Уголовной Кодекс,Нос Дума

Уголовный кодекс (УК РФ)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2021 г. N 11-П статья 116.1 признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой она не обеспечивает соразмерную уголовно-правовую защиту права на личную неприкосновенность и права на охрану достоинства личности от насилия в случае, когда побои нанесены или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, совершены лицом, имеющим судимость за предусмотренное в этой статье или аналогичное по объективным признакам преступление, ведет к неоправданным различиям между пострадавшими от противоправных посягательств, ставит лиц, имеющих судимость, в привилегированное положение по отношению к лицам, подвергнутым административному наказанию

Общая часть определяет задачи и принципы, а также действие уголовного закона в пространстве и во времени, понятие и категории преступлений, общие условия уголовной ответственности, формы вины. Отдельная глава посвящена соучастию в преступлении. Закреплены обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, обоснованный риск, физическое или психическое принуждение и др.). Установлены виды наказания и правила его назначения. Содержатся нормы о принудительных мерах медицинского характера.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 г. N 32-П положения статьи 159.4 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения устанавливают за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если оно совершено в особо крупном размере, несоразмерное его общественной опасности наказание в виде лишения свободы на срок, позволяющий в системе действующих уголовно-правовых норм отнести данное преступление к категории преступлений средней тяжести, в то время как за совершенное также в особо крупном размере такое же деяние, ответственность за которое без определения его специфики по субъекту и способу совершения применительно к тем или иным конкретным сферам предпринимательской деятельности предусмотрена общей нормой статьи 159 настоящего Кодекса, устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок, относящий его к категории тяжких преступлений, притом что особо крупным размером похищенного применительно к наступлению уголовной ответственности по статье 159 настоящего Кодекса признается существенно меньший, нежели по его статье 159.4

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2021 г. N 8-П часть 7 статьи 53.1 признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, исключая замену неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами осужденному мужчине единственно в силу достижения им шестидесятилетнего возраста, даже если он отвечает всем иным необходимым для замены наказания нормативным условиям, не сбалансирована в системе действующего правового регулирования гарантиями возможности применения иных вариантов смягчения наказания такому осужденному

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 22-П положение статьи 226.1 настоящего Кодекса, устанавливающее уголовную ответственность за контрабанду сильнодействующих веществ, признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное положение — при наличии приводящей к его произвольному истолкованию и применению неопределенности правового регулирования порядка и условий перемещения физическими лицами через Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих веществ, входящих в состав лекарственных средств и не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами или аналогами, — не предполагает возможность учета специфики их перемещения, осуществляемого физическими лицами в целях личного использования, и не позволяет этим лицам осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий и предвидеть их уголовно-правовые последствия

127. Обработка биометрических персональных данных осуществляется в соответствии с полномочиями Следственного комитета, в том числе в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных», Уголовного кодекса Российской Федерации , Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», Федерального закона от 03.12.2008 N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» , приказа Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 28.04.2015 N 35.

5.1.1. В соответствии с частью 1 статьи 201 УК РФ злоупотребление полномочиями — использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Необходимо также иметь в виду, что таможенные органы, рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 226.1 УК России в случаях, когда предметом контрабанды являлись стратегически важные товары и ресурсы, в том числе подпадающие под запреты и ограничения на ввоз или вывоз, обязаны дать правовую оценку этим деяниям не только по нормам УК России, но и по статьям 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП России в отношении юридических лиц, совершивших незаконное перемещение товаров через границу, либо в отношении юридических лиц, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

— наличие кредиторской задолженности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, административных штрафов и штрафов, установленных Уголовным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2016, N 52, ст. 7485) — 3 (три) месяца подряд с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;

1. Согласно пункту 1 части третьей статьи 31 УПК Российской Федерации в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года N 130-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 47-ФЗ) верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны, в частности, уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 105, частью пятой статьи 131, частью пятой статьи 132, частью шестой статьи 134, частью четвертой статьи 210, частью пятой статьи 228.1, частью четвертой статьи 229.1, статьей 277, частью третьей статьи 281, статьями 295, 317 и 357 УК Российской Федерации, за исключением уголовных дел, по которым в соответствии с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Вам может понравиться =>  Союз Страховщиков России Официальный Сайт Телефон Горячей Линии Бесплатный

Положения подпункта «а» пункта 3_2 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части первой статьи 10 настоящего Кодекса в их взаимосвязи — в той мере, в какой данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, служат основанием для отказа в восстановлении пассивного избирательного права гражданам, которые были осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и судимость которых снята или погашена, в случае принятия нового уголовного закона, в соответствии с которым совершенные ими деяния более не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями, — признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 32 (части 1, 2 и 3) и 54 (часть 2), — постановление Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 года N 20-П.
____________________________________________________________________

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 23 апреля 2007 года Федеральным законом от 9 апреля 2007 года N 46-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы. (В редакции федеральных законов от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 17.06.2019 № 146-ФЗ)

1. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. (В редакции федеральных законов от 09.03.2001 № 25-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ, от 17.06.2019 № 146-ФЗ)

2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Иллюзия гуманизации: как меняется Уголовный кодекс

Из-за того что изменения затрагивали достаточно широкий круг уголовно-правовых вопросов, говорить о ярко выраженных тенденциях вряд ли правильно – так считает юрист Забейда и партнеры Забейда и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право × Артем Саркисян.

