Судебная Практика По Делам О Возмещении Вреда Здоровью Вдове Инвалида Чернобыльца

Пунктом 1 ч. 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного ч. 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются супруга (супруг состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга достигшая возраста 50 лет или являющаяся инвалидом.

В соответствии с ч. 17 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ порядок финансирования и осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, определяется Правительством Российской Федерации.

Поскольку заболевания получены мужьями Гребенниковой Л.Л. и Шатуновой Н.В. в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, они не подпадают под перечень заболеваний, которые признаются военной травмой соответственно, истцы не входят в круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ и Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гребенниковой Л.Л. и Шатуновой Н.В не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку судебными инстанциями допущена существенная ошибка в применении норм материального права.

Согласно абзацу четвертому подп. «б» п. 4 названных правил для назначения ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 10 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», член семьи военнослужащего гражданина, призванного на военные сборы, подает в уполномоченный орган по месту жительства копию свидетельства о смерти инвалида.

По ее мнению, то же самое произошло в рассматриваемом деле, так как закон не предполагал снижения компенсации чернобыльцам, которые были признаны инвалидами до 15 февраля 2001 г. Юлия Севастьянова считает, что постановление КС РФ станет важным подспорьем для иных чернобыльцев, оказавшихся в аналогичной ситуации. «Однако не секрет, что суды общей юрисдикции не всегда спешат применять и претворять в жизнь практику КС РФ. Поэтому многое будет зависеть от того, как будет пересмотрено дело заявителя, который пока что добился справедливости только в Конституционном Суде», – отметила Юлия Севастьянова.

Суд указал, что тем самым всем гражданам, получавшим до 15 февраля 2001 г. возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий, и после этой даты составившим особую категорию инвалидов-чернобыльцев, были обеспечены равные условия перехода к новому механизму возмещения вреда. Кроме того, одновременно им была предоставлена возможность получать ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере, предусмотренном п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, если он будет выше по сравнению с ранее назначенным.

Рассмотрев дело, Конституционный Суд указал, что гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Закона о внесении изменений и дополнений в Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

КС отметил, что в отличие от названной категории инвалидов-чернобыльцев лица, приобретшие до 15 февраля 2001 г. данный статус и получавшие до этой даты возмещение вреда здоровью в размере, исчисленном из среднего заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, были наделены правом сохранить ранее установленный размер возмещения вреда, причем безотносительно к тому, подлежали ли они переосвидетельствованию, и независимо от результатов такого переосвидетельствования.

Комментируя «АГ» постановление, адвокат АП Волгоградской области Юлия Севастьянова отметила, что согласно Конституции Россия является социальным государством, права человека, тем более инвалидов, в котором рассматриваются в качестве высшей ценности. «Следовательно, процедуры, связанные с установлением, начислением и выплатой пенсии, должны быть максимально простыми для инвалида. Но на практике все происходит совсем наоборот. Законодатель устанавливает справедливые ориентиры правового регулирования, а на уровне подзаконного применения вырабатываются не всегда ясные и четкие нормы, – поясняет эксперт. – В результате инвалиды, получившие формальные отказы, вынуждены обивать пороги властных органов, отстаивая очевидные истины».

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе Антропову В.А. в удовлетворении исковых требований, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.

В 2004 году также была изменена редакция части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I, эта норма была изложена в новой редакции вступившим в силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 8 статьи 3).

Решением Чайковского городского суда Пермского края от 5 февраля 2015 года исковые требования Антропова В.А. удовлетворены частично. На территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району возложена обязанность вносить Антропова В.А. в списки для включения в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 60 908,82 руб. с 1 октября 2014 года. На Министерство социального развития Пермского края возложена обязанность включать Антропова В.А. в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 60 908,82 руб. начиная с 1 октября 2014 года. В удовлетворении иска Антропова В.А. к Федеральной службе по труду и занятости, Управлению федерального казначейства по г. Москве отказано.

— на территориальное управление Минсоцразвития Пермского края по Чайковскому муниципальному району вносить Антропова В.А. в списки для включения в реестр на выплату за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 60 908,82 руб. начиная с 1 октября 2014 года;

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее — Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 этого закона (в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ), исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы — 5000 руб., инвалидам II группы — 2500 руб., инвалидам III группы — 1000 руб.

