Характеристика Условий И Характера Труда Врача Стоматолога

Эффективная профессиональная деятельность врача стоматологического профиля в значительной степени зависит от условий труда [4]. Полученные рядом исследователей данные по гигиенической оценке условий труда и организации трудового процесса [2] в настоящее время требуют существенного дополнения в связи с тем, что в стоматологии за последнее десятилетие активно внедрялись новые современные лечебно-диагностические технологии, оборудование, лекарственные препараты, что привело к модификации профессиональных вредностей на рабочих местах врачей-стоматологов [5].

Цель исследования – оценить особенности сочетанного влияния факторов производственной среды и трудового процесса на функционирование профессионально значимых органов и систем врачей-стоматологов различного профиля для научного обоснования системы управления профессиональными рисками для здоровья и разработки комплекса мероприятий по улучшению условий труда и повышению уровня резервных возможностей организма врачей-стоматологов.

Искусственное освещение кабинетов создавалось за счет общего, местного, а чаще всего комбинированного освещения, создаваемого лампами накаливания и люминесцентными лампами. Уровни общей искусственной освещенности, создаваемой люминесцентными лампами, были явно недостаточными (280±2,4 лк) и не достигали требуемых величин (не менее 500 лк). Показатели комбинированной освещенности (871,3±3,9 лк) были также ниже нормативных величин. Таким образом, показатели освещенности на рабочих местах стоматологов можно отнести к классу 3.1., что соответствует вредному классу условий труда первой степени.

По совокупности представленных выше данных, деятельность медицинских работников стоматологического профиля можно отнести к 3 классу 3 степени напряженности трудового процесса, когда интеллектуальная нагрузка проходит при значительном недостатке сведений и необходимости создания новой информации, а эмоциональная нагрузка проявляется в интенсивности факторов, обусловливающих отрицательные эмоции: опасение за здоровье больного, резкий дефицит времени и высокая ответственность при проведении лечебных манипуляций, длительность сосредоточенности внимания при лечении, особая точность действий, существенная напряженность зрения, воздействие бактериального аэрозоля.

20. Петренко Н.О. Анализ заболеваемости инфекциями, передающимися гемоконтактным путем у медицинского персонала стоматологического профиля. Материалы 66-ой научно – практической конференции студентов и молодых специалистов Саратовского государственного медицинского университета: «Молодые ученые -Здравоохранению региона». Саратов. 2005; 147-151.

Результаты. Значительный процент врачебных специальностей составляют медицинские работники стоматологической направленности. Развитие и внедрение инновационных технологий, расширение аппаратурных и медикаментозных методов лечения в стоматологии увеличило ряд вредных факторов труда специалистов этой области.

Ассистент играет значимую роль, он делает работу врача стоматолога менее напряженной и уменьшает количество затраченного времени. Однако 60% врачей работают без ассистента, это снижает удобство в работе при выполнении сложных манипуляций и увеличивает количество времени затраченного на одного пациента. Как следствие перерыв между пациентами сокращается и к концу рабочего дня доктор находится в состоянии физического и психологического напряжения.

При снижении активности иммунитета мы становимся восприимчивее к разному рода заболеваний, в том числе и обострению уже имеющихся — хронических заболеваний. Это имеет особое значение в зимний период, где на фоне сниженного иммунитета (нехватка солнечных лучей, а значит нехватка витамина Д) иммунитет ослабляется еще сильнее, что повышает вероятность заболевания врача стоматолога острыми респираторными вирусными инфекциями, аденовирусом, а также повышается вероятность заражения различными видами болезней от пациентов непосредственно на стоматологическом приеме.