Предприниматель может избежать уголовного преследования по некоторым составам преступлений, если возместит ущерб пострадавшему или государству. Уголовные дела по нескольким составам мошенничества теперь можно прекращать, но в том случае, если обвиняемый возместил весь нанесенный ущерб. Помимо мошеннических составов «смягчению» подвергли статью о нарушении изобретательских и патентных прав, о присвоении или растрате и о причинении ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

Эти изменения могут поставить под дополнительный удар руководителей юридических лиц, предпринимателей и бенефициаров юридических лиц, предупреждает Романов. Если раньше ст. 210 УК широко применялась следователями для преследования руководства юридических лиц в случае, например, пропуска сроков давности иных инкриминированных им преступлений, то введение в закон названной нормы может «дополнительно, вероятно, еще искусственно и избыточно» усугубить положение высших руководителей и собственников юридических лиц.

Метла объяснил изменения тем, что условия в СИЗО «приравнены к тюремным», в то время как невозможно с достоверной точностью определить, будет ли человек приговорен к наказанию, предусматривающему тюремное заключение, ведь большая часть подсудимых в конечном итоге отправляется в колонии, условия содержания в которых значительно гуманнее.

Появилось наказание за «откаты» – злоупотребления в сфере госзакупок, совершенные из корысти лицами, которые не являются должностными и не выполняют управленческие функции в коммерческой организации. Если «откат» нанес крупный ущерб, преступнику грозит три года лишения свободы (вместо прежних 50 000 руб.). В противном случае его привлекут к административной ответственности.

Обзор изменений в УК и УПК в 2020 году

Введена уголовная ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (ст. 207.1 УК), а также заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть или иные тяжкие последствия (ст. 207.2 УК).

В итоге были приняты указанные изменения, которые, казалось бы, продемонстрировали отношение власти к обозначенной проблеме. Тем не менее думается, что поправки вряд ли привнесут реальные позитивные перемены. Мне, например, не доводилось сталкиваться на практике ни с одним уголовным делом о «преступном сообществе» экономической направленности, где в обвинении речь шла бы об использовании одной коммерческой организации и ее штатной структуры, совпадающей со «штатным расписанием» преступной организации. В связи с этим правоохранители с высокой долей вероятности будут игнорировать названное примечание, что подтверждает ряд уголовных дел по ст. 210 УК, направленных в последнее время в суды.

Так, по делам, рассматриваемым в особом порядке в силу ч. 7 ст. 316 УПК, суд вправе вынести обвинительный приговор, если придет к выводу, что обвинение обоснованно и подтверждается собранными по делу доказательствами, в связи с чем в силу закона судебная оценка по делам, рассмотренным в особом и в общем порядке, не должна различаться.

Постановление не содержит каких-то революционных формулировок, состоит из «приятных» для адвокатов позиций, связанных с необходимостью оценки доводов, приводимых нами в каждом судебном заседании. Однако столь же традиционно все эти доводы в большинстве своем на практике не учитываются. Тем не менее знать и цитировать в судах данное постановление, на мой взгляд, необходимо.

Вам может понравиться =>  Проверить Действительность Социальной Карты

Отныне в особом порядке судебного разбирательства при условии согласия обвиняемого с предъявленным обвинением могут рассматриваться только дела о преступлениях небольшой и средней тяжести – то есть дела о тяжких преступлениях из рассмотрения в особом порядке исключены. Это изменение не касается дел в отношении лиц, заключивших досудебное соглашение о сотрудничестве (в таких случаях по-прежнему в особом порядке могут рассматриваться дела в отношении обвиняемых в тяжких и особо тяжких преступлениях).

В Госдуму внесут поправки в УК РФ о наказании за исполнение санкций недружественных государств на территории России

«Мы с коллегами из Госдумы завершили работу и в понедельник внесем поправки в Уголовный кодекс за исполнение ограничительных мер, введенных иностранными государствами (санкций) на территории Российской Федерации, и рассчитываем на оперативное рассмотрение поправок Государственной Думой», – сообщил сенатор.

