Проверки индивидуальных предпринимателей на 2022 год

Как проходят проверки малого бизнеса в 2022 году: к чему предпринимателю быть готовым

  • персональные проверки — если мониторинг деятельности бизнеса производится в рамках поручения правительства или президента РФ относительно конкретного юридического или физического лица;
  • мероприятия, которые осуществляются для контроля выполнения предписаний предыдущей проверки. Предприниматель или ООО должны продемонстрировать, что приняты меры для предотвращения угрозы здоровью и жизни граждан;
  • факты угрозы или совершения вреда жизни и здоровью граждан, а также если имеется опасность возникновения чрезвычайной ситуации. Проверка должна быть согласована с прокуратурой;
  • выявление неправдивых сведений, указанных в лицензионных документах, а также проверки предприятия перед восстановлением действия лицензии;
  • требование прокуратуры, когда основанием для проверки служит обращение граждан или материалы дела;
  • выявление грубого нарушения законодательства предпринимателем или ООО;
  • принудительная приостановка деятельности бизнеса.

В первую очередь, должно насторожить то, что налоговики вдруг потребовали от ИП или организации полный пакет документов или какие-либо пояснения по своей предпринимательской деятельности. Нужно просмотреть, с какими контрагентами были совершены сделки за последнее время — возможно среди них есть субъект, давно находящийся под подозрением у ФНС.

Правительство РФ ввело мораторий на плановые проверки субъектов малого предпринимательства — это вы наверняка слышали. Постановление будет действовать весь 2022 год. Важные нюансы о том, как теперь будут производить контрольно-надзорные мероприятия и чего ждать предпринимателям, читайте в статье.

  • налоговая база сформирована с ошибками и противоречиями;
  • отчисления бизнеса по налогам ниже, чем в среднем по данной отрасли;
  • в отчетности за этот год имеются значительные отличия финансово-хозяйственных показателей от значений в прошлом году;
  • ФНС получила сведения, которые противоречат показаниям предпринимателя в его отчетности;
  • налоги платятся с опозданием, отчетность сдается не вовремя.

Визит сотрудников надзирающих органов не означает, что они могут получать любые данные от любых работников предприятия. У проверяющего, как и проверяемого есть определенные права и обязанности. Например, проверять бизнес можно только в присутствии собственника или его доверенного лица, и только они могут давать разъяснения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Наемные работники могут отвечать проверяющим только в рамках своих должностных инструкций — то есть только о своей работе, не давая оценку и не делая выводы о предприятии в целом.

При этом, негативная информация на субъекта МСП рассматривается в рамках трех лет с момента проведения проверок, по итогам которых были применены указанные выше наказания. Таким образом, очевидно, что если контролирующие органы имеют на субъекта МСП компромат в пределах трехлетнего срока давности, они имеют полное право провести у него плановую проверку в 2022 году, невзирая на мораторий. Понимание этого обстоятельства может сыграть ключевую роль при определении стратегии защиты бизнеса от произвола чиновников. Ведь многие субъекты МСП, узнав из СМИ общую информацию о продлении моратория на 2022 год и не вникнув во все детали, расслабятся и не будут готовиться к проверке. Между тем, прежде чем забыть о плановых проверках, вначале следует поинтересоваться, было ли исключено юрлицо или ИП из сводного ежегодного плана проведения плановых проверок. Подробную информацию об этом можно получить уже с 15 декабря 2022 года, поискав себя в планах контролирующих органов на 2022 год.

Не стоит рассчитывать на избавление от плановых проверок и субъектам МСП, которые в силу характера своей деятельности находятся под федеральным надзором (в сферах обеспечения радиационной безопасности, использования атомной энергетики, защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций), а также тем ИП и юрлицам, которые не попали под действие моратория в текущем году.

Таким образом, с апреля этого года контрольно-надзорные органы были вправе проводить плановые проверки только в отношении юрлиц и ИП, не являющихся субъектами МСП, и то только при условии, что их деятельность относится к первому классу опасности, либо сопряжена с высокими или чрезвычайными рисками, либо их деятельность подпадает под режим постоянного госконтроля или госнадзора. Что же касается внеплановых проверок, то они могли проводиться как в отношении субъектов МСП, так и в отношении любых юрлиц и ИП только в случаях, если основаниями для их проведения являлись факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, возникновению техногенных или природных чрезвычайных ситуаций и некоторые другие случаи, прямо перечисленные в Постановлении № 438.

Согласно п. 7 Постановления № 1969 Правительство РФ запрещает контролирующим органам включать в план осуществления проверочных мероприятий субъектов так называемого малого предпринимательства, под которыми понимаются представители малого и среднего бизнеса, включенные в реестр МСП. Однако, в отличии от полного «табу» на проверки в плановом режиме, установленного Постановлением № 438 в этом году, новые правила выводят за рамки этого запрета несколько групп представителей бизнеса, нахождение которых в госреестре МСП не спасает от проведения проверки. Иными словами, окно возможностей для проверяющих оставили приоткрытым.