Путь к успеху в работе стоматологом

  • Во-первых, на протяжении всей истории развития человечества люди стремились улучшить качество и длительность жизни. Одним из способов преуспеть в этих начинаниях были научные изыскания в области медицины. Проблема лечения зубных заболеваний упоминалась еще в трудах Гиппократа. Эти же вопросы волнуют и наших современников.
  • Во-вторых, ухудшение качества пищи, повсеместное добавление сахара и сахаросодержащих продуктов, избыточное количество химических соединений в нашем ежедневном рационе ускоряет процессы разрушения зубов, что, в свою очередь, повышает спрос на врачей-стоматологов.
  • В-третьих, технологические возможности современной стоматологии расширяют круг компетенций дантиста и позволяют решать более серьезные проблемы, например: изменять прикус, подсаживать костную ткань, моделировать, создавать и применять разные виды протезов.
  • Повышать свои профессиональные навыки и расти по карьерной лестнице, пиком которой является пост главного врача.
  • Развиваться в области научных изысканий и заниматься теоретическими аспектами решения стоматологических проблем. Для этого доктору нужно поступить в аспирантуру, а затем стремиться к докторской диссертации и научным степеням.
Вам может понравиться =>  13 Зарплата В Сбербанке Расчеты

Стоматология является одной из самых динамично развивающихся отраслей медицины, для которой характерна постоянная и высокая востребованность самыми широкими слоями населения [3]. Так, по оценкам BusinesStat, объем рынка стоматологии в Росси в 2010-2012 гг. увеличился на 6 % – до 243,2 млн. приёмов. Факторами, поддерживающими стабильный спрос на стоматологические услуги, послужили: повышение среднего возраста пациентов в силу общего «старения» населения, распространения практики «профилактических» посещений дантистов, а также устойчивая потребность в «перелечивании» зубов. По данным Федеральной службы государственной статистики численность персонала стоматологических учреждений с 2008 по 2012 года возросла с 82,9 тыс. человек до 86,3 тыс. человек. В структуре специалистов стоматологического профиля стоматологи составляют 69,8 %. Наибольшее количество стоматологов работают в терапевтической стоматологии – 42,1 %. Второе и третье место занимают ортопеды – 17,2 % и стоматологи общего профиля 17,0 %. Далее идут стоматологи-хирурги – 10 %, детские стоматологи – 9,2 %, ортодонты – 3,4 % и челюстно-лицевые хирурги – 2,1 %.

Общеизвестно, что условия и организация трудового процесса, образ жизни влияют на эффективность труда работника [5,8,9], данное утверждение также применительно и к медицинскому персоналу, в частности к стоматологам. Причем актуальность этого тезиса возрастает с осознанием того, что объектом профессиональной деятельности врача является человек. Важно отметить, что за последние десятилетия в стоматологии, как ни в какой другой отрасли медицины, шло активное внедрение новых лечебно-диагностических технологий, современного оборудования, новых медикаментозных [1,2,3]. Так, по данным В.К. Дзугаева (2003) для проведения качественного стоматологического лечения требуется свыше 700 наименований современных технологических средств, в том числе сложных и дорогостоящих, и материалов. Как отмечают В.М. Шилова, С.А. Ёлдашев, (2004, 2005), В.Л. Ковальский (2005), за последние годы произошла практически полная замена пломбировочных материалов. Обращает на себя внимание тот факт, что в современной научной литературе отсутствуют работы по нормированию труда в детской стоматологической практике в связи с недостатком данных об истинных особенностях условий труда врачей этой специальности. A.M. Соловьева (1996, 1998, 1999), В.Л. Ковальский (2004) и Р. Axelsson (2000) отмечают, что особенностью работы врачей-стоматологов при оказании помощи детям является разный алгоритм действий врача в зависимости от возраста детей, физиологического состояния зубочелюстной системы, сроков прорезывания зубов и формирования корней. В практике врачей-стоматологов детских активно используются новые методы эндодонтического лечения, пломбирования зубов стеклоиономерными цементами; компомерами, композитными материалами, восстановления целостности коронок зубов методом художественной реставрации, штифтов, применение которых требует использование медицинского оборудования, что, в свою очередь влияет на тяжесть трудового процесса врачей-стоматологов [10]. Другой особенностью организации стоматологической помощи детям заключается в необходимости психологической подготовки детей и родителей к приему врачом-стоматологом. Становится очевидным, что это оказывает существенное влияние на напряженность трудового процесса детского врача стоматолога и может способствовать развитию профессионального стресса у врача [12].