Напомним, что 24 февраля президент России Владимир Путин объявил о проведении специальной военной операции Путин объявил о начале военной операции на Донбассе Президент Российской Федерации выступил с экстренным обращением к россиянам и объявил о специальной военной операции в Донбассе на Украине в ответ на обращение руководителей республик Донбасса с просьбой о помощи. Он подчеркнул, что в планы Москвы не входит оккупация украинских территорий.

После этого США, ЕС, Великобритания, а также ряд других государств заявили, что вводят санкции против российских физических и юридических лиц, которые в первую очередь направлены против банковского сектора и поставок высокотехнологичной продукции. Многие бренды также сообщили о приостановке работы в стране.

В ГД внесли законопроект об ответственности за исполнение санкций

4 апреля группа депутатов внесла на рассмотрение Государственной думы поправки к ст. 201 Уголовного кодекса, которые дополняют состав о злоупотреблении должностными полномочиями новой квалификацией — исполнением зарубежных санкций. Об этом сообщил председатель думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. В базе Госдумы новелла пока не опубликована.

Наказание за исполнение санкций, согласно поправкам к ч. 2 ст. 201 УК, составит до 1 млн руб. штрафа (либо штраф, эквивалентный доходам осужденного за пять лет), или принудительные работы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до 10 лет. Оно также будет сопряжено с запретом занимать госдолжности на три года.

До того в законодательство внесли поправки об уголовной ответственности за призывы к введению санкций против России или отдельных ее резидентов. За это предусмотрен штраф до 500 000 руб. либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом до 200 000 руб.

Госдума хочет судить тех, кто в России исполняет зарубежные санкции

Группа депутатов и сенаторов вносит в Госдуму законопроект о введении уголовного наказания за исполнение иностранных санкций на территории России. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова. Правда в перечне внесенных законопроектов на сайте Госдумы такой инициативы нет.

По сообщению информагентства, в Уголовный кодекс не планируют вводить отдельную статью, это будет дополнение к ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). «Исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против РФ» будет считаться отягчающим обстоятельством по этой статье.

  • штраф в размере до 1 млн рублей (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового),
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Госдума ввела уголовное наказание за фейки о работе госорганов России за рубежом

«Законами дополняются уже принятые и вступившие в силу нормы об административной и уголовной ответственности за распространение фейков о действиях Вооруженных сил РФ. В соответствии с поправками в УК РФ, за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об исполнении государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», будет грозить штраф в размере от 700 тыс. до 1,5 млн рублей либо лишение свободы на срок до трех лет», — говорится в сообщении.

4 марта президент России подписал указ об уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации о действиях российских военных (статья 207.3 — «Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ»). Наказание, которое предполагается по этому закону, идентично наказанию за распространение фейков о других российских госорганах.

Если нарушение совершено с использованием служебного положения, из корыстного побуждения, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, то предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы или штраф до 5 млн рублей.

Так, закон о фейках против российской армии предполагает наказание в виде штрафа до 1,5 млн рублей или лишение свободы до трех лет. Если при этом было использовано служебное положение или человек действовал из корыстных побуждений, то штраф больше — до 5 млн рублей. Срок лишения свободы в этом случае тоже возрастет и составит от пяти до десяти лет. Если распространение фейков повлекло тяжкие последствия, то срок может достигать и 15 лет.

Федеральным законом от 01.04.2020 года № 73-ФЗ дополнено примечание к ст. 210 УК РФ (устанавливающей ответственность за организацию преступного сообщества или участие в нем), которое исключает возможности применения данной статьи к преступлениям, связанным с осуществлением законной предпринимательской деятельности.

Второе изменение связано с установлением дополнительного условия для привлечения к ответственности за совершение преступления в крупном размере (ч. 1 ст. 193 УК РФ) заключающееся в том, что к ответственности может быть привлечено лицо, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2. ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обладая обширным опытом в уголовно-правовой защите руководителей и работников компаний на всех стадиях уголовного преследования с момента проведения доследственной проверки (вызовы для дачи объяснений, получение запросов о предоставлении информации и т.д.) и до осуществления защиты в суде, специалисты «Пепеляев Групп» могут помочь оценить уголовно-правовые риски в связи с внесенными в Уголовный кодекс РФ изменениями, связанными с налоговыми и валютными преступлениями.

Тем не менее, не умаляя важность как самого законопроекта, так и принятой в ходе его рассмотрения в Государственной Думе РФ поправки, внесенные изменения имеют наибольшую актуальность для малого и среднего бизнеса и менее значительны для крупного бизнеса, уплачивающего в бюджетную систему десятки и сотни миллионов рублей.

Вам может понравиться =>  Пособие По Уходу За Ребенком 2022 Украина

В соответствии с введенным примечанием 1 к ст. 210 УК РФ учредители, участники, руководители, члены органов управления и работники организации, зарегистрированной в качестве юридического лица, и (или) руководители, работники ее структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ только в силу организационно-штатной структуры организации и (или) ее структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда эти организация и (или) ее структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений

По сообщению информагентства, в Уголовный кодекс не планируют вводить отдельную статью, это будет дополнение к ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). «Исполнение решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против РФ» будет считаться отягчающим обстоятельством по этой статье.

