями по снятию наличных в банкоматах — но только с карт, выпущенных иностранными банками. Причем не во всех государствах, а только в тех, что есть в специальном перечне.

Покупка кольца или цепочки в ювелирном магазине тоже может попасть под обязательный контроль, если стоимость изделия больше 600 000 Р . Но кроме контроля есть еще требование об идентификации клиента — то есть проверке его паспорта и фиксации данных о покупке.

Как было раньше. Есть операции, которые подлежат обязательному контролю. То есть информация о них передается в Росфинмониторинг. В числе таких операций покупка валюты, приобретение ценных бумаг за наличные, внесение наличных в уставный капитал. Полный список — в статье 6 ФЗ № 115-ФЗ.

При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию), операторов инвестиционных платформ, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов, операторов финансовых платформ, операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов — Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.

открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, за исключением случаев использования информации и документов в соответствии с правилами, установленными пунктом 1.5-4 настоящей статьи, при которых клиент либо представитель клиента был идентифицирован при личном присутствии организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которая является участником банковской группы или банковского холдинга и в которую входит соответствующая кредитная организация, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, запрещается принимать на обслуживание, а также осуществлять операции с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги с использованием сайта в сети «Интернет», в случае, если доменное имя этого сайта, указатель страницы этого сайта содержатся в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Последние уточнения и расширения «антиотмывочного» закона в целом «существенно ограничат» свободу предпринимательской деятельности и повлекут приостановки по многим операциям, уверена Наталья Ушакова. «А существующая в настоящий момент тенденция позволяет предположить, что законодатель и далее будет оперативно реагировать на актуальные изменения в структуре проводимых операций и продолжать ужесточать законодательство», – делится ожиданиями эксперт.

Наконец, еще одно изменение напрямую не связано с «антиотмывочным» законом, но вписывается в общую тенденцию усиления контроля за расчетами граждан. С 6 января 2022 года банки начали делиться с ФНС информацией об открытии и закрытии электронных кошельков. Изменения касаются пользователей всех крупнейших платежных сервисов, таких как «Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и других. «Такая практика давно уже распространяется на банковские счета, теперь аналогичные правила ввели и для электронных кошельков», – комментирует Ольга Кривошейкина.

Некоторые эксперты также говорят о возникшей у покупателей обязанности подтверждать происхождение средств, потраченных на покупку недвижимости дороже 3 млн руб. «Но и в этой части регулирование не поменялось, право финансовых организаций запрашивать подтверждение происхождения средств при крупных операциях было и до вступления в силу поправок», – рассказывает Кривошейкина.

Теперь контролю подлежат все операции дороже 3 млн руб. при сделках с недвижимостью, а не только сделки, результатом которых становится переход права собственности на недвижимое имущество (как правило, договоры купли-продажи). «Но на самом деле, нельзя сказать, что регулирование в этой сфере кардинально изменилось», – отмечает эксперт. Ведь риелторы и раньше отчитывались по сделкам с недвижимостью свыше 3 млн руб.

Обратить внимание на изменения следует и участникам гособоронзаказа. Порог контроля по операциям для них снизили в пять раз – с 50 до 10 млн руб. По мнению Натальи Ушаковой, это обусловлено прежде всего актуальным дроблением лотов, операций и фактических платежей.

  1. Любые зачисления на счет или снятия со счета юридического лица наличных денежных средств вне зависимости от характера его хозяйственной деятельности;
  2. Операции по зачислению или списанию денежных средств со счета иностранной структуры без образования юридического лица (например, партнерства, траста) в течение первых трех месяцев с даты ее регистрации, либо при проведении первой операции с даты открытия счета;
  3. Выплата или передача физическим лицам выигрыша по результатам проведения азартных игр и лотерей;
  4. Операции в наличной или безналичной форме по сделкам с недвижимым имуществом, не предполагающим переход права собственности на нее, если сумма операции составляет не менее 3 000 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
  5. Зачисления на счета и списания с них денежных средств во исполнение договоров лизинга, если сумма операции составляет не менее 600 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
  6. Почтовые переводы на сумму не менее 100 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте;
  7. Возврат предоплаты за услуги связи, если неиспользованный остаток такой предоплаты составляет сумму не менее 100 000 рублей или ее эквивалент в иностранной валюте.
Вам может понравиться =>  Проезд Московских Пенсионеров По Социальной Карте Москвича На Общественном Транспорте В Московской Области