Вам может понравиться =>  Сколько дней дается на дорогу к отпуску сотруднику овд

Красноярского края

Стоматолог-ортодонт. Данный специалист занимается устранением деформаций, которые являются следствием возрастных изменений. Обычно он работает с неправильным прикусом, устраняет его путем установки скоб, пластин и брекетов.
Детский стоматолог. Спектр его обязанностей схож со стоматологом-терапевтом. Только работает он с детьми и подростками. Данному специалисту важно уговорить ребенка лечить зубы, научить пациентов правилам ухода за полостью рта.

В Россию же данная отрасль знаний пришла во времена правления Петра Первого. Именно он ввел профессию стоматолога официально. С данного момента в нашем государстве начинается стремительное развитие стоматологического дела. В 1881 году в Санкт-Петербурге появляется первое учебное заведение, которое готовит будущих стоматологов. За ним подобные учреждения открываются по всей территории государства.

Для решения задач были использованы следующие методы исследования: нормативный (соответствие требованиям СанПиН 2.1.3.2630-10); документальный (использование внутренних документов организаций); гигиенический (оценка площади помещений, освещения, температурно-влажностного режима, показателей воздухообмена по содержанию в воздухе СО2); социологический: анкетирование по вопросам состояния здоровья (11 вопросов); оценка психоэмоциональной нагрузки по опроснику, разработанному американскими психологами К. Маслачем и С. Джексоном, в варианте, адаптированном Н.Е. Водопьяновой [8; 9].

Проведен анализ показателей условий труда врачей-стоматологов. Поликлиника № 1 размещена в приспособленном здании, где площадь ортопедического и терапевтического кабинетов недостаточная на одно рабочее место, площадь хирургического кабинета в норме (табл. 1). Температура воздуха и влажность в кабинетах значительно превышали установленные нормы. Местное освещение в ортопедическом и хирургическом кабинетах ниже установленных нормативов.

Электронный научный журнал Международный студенческий научный вестник ISSN 2409-529X

Разработка и организация профилактических мероприятий по созданию оптимальной рабочей среды для врачей-стоматологов должны быть направлены на соблюдение гигиены труда, устранение неблагоприятных профессиональных факторов в работе, профилактику и укрепление здоровья.

Исследования проводили на базе 5 муниципальных стоматологических поликлиник г. Волгограда. Было проведено анкетирование 82 врачей-стоматологов терапевтического профиля. Из них 22,6% – мужчины, 77,4% – женщины. Имели стаж работы менее 5 лет – 11,3%; от 5 до 10 лет – 17,7%; 10-15 лет – 29%; более 15 лет – 41,9% респондентов.

Современное состояние условий труда врачей-стоматологов Текст научной статьи по специальности; Науки о здоровье

Эквивалентные уровни шума при работающем высокоскоростном оборудовании значительно превышают предельно допустимые нормативы. Под влиянием шума наступают изменения в различных органах и системах врачей-стоматологов, негативно влияющие на их состояние здоровья и работоспособность. Особенно значимо влияние шума на профессионально важные функции организма врачей. Шум приводит к ослаблению внимания, памяти, удлиняет время двигательной реакции на световые и звуковые сигналы, приводит к утомляемости зрительного анализатора, изменяет чувствительность глаза к различным цветам и дневному свету. Страдает координация движений, нарушается точность оценки расстояния при движении руки, нарушается оценка необходимой мышечной силы, которую надо приложить при определенных операциях и манипуляциях. Кроме того, работа на турбинных установках в условиях повышенной шумовой нагрузки негативно отражается и на самом слуховом аппарате врачей-стоматологов, одним из профессионально обусловленных заболеваний которых является нейросенсорная тугоухость [2].

особенностей условий труда стоматологов. Основные вопросы анкеты: получает ли стоматолог удовлетворение от выбранной специальности; изменяется ли в течение дня работоспособность; имели ли место изменения в психоэмоциональной сфере; связывали ли приобретенные заболевания с профессией.

Характеристика Условий И Характера Труда Врача Стоматолога

2.8. Для организации стоматологического приема детей выделяются отдельные кабинеты. Не допускается использование кабинетов взрослого приема для приема детского населения по графику. Для организации приема детей следует по возможности выделять отдельный отсек с ожидальней и санузлом.