Вам может понравиться =>  Притавы Описывают Телевизор

КС защитил право Чернобыльцев на получение двух пенсий

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Названная норма сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ).

«Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами …15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье».

Так, п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы — 5000 руб., инвалидам II группы — 2500 руб., инвалидам III группы — 1000 руб.

Тот самый случай, когда вырванный из контекста фрагмент преподносится как истина в последней инстанции и на его содержании позиционируется неправомерное решение. Пункт 3.3 необходимо рассматривать во взаимосвязи с п. 1.2 абз. 5 п. 2 Постановления

В этом случае норма части второй ст. 2 Закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ остается без субъектов права. Но при этом, данная норма обросла нормативной базой регламентирующей вопросы ее реализации, п.6 и п. 11в Постановления Минтруда РФ от 30.11.2001 N 83. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.12.2013 N 1189 в бюджет закладываются денежные средства для индексации ежемесячной денежной компенсации и ежемесячных денежных сумм, предусмотренных данной нормой.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о принятом решении с соответствующим обоснованием направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия решения.

— заявление о выплате денежной компенсации;
— копия специального удостоверения инвалида;
— копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
— копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

В случае смерти инвалида выплата денежной компенсации нетрудоспособным иждивенцам осуществляется органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. Денежная компенсация может выплачиваться каждому нетрудоспособному иждивенцу индивидуально.

Заявительница повторно обратилась в Санкт-Петербургский региональный межведомственный экспертный совет, который решением от 18 августа 2010 г. установил, что заболевание И.М. Пимченкова, приведшее к инвалидности и смерти, связано с радиационным воздействием вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска. Однако в удовлетворении заявления о пересмотре ранее вынесенного судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 1 ноября 2010 г. Н.М. Пимченковой было отказано.

Конституционный принцип поддержания доверия к закону и действиям государства относится и к толкованию положений закона государственными органами, если это толкование являлось единообразным и постоянным. Изменение в толковании закона должно отвечать требованиям отсутствия обратной силы, защиты приобретенных прав. Такая правовая позиция выражена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся размера ежемесячной денежной выплаты участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами от общего заболевания (см. Определение от 4 апреля 2006 г. N 89-О), права инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска на получение выплат в возмещение вреда (см. Определение от 12 июля 2006 г. N 350-О), права отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение мер социальной поддержки (см. Определение от 14 июня 2006 г. N 273-О) и др.

Анализируя действующее законодательство по вопросу права вдовы ветерана подразделения особого риска на одновременное получение двух пенсий, приходим к следующему: реализуя предоставленное ему полномочие, федеральный законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения граждан в ряде законодательных актов, введя при этом общее правило, в соответствии с которым лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Как следует из Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 г. N 1085-О-П и от 5 марта 2009 г. N 496-О-П, волеизъявление самого пострадавшего от воздействия радиации в любом случае должно рассматриваться как юридический факт, на основании которого начинается соответствующая правоприменительная процедура, независимо от того, была ли она надлежащим образом завершена и было ли решение по такому заявлению принято при жизни инвалида. Изменение причины инвалидности, в том числе в отношении граждан из подразделений особого риска, также осуществляется на основании заявления самого инвалида (п. п. 14 и 24 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95; п. п. 2, 3, 16 и 20 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 г. N 1 «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности»).

Факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся по воле государства в зоне радиационного излучения, вызванного испытанием ядерного оружия либо аварией энергетических ядерных установок, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда, и пострадавшими от этого гражданами.

Вам может понравиться =>  Базовая часть пенсии в 2022 году

Судебная Практика По Делам О Возмещении Вреда Здоровью Вдове Инвалида Чернобыльца

  • Нарушение сроков предоставления услуги;
  • Нарушение сроков регистрации запроса на услугу;
  • Отказ в исправлении допущенных ошибок или опечаток;
  • Отказ в предоставлении государственной услуги;
  • Отказ в приеме документов;
  • Требование дополнительной платы;
  • Требование дополнительных документов.