Изменения внесены в статью 6 ФЗ-115 и предполагают как исключение из нее некоторых операций, ранее подлежавших обязательному контролю, так и распространение обязательного контроля на ранее отсутствовавшие в данной статье финансовые операции физических и юридических лиц.

  1. Обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  2. Перевод денежных средств за границу на счет или вклад анонимного владельца, либо получение средств из-за границы с такого счета или вклада;
  3. Получение движимого имущества по договорам лизинга;
  4. Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;
  5. Страховые выплаты от нерезидентов.

Изменился и порядок представления отчетности о подлежащих обязательному контролю операциях клиентов в Росфинмониторинг. Отчетность подается конкретными организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов, не по всем перечисленным в ФЗ-115 контролируемым операциям, а только по тем, которые непосредственно отнесены законом к их виду деятельности.

Закон 115 фз последняя редакция 2022 удостоверения

Издан Федеральный закон от 24 февраля 2022 г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования правового статуса лиц без гражданства».

Установлено, что временное удостоверение личности лица без гражданства выдается в случае отсутствия у такого лица документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и в случае отсутствия государства, в которое данное лицо может выехать при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении его решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации или реадмиссии.

Кроме этого, установлено, что полиция будет вносить в банки данных информацию о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых составлено заключение об установлении личности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также о лицах, получивших временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации.

Уже сейчас многие банки используют цветную маркировку при проведении платежей, чтобы клиент мог оценить риски работы с тем или иным контрагентом. Действуют специальные сервисы для проверки как внутри банка (часто они входят в тарифы РКО), так и в качестве отдельных приложений. Поэтому подготовиться к предстоящим изменениям можно уже сейчас.

Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.

Пока что неизвестно, какие критерии будут влиять на решение ЦБ, они будут устанавливаться Центробанком и Росфинмониторингом совместно. Но ввод в работу платформы запланирован уже на конец 2022 года, а полномасштабное использование — с 1 квартала 2022 года, поэтому, скорее всего, принятие изменений в законодательство произойдет уже в середине-конце 2022 года.

  • Платежи по договору лизинга (и зачисление, и списание) от 600 тысяч рублей. Лизинг — комбинация аренды и продажи в рассрочку, поэтому не удивительно, что и он попал под контроль. Тем более что в лизинг можно приобрести недвижимость.
  • Операции по зачислению и снятию со счета организации наличных от 600 тысяч рублей. Этот пункт больше всего возмутил предпринимателей. Ведь ранее закон предписывал подвергать контролю только операции на ту же сумму, которые не были связаны с непосредственной хозяйственной деятельностью организации. А теперь Росфинмониторинг будет получать информацию обо всех операциях, в том числе о снятии наличных на заработную плату или подотчет, для выплаты дивидендов, расчетов с поставщиками и т.д., внесение выручки в сумме свыше 600 тыс. руб. тоже подпадает под ОПОК.

Если сделка заключена с какими-то другими, вероятно незаконными, целями и проводится только на бумаге, а руководитель не может внятно объяснить, зачем покупает целый автопарк, то банк заблокирует счет и будет требовать доказательств реальности сделки. Если в итоге они не будут представлены, то организация рискует оказаться в черном списке и на особом контроле. Это значит, открыть счет в любом другом банке будет практически невозможно, ФНС тоже подключится, возможна выездная проверка, встречная проверка (т.е. проверят того самого ИП, с которым заключался договор), снять заблокированные средства или перевести их на другой счет будет проблематично — за такие операции банк взимает дополнительные повышенные комиссии.

Adblock
detector