3.5. Потолки стоматологических кабинетов, операционных, предоперационных, стерилизационных и помещений зуботехнических лабораторий окрашиваются водоэмульсионными или другими красками. Возможно использование подвесных потолков, если это не влияет на нормативную высоту помещения. Подвесные потолки должны быть выполнены из плит (панелей), имеющих гладкую неперфорированную поверхность, устойчивую к действию моющих веществ и дезинфектантов.

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова: 5-тилетний курс специалиста по стоматологии с практическим стационарным обучением. Медицинская ординатура по ортопедической, детской стоматологии для лиц с высшим медицинским образованием, срок обучения 2 года.
  • Российский университет дружбы народов: программа детской стоматологии, медицинской стоматологии, очная форма обучения в течение 2 лет ординатуры.
  • Московский государственный медико-стоматологический университет: студенты получают образование по направлениям – стоматологическая диагностика, лечение, реабилитация передовыми информационно-коммуникационных технологиями.
Вам может понравиться =>  Реновация В Спб Последние Новости В 2022 Году

— это специалист по протезированию. Сокращённо — протезист. Когда стоматолог-терапевт провёл лечение и исчерпал все возможности восстановить зуб своими средствами, он направляет пациента к протезисту. Тот, хорошо понимая биомеханику зубочелюстной системы, предлагает пациенту варианты протезирования. Снимает слепки зубов, на основе которых зубной техник готовит протезы. Затем врач проводит примерку, подгонку и окончательно их закрепляет во рту пациента. Сегодня в распоряжении у стоматолога-ортопеда множество вариантов протезирования — от коронок, мостов и вкладок до имплантатов. Также применяются и съёмные протезы. Но с развитием технологий эти неудобные конструкции постепенно уйдут в прошлое.

Гигиеническая оценка условий труда и риска нарушений здоровья медицинских работников стоматологического профиля

Оценка подвижности нервных процессов и функционального состояния двигательного аппарата в целом (темп, ритм и устойчивость моторного действия) медицинских работников проводилась при помощи «Теппинг — теста» (Г.В. Щекин, Т.М. Потапенко, 1990), который позволял определить индивидуальный темп работы и коэффициент утомления в течение рабочей смены.

Для оценки значимости факторов риска для здоровья стоматологов использовали показатели риска: относительный риск (relative risk — RR) и этиологическая доля (etiological fraction — EF) по методике, разработанной в НИИ медицины труда РАМН (Н.Ф. Измеров, Э.И. Денисов, 2003). Относительный риск рассчитывали: RR (a/e)/(c/f) af/ce, этиологическую долю:

Стоматологическое лечение отличается от других видов медицинской помощи. Это отличие определяется, во-первых, массовостью, во-вторых, частотой обращения к стоматологу в связи с заболеванием очередного зуба, многократностью посещений врача по поводу лечения каждого зуба, и, наконец, болезненностью и неприятными ощущениями, возникающими при стоматологических методах лечения, к которым человек вынужден неоднократно прибегать с детского возраста до глубокой старости.

Динамический стереотип, как система устоявшихся стандартных последовательно совершаемых действий, лежит в основе любого навыка, автоматических профессиональных приемов, что для стоматолога важно так же, как и для любого другого врача, работающего руками. Сформированный динамический стереотип позволяет врачу-стоматологу работать, не задумываясь о каждом этапе деятельности, на уровне подкорковых центров организуя сложную координацию всех этапов поведения, связанных, скажем, с установкой пломбы зуба или с его экстракцией. Именно поэтому для стоматолога так важна тренировка во время учебы, наработка навыков, такой уровень их усвоения, который позволяет достигнуть артистизма в работе.

  • Частое недовольство пациентов.
  • Сильное психологическое напряжение, высокий уровень стресса.
  • Долгое, а порой и непрерывное обучение в рамках выбранной профессии.
  • Риск подвергнуться административному взысканию в случае врачебной ошибки.
  • Как правило, у стоматологов ненормированный рабочий день.

Стоматологи — перспективные медицинские специалисты, у которых есть возможность регулярно расширять область своих знаний и навыков. Как правило, специалист может работать и в государственной, и в коммерческой клинике, успешно вести частную практику (при наличии опыта и постоянных пациентов). Также хороший стоматолог всегда может трудоустроиться в центры эстетической медицины, где его навыки будут оценены по достоинству.

Adblock
detector