Срок направления решения об отказе в назначении
ежемесячной денежной компенсации в случае, если заявление и необходимые
документы были представлены заявителем (представителем заявителя) лично или
направлены посредством почтовой связи, составляет не более 3 рабочих дней со
дня принятия решения.

Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда нетрудоспособными вдовами (вдовцами) граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы» были нарушения регламента:

Срок
принятия решения о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной
компенсации составляет не более 8 рабочих дней со дня регистрации заявления, а
в случае направления межведомственных запросов — со дня получения казенным
учреждением (МФЦ) всех запрашиваемых документов (сведений).В случае
если заявление и необходимые документы были представлены заявителем
(представителем заявителя) в электронной форме с использованием Единого портала, срок размещения электронного образа решения о
назначении (об отказе в назначении) ежемесячной денежной компенсации в личном
кабинете заявителя (представителя заявителя) на Едином портале (далее — личный
кабинет) составляет не более 3 рабочих дней со дня принятия решения.

Услуга предоставляется
следующей категории граждан (далее — заявители): нетрудоспособным вдовам
(вдовцам) граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС,
умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с
чернобыльской катастрофой, а также вдовам (вдовцам) граждан, ставших инвалидами
вследствие чернобыльской катастрофы.
Услуга предоставляется
заявителям, имеющим место жительства или место пребывания на территории
Вологодской области (при отсутствии места жительства на территории других
субъектов Российской Федерации) и не получающим ежемесячную денежную
компенсацию в возмещение вреда, предусмотренную федеральным законодательством.

В связи с тем, что право членов семьи гражданина, умершего вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, на получение ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда возникает безотносительно к наличию такого права у умершего кормильца, исключается возможность применения способа определения размеров таких выплат, установленного частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применительно к инвалидам-чернобыльцам и членам их семей.

В отличие от членов семей инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, кормильцы которых при жизни имели право на получение соответствующих мер социальной поддержки, ч.4.ст.14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распространяя на членов семей граждан, умерших вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующие меры социальной поддержки, не обусловливает их предоставление наличием у умершего кормильца права на аналогичные меры социальной поддержки.

Это не только вопросы возмещения вреда, полученного вследствие аварии, произошедшей на чернобыльской атомной электростанции в 1986г., но также, связанные с радиационными воздействиями, полученными в результате аварии на ПО «Маяк», на семипалатинском полигоне и иных объектах радиационного назначения.

Однако, в данном случае при грамотном ведении дела, применяя действующее законодательство, обосновывая заявленные требования на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О, факт нахождения на иждивении может быть установлен в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим супругом, и собственными доходами иждивенца, а также иными фактами, подлежащими доказыванию в процессе.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на членов семей, потерявших кормильца из числа погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, умерших инвалидов ЧАЭС распространяются некоторые меры социальной поддержки (ранее в законе имелась трактовка: «льготы и компенсации»), которыми они пользовались при жизни льготоносителя. Это п.п. 3.7,8,12-15 части первой статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, выплачиваемая в соответствии с п.15 ст.14.

Вдовы чернобыльцев получат компенсацию

Сейчас в законодательстве, регулирующем выплаты денежных компенсаций, нет определения таких понятий, как «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Из-за этого круг получателей денежных компенсаций в случае смерти кормильца-ликвидатора до сих пор точно не определен. В результате суды обычно трактуют нормы закона не в пользу людей и отказывают им в выплате компенсаций (в основном чернобыльским вдовам). Разработчики проекта предлагают узаконить общепринятую формулировку, по которой меры социальной поддержки распространяются на вдов (вдовцов), не вступивших в повторный брак, а также на других членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца согласно законодательству РФ.

По мнению разработчиков, возвращение чернобыльским вдовам прав на денежные компенсации никаких дополнительных бюджетных средств не потребует. Поскольку к вдовам переходят те компенсации, которые ранее получал умерший муж, а ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, выплачивается лишь частично. Помимо этого в России ежегодно снижаются расходы госбюджета на соцподдержку чернобыльцев — они умирают, и их становится все меньше. (Из граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, ежегодно умирают примерно 1500 человек.) Однако даже последний аргумент не убедил правительство, которое выступает против проекта в этой редакции и требует его доработать. По данным источников «Солидарности» в ГД, проект питерских законодателей может быть принят в первом чтении, а вот какие поправки в него внесут потом, никто не знает.

