Анализ Личности Раскольникова В Эпизоде

Личность Раскольникова в романе Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского был создан во второй половине XIX века. Это психологический роман, герой которого задаётся множеством вопросов, на которые ищет ответ вместе с читателями. Главный герой романа, Родион Раскольников, — персонаж довольно неординарный, у всех читателей к нему разное отношение. Так, кто такой Родион Раскольников, и что он из себя представляет?

Раскольников решился совершить преступление ради собственного благополучия и благополучия своей семьи. Он решил убить и ограбить старуху-процентщицу. Но всё пошло не по плану, и Раскольников убил ещё и сестру старухи-процентщицы. После этого преступления героя долго сводили с ума муки совести, он серьёзно заболел, но всё обошлось.

Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.

В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».

Какие черты характера Раскольникова раскрывает данный эпизод «Преступления и наказания»? (ЕГЭ по литературе)

Герой романа обратил внимание на бедную девушку, которая была в беде: « . совсем пьяная. кто её знает, из каких, а не похоже, чтоб по ремеслу». Любой прохожий не обратил бы внимание на данную особу, однако Родион Раскольников не смог остаться равнодушным к человеку, который нуждался в защите. «Как бы нам ее домой отправить. », — говорит герой, чем подтверждает мои слова. Своими действиями он показал, как отзывчив к чужому горю, даже вселенская грусть не смогла его остановить.

Родион Раскольников находится в непреодолимой скорби, которую мы так же можем наблюдать в отрывке. Героя, как будто что-то «ужалило. в один миг его как будто перевернуло», он начал кричать офицеру, чтобы тот «Оставил! Бросил!» девушку, однако эти крики сменяются смехом. Возможно, автор хотел этим передать читателю, что его герой душевно слаб, наивен, ведь Родион отдал последние деньги, не зная точно, спасут девушку или нет. А когда эта мысль его посетила, было уже поздно и он будто начал бредить.

На первых страницах «Преступления и наказания» встречается и описание внешности Родиона. Герой наделен красотой и тонкими чертами лица. Раскольников – высок и худощав. Стройный юноша отличается темными русыми волосами, такими же темными глазами и бледным цветом кожи. Родион производит впечатление болезненного человека. Раскольников ходит в старой одежде, которая выглядит настолько поношенной, что она женщина однажды собиралась помочь юноше милостыней.

Следователь, Порфирий Петрович, замечает, что Раскольников – подлец, хотя обладает многочисленными талантами и достоинствами. Кроме философской одаренности, юноша наделен писательским, литературным даром. Об этом читатель знает из романа: пребывая в арендованной квартирке, принадлежащей убиенной им Лизаветы, Родион пишет газетную статью «О преступлении», что глубоко символично, учитывая дальнейшие события. Сложность характера Родиона выказывает симбиоз болезненных черт и нетерпения.

Анализ поведения Родиона Раскольникова с точки зрения когнитивно-бихевиорального, гуманистического и психодинамического подходов

Достоевский — мастер психологического анализа. Как реалист, он не ограничивается социально-бытовыми характеристиками персонажа, а раскрывает сущность и глубину его души. При этом он обращается не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории». В «Преступлении и наказании» автор представил определённую эпоху — дореформенную Россию, в которой старый уклад рушился, а новый находился в стадии становления. Роман отмечен подлинным историзмом, показанные в нём характеры типичны, но не это считал Достоевский главным в творчестве. Для него важно было раскрыть внутренний мир человека независимо от социально-бытовых характеристик. Это связано с объективными устремлениями автора, который считал, что только психология характеризует человека в настоящем и будущем, а обстоятельства формируют личность, но принадлежат к прошлому. Социальному типу Достоевский противопоставляет отдельного человека как объект художественного исследования, для него «человек есть тайна». Писатель не принимал термина «психологизм», он считал, что одно сознание не имеет права анализировать другое, поэтому и создал иллюзию независимости сознания героя от авторских воззрений. Каждый герой романа имеет свой внутренний, живущий по собственным законам, мир, не зависимый от мира автора и других героев. В связи с этим в «Преступлении и наказании» мы видим различные формы психологического анализа.