Вам может понравиться =>  Статья За Бытовуху

Закон № 248-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля 2022 года в ст. 56 предусматривает введение новой формы контроля, которая называется инспекционный визит. А ст. 70 раскрывает само это понятие и особенности его проведения. Согласно ст. 70 Закона № 248-ФЗ под инспекционным визитом следует понимать выездное контрольное мероприятие, которое может длиться не более одного рабочего дня и которое проводится по месту нахождения/ведения деятельности проверяемого субъекта либо по месту нахождения объекта контроля. В ходе проведения визита проверяющие вправе осуществлять осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребовать документацию и требовать письменных объяснений. Особое внимание следует обратить на тот факт, что, согласно п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, инспекционный визит проводится без предварительного уведомления проверяемого субъекта. А согласно п. 5 ст. 2, сфера применения Закона № 248-ФЗ, а значит и сфера применения такой формы контроля как инспекционный визит, не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Таким образом, развеивается еще один фейк-ньюс о том, что инспекционные визиты заменят плановые налоговые проверки. Действительно, в п. 2 Постановления № 1969 мы видим, что Правительство РФ допускает замену плановой проверки инспекционным визитом после 1 июля 2022 года. Но, поскольку Закон № 248-ФЗ не применяется в сфере налогового контроля, следует понимать, что к налоговым проверкам это не имеет никакого отношения. А именно налоговые проверки и интересует большинство субъектов бизнеса. Также откровенные вопросы вызывает и противоречивость п. 3 Постановления № 1969, который, ну, никак не бьется с п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ. В п. 3 Постановления № 1969 говорится о том, что в случае замены плановой проверки инспекционным визитом проверяемый субъект (юрлицо или ИП) должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с момента вынесения контролирующим органом такого решения. А в п. 4 ст. 70 Закона № 248-ФЗ, прямо говорится о том, что инспекционный визит проводится без уведомления проверяемого лица. Как будут разрешены эти противоречия на практике? Пока это трудно представить. Время как обычно расставит все по местам.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

В первой половине 2022 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2022 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2022 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

С 1 июля 2022 года вступят в силу новые правила проведения проверок. К примеру, вместо длительных выездных мероприятий инспекторы могут выбрать формат визита: инспекторы минимум за 10 дней предупредят о проверке, а затем в течение рабочего дня на месте проводят мероприятия, прописанные в регламенте проверки.

Несмотря на то что правительство продлило мораторий на плановые проверки малого бизнеса до конца 2022 года, к отдельным предпринимателям все еще могут заглянуть инспекторы. Рассказываем, какой бизнес находится в сфере интересов проверяющих органов и как подготовиться к внеплановым визитам инспекторов из разных ведомств.

Кроме этого, правительство ограничит срок проведения остальных выездных мероприятий – не более 10 дней. Впрочем, в некоторых случаях визиты и не понадобятся: с июля ведомства могут осуществлять проверки дистанционно, с помощью программ для аудио или видеосвязи (п.1 Постановления Правительства РФ №1969 от 30.11.2022).

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2022 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

Проверки бизнеса в 2022 году: какие проверки ждут ИП, план

Проверки бизнеса в 2022 году будут проходить согласно плану, который заранее был составлен генпрокуратурой. Данный план был сформирован для контролирования деятельности юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Ознакомиться с содержимым составленного плана можно на официальном сайте прокуратуры. Там же можно посмотреть попала ли ваша компания в список проверяемых. Сервис довольно продуманный и удобный, для уточнения нужной информации необходимо ввести ИНН вашего предприятия.

Вам может понравиться =>  Ветеран Труда 70 Лет Льготы

План проверок ИП на 2022 год не затронет малый бизнес, а значит предприятия, отвечающие критериям малого или среднего бизнеса, могут спать спокойно — проверять их не будут. Надзорные каникулы для малых предприятий продлили до 2022 года. Однако напомним, что не запланированные проверочные визиты будут осуществляться, как и прежде, так же как и налоговые проверки малого бизнеса в 2022, об их отмене в законе не упоминается.

С июля 2022 года появилась возможность заменить проверку, длящуюся несколько дней подряд, на так называемый инспекционный визит. Это новая форма контроля, которая предполагает под собой выездное контрольное мероприятие. Длительность проводимого мероприятия по закону должна составлять не более одного рабочего дня. В таком случае контролирующий орган должен уведомить предпринимателя в течение 10 дней с момента принятия решения об инспекционном визите. Однако данное решение относится не ко всем видам проверок, налоговые проверки ИП и юридических лиц будут проводиться в штатном режиме.