Группа депутатов и сенаторов вносит в Госдуму законопроект о введении уголовного наказания за исполнение иностранных санкций на территории России. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова. Правда в перечне внесенных законопроектов на сайте Госдумы такой инициативы нет.

  • штраф в размере до 1 млн рублей (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового),
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,
  • лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В Государственную Думу внесен законопроект фракции «Единая Россия» о поправках в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Документ устраняет пробелы и неопределенности в уголовном законодательстве в сфере ответственности за нарушения налогового законодательства.

Авторы законопроекта предлагают освободить от уголовной ответственности за фиктивную регистрацию юридического лица впервые совершивших такое деяние лиц, если они добровольно сообщили об этом преступлении и содействовали его раскрытию. Эта мера потребовалась в связи с тем, что по большинству уголовных дел о преступлениях, совершенных группой лиц по предварительному сговору, к ответственности привлекают фиктивных руководителей или учредителей, которые, зачастую оказывается, были введены в заблуждение.

Уголовный кодекс РФ

В 1993—1994 годах велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись значительные расхождения: предусматривались такие новации, как введение уголовной ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д. [2]

В соответствии с ч. 1 ст. 1 УК РФ, он является единственным уголовным законом, подлежащим применению на территории РФ. Все остальные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Поэтому все законодательные акты такого характера принимаются в форме изменений и дополнений к Уголовному кодексу РФ.

Особенная часть кодекса состоит из шести разделов, девятнадцати глав и статей 105—360, и описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система Особенной части УК РФ отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности, и только затем преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Согласно ст. 9 УК РФ, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. При этом временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В продолжаемых преступлениях этот момент определяется моментом совершения последнего из действий, в длящихся — моментом добровольного или принудительного прекращения преступления [11] .

В кодексе применяется сплошная нумерация статей, глав и разделов. Если в кодекс включаются новые статьи или главы, нумерация уже существующих не изменяется, а добавившиеся статьи или главы получают номер наиболее близкой по содержанию структурной единицы кодекса с добавлением цифрового обозначения, записываемого через точку или верхним индексом: 104.1 или 104¹. В случае исключения статьи нумерация других статей также не изменяется, а на месте исключённой статьи делается соответствующая запись.

Сейчас депутаты скорректировали и первоначальные нормы этого законопроекта. Теперь в проекте ст. 284.2 УК, которая была изначально, говорится, что призывы к осуществлению иностранными государствами или иностранными госучреждениями санкций в отношении России и ее граждан (после привлечения к административной ответственности) будет наказывать штрафом до 500 000 руб. либо ограничением свободы или принудительными работами на срок до 3 лет.

Депутаты от ЛДПР Андрей Луговой и Ярослав Нилов предложили направлять на службу в ДНР и ЛНР лиц, привлеченных к административной ответственности за участие в несанкционированных публичных мероприятиях, в том числе антивоенных. Соответствующую инициативу они внесли в Госдуму. Авторы законопроекта констатируют, что в России есть люди, которые «готовы нарушать закон», добиваясь прекращения специальной военной операции России по защите ДНР и ЛНР на Украине. «Представляется, что такие лица должны увидеть своими глазами то, во что превратил киевский режим территории данных республик», – говорится в пояснительной записке.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что призыв на военную службу – это долг и привилегия гражданина, а поэтому «не может быть наказанием». Первый зампред комитета Госдумы по обороне Андрей Красов («Единая Россия») также сказал «Ведомостям», что принятие такого законопроекта по многим причинам невозможно: «Военная служба – это долг и обязанность граждан, а не наказание. Поэтому такая инициатива нереализуема». Партнер юридической компании «Позиция Права» Егор Редин отмечает, что закон запрещает призывать, к примеру, лиц с судимостью.

Новые статьи УК были внесены в качестве поправок к законопроекту, который был принят в первом чтении еще в 2018 г. Он предполагал наказание за исполнение решений иностранных государств, которые ввели санкции, а также помощь иностранным государствам во введении санкций в отношении России.

Законопроект схож с такими смежными действующими статьями, как клевета, заведомо ложный донос, публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, говорит партнер юридической «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Но он гораздо суровее по наказанию.

В ч. 2 статьи говорится, что действия, которые повлекли причинение вреда жизни и здоровью граждан, нарушение общественного порядка или прекращение работы объектов жизнеобеспечения, кредитных организаций, инфраструктурных объектов, будут наказываться штрафом от 300 000 руб. до 1 млн руб., либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Adblock
detector