Одним из главных средств анализа личности Раскольникова служат его сны и галлюцинации, благодаря которым можно заглянуть в его бессознательное. Например его первый сон, в котором убивают лошадь, важен для понимания темы «униженных и оскорбленных». Забитая лошадь — это символ страданий, которые происходят вокруг, а то как маленький Родя целует и обнимает лошадку — это путь сострадания и помощи тому, кто в этом нуждается. Это его характеризует как доброго человека, а так же то, что он бросился с кулаками на убийцу лошади, это говорит о том, что он не согласен быть «пассивным зрителем», он будет бороться со злом. Поэтому, когда его отец говорит ему «Пошли, пошли», Раскольников отвергает эту позицию невмешательства в ситуацию. В этом сне можно увидеть 4 позиции Раскольникова : Убийца, жертва, свидетель и герой.
С точки зрения психоанализа, отец играет важную роль для понятия мотива действий Раскольникова. Достоевский потерял отца в 18 лет, для него это было большим потрясением и, поэтому, во многих его романах тема отца играет немаловажную роль, например в таких произведениях как «Братья Карамазовы» и «Подросток». Не стало исключением и «Преступление и наказание». Отец Раскольникова совершил преступление с деньгами и попав под суд покончил с собой, тк он был очень важен для Раскольникова, последний хотел его оправдать, совершив подобное преступление, но не убежать от проблемы, а встретить ее достойно, он хотел быть сильнее отца. Это можно назвать как «комплекс вины перед отцом», основополагающим которого были деньги, на что указывают такие факты как:

  • Преступление должно было быть связано с деньгами, и убийство старухи было расценено как ошибочное действие.
  • Раскольников не считает денег, он даже не посчитал какую сумму украл у старухи.
  • Когда он планировал преступление, он знал какую сумму он хотел получить.
  • Он представлял, как считал бы деньги, которые получил бы преступным путем от продажи липовой банкноты.
Вам может понравиться =>  Бывший Муж Не Отдает Ребенка Куда Обращаться Иркутск

После смерти отца Раскольников жил на казенную пенсию, и деньги, которые он получал не считал своими и только после преступления он говорил, что они его. Он стал заменой отца для своей семьи, и когда узнал о том, что его сестра выходит замуж, что бы помочь ему, он не мог этого допустить, в тот момент он окончательно решился пойти на преступление. Не случайно он помогал семье Мармеладовых, он видел в отце семейства своего отца, и чувствовал свою вину, этим можно объяснить его финансовую помощь семье. В Соне Мармеладовой он видел себя, которая ради семьи переступила через себя и пошла заниматься проституцией и он хотел переступить через себя, но не смог.
Раскольников сказал: «О, если б я был один и никто не любил меня, и сам бы я никого никогда не любил! Не было бы всего этого». Понять эту фразу можно так, он был старшим сыном, самым любимым, на которого возлагали большие надежды, главный наследник и будущая глава всего семейства, и после смерти отца, он стал заменой, он должен был быть сильнее отца, быть эдаким Наполеоном. Ограбление старухи должно было стать для него испытанием, которое не прошел его отец, и которое должен пройти он. В этим двойственность его образов, в одном образе он властелин убивший старуху, человек который смог стать «Наполеоном», в другом преклонение перед страданиями Сони, которая пожертвовала собой ради других, в этом образе он чувствует свою вину, в этом образе Раскольников не смог переступить через себя. Иными словами в нем происходит борьба «убийцы» и «героя». И то и другое состояние — это результат тяжелые внутренних и внешних условий, которые ведут Раскольникова к регрессивному состоянию.
Вопрос о вине, которая лежит в основе преступления как Раскольникова, так и самого писателя, немного разъяснился — это примитивное преступление против отца и матери. Это чувство вины, непонятное по происхождению для того, кто его испытывает, ведет человека к действиям, красноречиво раскрывающим основную причину этого чувства в бессознательном, куда вытесняется все несогласное, противоречащее представлениям и оценкам идеального «я» человека.

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

Признание Раскольникова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание? Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым.