Для того чтобы снизить административную нагрузку и сделать проверки более удобными, появилась возможность проводить плановые проверки ИП и юридических лиц дистанционно. Такие проверки будут проводиться посредством использования видеосвязи через различные приложения и программы. Однако данное решение является лишь одним из возможных вариантов проведения проверок. Выбор дистанционного надзора или личного посещения предприятия остается за контролирующим органом. Данный метод, как сообщается, будет использован как на небольших предприятиях, так и на крупных.

Проводить проверки предпринимателей и юридических лиц в 2022 году будет не только прокуратура, а также такие организации как Минтруд, ФНС, ФСС, Минздрав, Пенсионный фонд и другие. Проверка ИП Роспотребнадзором на 2022 год будет проходить по следующим направлениям:

Проверки индивидуальных предпринимателей на 2022 год

С 1 января 2022 по 31 декабря 2022 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных согласно статье 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данный запрет не распространяется на хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, указанные в части 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки бизнеса проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такого решение, прошло менее 3-х лет.

Кроме того, мораторий не распространяется на плановые проверки в рамках федерального государственного надзора в области радиационной безопасности, использования атомной энергии, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, федерального государственного пробирного надзора, внешнего качества работы аудиторских организаций, а также проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановой проверки вопреки указанным положениям является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальных контроля».

Проверки индивидуальных предпринимателей на 2022 год

«Исключения в соответствии с поручением Президента составляют проверки субъектов малого предпринимательства, объекты контроля которых отнесены к чрезвычайно высокому и высокому риску, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора)», — сообщил Александр Вдовин, директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования.

Кроме того, постановлением предусматривается иные меры, призванные снизить нагрузку на хозяйствующие субъекты в целом, а также создают условия для реализации Федерального закона от 31 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступает в силу с 1 июля 2022 года:

  1. Возможность проведения в 2022 году выездных проверок с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
  2. Возможность заменены проведения плановой выездной проверки, включенной в ежегодный план проверок на 2022 год, проведением инспекционного визита.
  3. Ограничение продолжительности плановой проверки десятью рабочими днями.

Напомним, что в начале 2022 году действовал «мягкий мораторий», который ограничивал проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства по видам контроля, по которым не был введен риск-ориентированный подход. Всего в план проверок на 2022 год было включено 376,2 тыс проверок. После введения весенних «антиковидных» мер были прекращены все плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также введены серьезные ограничения для внеплановых проверок. Промежуточные итоги за первое полугодие 2022 года показывают, что число проверок по сравнению с первым полугодием 2022 года снизилось на 45,7 % с 612 до 332, 3 тыс проверок.

Вам может понравиться =>  Перечень Документов Для Регистрации Договора Аренды Нежилого Помещения 2022

Налоговые проверки бизнеса в 2022 году

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

По закону выездная проверка должна осуществляться в присутствии предпринимателя или его заместителя, но на практике бывает, что инспекция встречается с нарушениями, едва попав на территорию организации. Даже разговоры сотрудников на крыльце могут быть использованы против проверяемого.

В ходе выездной налоговой проверки проводится более глубокий аудит. Такая проверка грозит только нарушителям и неплательщикам налогов. К процедуре могут быть дополнительно привлечены эксперты и свидетели, проведены инвентаризация помещений и выемка документов.

  • Плановая инспекция проводится чаще чем раз в три года;
  • Плановой проверки не было в официальном графике на сайте прокуратуры;
  • Нарушены сроки проверки, указанные в приказе, или превышена ее максимальная длительность;
  • Инспекторы не предъявили приказ о проведении проверки (или его не было вовсе);
  • Аудиторы потребовали предоставить документы или пробы, не имеющие отношение к предмету проверки;
  • По окончании проверки не был предоставлен акт.

В конце года законодатели побеспокоилось о том, чтобы продлить его действие еще на два года, приняв закон №480-ФЗ от 25.12.2022 г. Таким образом, субъекты малого предпринимательства и ИП получили послабление в виде освобождения от плановых проверок на период с 01 января 2022 по 31 декабря 2022 года.

Камеральная проверка налогов дополнительно контролирует сданную отчетность. Инспекция может запросить разъяснения для некоторых данных или подтверждения расходов. Длится проверка до трех месяцев с окончания отчетного периода. На исправление ошибок, не привлекших к недоплате налогов, проверяемому дается пять дней. Если будут обнаружены серьезные нарушения, в течение десяти дней ИП будет привлечен к ответственности.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться. Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется. В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Мораторий на проверки бизнеса в 2022 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является. На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2022 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2022 года? Подробнее об этом в нашей статье.

внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность. СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Adblock
detector