Вам может понравиться =>  Устав ано 2022 цели и виды деятельности

Раскольников привык жить в себе, в своем внутреннем мире, он уже долгое время бездействует и только пассивно страдает. Внешний мир во всех его проявлениях он воспринимает враждебно. Выходя, он боится встречи с хозяйкой. И дело тут, конечно, не в деньгах, которые он ей задолжал. Деньги, как всегда у Достоевского, лишь повод, метафора. Дело в том, что Раскольников боится «даже всякой встречи», встречи вообще, встречи как таковой, поскольку суть встречи — изменение. Вот почему Раскольников так панически остро переживает, что пьяный проезжий обратил внимание на его шляпу, — он воспринимает это вовсе не как указание на свою нищету, но как символическую деталь: это взгляд другого, извне, то, чего Раскольников больше всего боится. Шляпа уличает его. Улика и улица — разные транскрипции одного и того же слова. Уличить — значит установить лицо, т.е. приобщить улице, открыть со всех сторон. Раскольников, живя в себе, не желает быть частью улицы; живя в каморке, не предназначенной для человека, не желает быть частью человечества — он хочет оставаться незамеченным, совершать действия и быть невидимым — невидимкой, которому все позволено.

Первый сон Раскольникова – анализ произведения и характеристика героев

Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.

Делая анализ сна Раскольникова, мы убеждаемся, что сон не имеет свойства подчиняться разуму, поэтому в нем видно натуру человека. Идеей Достоевского было показать этим сновидением непринятие душой и сердцем Родиона убийства. Реальная же жизнь, где герой заботится о матери и сестре, желает доказать свою теорию об «обыкновенных» и «необыкновенных» личностях, заставляет его идти на преступление. Он видит в убийстве пользу, которая заглушает муки его натуры. В старушонке студент видит никому не нужное, вредное существо, которое вскоре и само умрет. Тем самым писатель вложил в первый сон истинные причины преступления и противоестественность убийства.

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая

Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

    Чрезмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. ДостоевскогоДвухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […].

В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. А. Бердяев Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой […].

8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского «Преступление и наказание». Именно ее можно считать формальной развязкой всего произведения – здесь Раскольников признается в убийстве «официальным лицам». Однако этот момент лишь малая часть главы, значение которой намного важнее как для развития образа главного героя, так и для всего романа в целом.
Огромную роль в данном эпизоде играет Сонечка Мармеладова. Мы еще раз убеждаемся, что эта девушка стала для Раскольникова «ангелом-хранителем» и «духовным проводником», ведь именно она подталкивает героя к всенародному покаянию и признанию в своих преступлениях.
Важно, что сестра Раскольникова – Дуня — особенно отчетливо чувствует связь между Соней и ее братом: «Дуня из этого свидания, по крайней мере, вынесла одно утешение, что брат будет не один…» Волнение за судьбу Родиона, любовь к нему сближает обеих женщин, делает их близкими людьми.
Соню сильно заботит не только душевное, но и духовное состояние Раскольникова. Она всей душой жаждет, чтобы он раскаялся и поверил в возможность собственного перерождения. Ей важно, чтобы Родион захотел жить не из страха перед смертью («Неужели же одно только малодушие и боязнь смерти могут заставить его жить?»), а с желанием что-то изменить и исправить.
И как бы отвечая на вопрос Сони, Раскольников приходит к ней и сообщает, что решил признаться. Герой ведет себя неестественно — хочет показать, что совершенно не волнуется, что идет в контору потому, что так будет «выгоднее». Однако «он даже и на месте не мог устоять одной минуты, ни на одном предмете не мог сосредоточить внимания; мысли его перескакивали одна через другую, он заговаривался; руки его слегка дрожали».
Соня надевает Родиону на грудь кипарисный крестик («кипарисный, то есть простонародный»), а сама надевает медный – тот, который принадлежал убитой Раскольниковым Лизавете.
Этот момент, как и другие в данном эпизоде, имеет символическое значение. Надев крест, герой как бы принял свою судьбу («это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе-хе!»), осознал, что она есть и с ней нужно смириться. Кроме того, важно, что этот крестик простонародный – тем самым Раскольников как бы сближает себя с людьми, от которых отделился, когда «преступил нравственную черту». С этого момента становится окончательно ясно, что герой встал на путь «духовного возрождения».
Дальнейшие события главы подтверждают это, а также показывают, как нелегко дается Раскольникову этот «переворот в сознании»: «Да так ли, так ли все это? — опять-таки подумал он, сходя с лестницы,- неужели нельзя еще остановиться и опять все переправить. и не ходить?»
По пути в контору, ведя непрерывный диалог с самим собой, Раскольников приходит к выводу, что нуждается в человеческом обществе, что ему крайне нужна поддержка Сони. Однако пока он это воспринимает как собственную слабость, как еще одно подтверждение того, что он «тварь дрожащая»: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
Сам того не осознавая, Раскольников отчаянно нуждается в публичном признании и покаянии, он жаждет вновь воссоединиться с людьми, вновь «перейти на сторону добра». Именно поэтому, как мне кажется, он подает милостыню бабе с ребенком и слышит от нее: «Сохрани тебя бог!» Эти слова – еще одно подтверждение правильности решения Родиона.
Что-то с огромной силой тащит его на Сенную – в самую гущу народа. Он и сам еще не понимает, зачем туда идет, протискивается сквозь толпу, пытается вместе со всеми смеяться над выходками пьяного мужика. Однако он пришел сюда за другим – за эмоциональным освобождением, душевным облегчением. И оно наступает: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. »
Раскольников целует землю и кланяется людям. Тем самым он символически совершает обряд раскаяния, про который говорила ему Соня. Да и она сама находится рядом, незримо поддерживая Родиона, молясь за него: «…оборотившись влево, шагах в пятидесяти от себя, он увидел Соню».
Герою остается лишь сделать признание в конторе. Он не хочет рассказывать о своем преступлении Порфирию Петровичу – в таком случае получится, будто бы он признал свое поражение. Раскольников выбирает следователя Пороха.
Однако сделать признание герою очень нелегко. Будто сквозь туман слушает он нескончаемый поток речи, льющийся из уст Ильи Петровича. Все слова следователя сливаются для Раскольникова в единую массу, из которой он вычленяет сообщение о самоубийстве Свидригайлова: «Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило».
Герою делается плохо, он теряет последние силы, которые копил для того, чтобы признаться. Раскольников выходит из конторы на улицу, но «на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела».
Именно благодаря Соне герой возвращается в контору и произносит, а потом еще раз повторяет: «- Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
Таким образом, данный эпизод в романе является финальным, он показывает, по сути, начало «исправления» героя, то, что Раскольников встал на путь признания своей вины и духовного возрождения. Об этом говорит то, что он надевает крест, его символическое покаяние на Сенной, его признание в конторе.
Кроме того, данный эпизод уточняет и проясняет, какую огромную роль в «духовной судьбе» героя играет Соня Мармеладова, ставшая для Раскольникова настоящим ангелом-хранителем.

Вам может понравиться =>  Закон 402022 о запрете продажи энергетических напитков несовершеннолетним 2022

“Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил.” (часть 1 глава IV)

Больное самолюбие и гордыня, также нехватка денег подкидывают парню идею. Раскольников стал делить людей на 2 сословия, как право имеющие и обычные. Раскольников решил исполнить свое предназначение и готовился к преступлению. Он хотел убить старуху, которая была ростовщицей и давала деньги долг под завышенные проценты.

Описание и характеристика образа Родиона Раскольникова

  1. Герой описан бедным юношей, происходящим из дворянской семьи. О том, какое материальное положение Раскольникова, можно узнать из слов, когда его мать на грани прошения милостыни.
  2. От бедности Родион часто голодает, носит старую одежду, вынужден проживать в маленькой комнатке, которая напоминала склад для швабр. Бедственное положение не позволяет главному персонажу дальше учиться, платить за квартиру и погашать долги.
  3. Раскольников вынужден бросить учебу на юриста. До этого он являлся студентом Петербургского университета.
  4. Вопреки бедности Родион не принял помощь своего друга — Дмитрия Разумихина. Раскольников расценил это как свою слабость, взять помощь он не мог, поскольку считал это унизительным поступком.
  5. Родион описывается юношей необыкновенного ума. Разумихин часто отмечает, что его товарищ очень умный.
  6. Помимо этого, Раскольников имеет отличное образование. Мармеладов говорил, что Родион знает немецкий, поскольку читает «немецкие листки».
  7. Кумиром Раскольникова является Наполеон. Родион завидует способности этого исторического деятеля перешагивать через людей, чтобы добиться своей цели.

Раскольников отличается задумчивостью, нелюдимостью и мрачностью. Он избегает людей, является приверженцем нигилизма и философии Ницше. Угрюмость Родиона способствует его склонности к самоизоляции, долгое общение с людьми его раздражает. Меланхолия в нем сочетается с несдержанностью.

Adblock
detector