По ст. 14 закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», чернобыльцам выплачивается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) в качестве компенсации. Точнее, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием. А именно: 1) перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, 2) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы. В их числе: инвалидам из числа принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на других работах на ЧАЭС; военнообязанных, призванных на спецсборы и привлеченных к ликвидации последствий катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лиц начальствующего и рядового состава ОВД, противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения; эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зон отселения в ходе эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы.

Напомним, что пособие на погребение выплачивается членам семей и лицам, взявшим на себя организацию похорон «граждан, умерших вследствие лучевой болезни, других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, и умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы». Попытки законодателей вопреки сопротивлению правительства увеличить размеры «гробовых» призваны сохранить существовавшую прежде разницу в размерах пособий на погребение умерших чернобыльцев и соцпособий на погребение покойных из иных категорий «льготников». Ранее, с января 2009 года, был увеличен с 1000 до 4000 рублей размер соцпособия на погребение умерших граждан, установленного законом «О погребении и похоронном деле». Чтобы сохранить особый статус чернобыльцев, с учетом их заслуг перед обществом, решено увеличить пособие на погребение умерших чернобыльцев в такой же пропорции, что сохранит прежнюю дифференциацию в размерах этих пособий. Пока же (с января 2011 года) пособие на погребение умерших чернобыльцев с учетом индексации (4205 рублей) оказалось меньше простого соцпособия на погребение умерших граждан (4260 рублей).

Единый порядок выплаты денежных компенсаций могут установить всем членам семей умерших «чернобыльцев». В этом случае «чернобыльские» компенсации-льготы распространят на их вдов (вдовцов), не вступивших в повторный брак, и на других членов их семей, получающих пенсию из-за потери кормильца. Такой законопроект внесло в Госдуму Заксобрание Санкт-Петербурга.

Вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в судебной практике*

В пункте 8 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 разъясняется: наряду с индексацией ежемесячной денежной компенсации инвалидам без каких-либо ограничений подлежат индексации все дополнительные выплаты, предусмотренные Законом от 15.05.91 № 1244–1, за исключением выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами.

В пункте 8.2 постановления Пленума от 14.12.00 № 35 (в ред. постановления Пленума от 11.05.07 № 23) говорится: в ряде случаев лица, которым компенсационные выплаты за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. были проиндексированы с учетом роста прожиточного минимума в субъекте РФ, вновь обращаются в суд с требованием проиндексировать эти же выплаты, но уже по новому порядку, предусмотренному ст. 5 Закона от 15.05.91 № 1244–1 (в ред. Федерального закона от 26.04.04 № 31-ФЗ) и постановлением Правительства РФ от 27.12.04 № 847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Удовлетворение таких требований означает двойную индексацию компенсационных выплат, что противоречит закону.

Вам может понравиться =>  Сумма Выплат Ветеранам Труда В Курске

Весьма распространенной ошибкой судов является расчет сумм возмещения вреда исходя из условного заработка, полученного пострадавшим при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Суды часто не принимают во внимание периоды предшествующей работы пострадавшего и рассчитывают суммы возмещения вреда только из заработка на ЧАЭС. Между тем Правилами от 24.12.92 (ч. 2 ст. 15), а впоследствии и Законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (п. 6 ст. 12) возможность такого расчета допускалась только в том случае, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного.

Согласно п. 27 указанного Положения льготы для инвалидов ВОВ, предусмотренные этим Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

Ответ на этот вопрос опубликован в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2006 г. Как указал Верховный Суд РФ, «Удостоверение инвалида о праве на льготы» установлено Положением о льготах для инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утв. постановлением Совета Министров СССР от 23.02.81 № 209.

Вдове инвалида 2 группы ЧАЭС, получавшего компенсацию ущерба здоровью в размере более 35000 рублей, начислили выплату 4700 рублей. По закону № 1244-1 от 15 мая 1991 года положено получать половину от компенсации. Какие действия надо предпринять, чтобы закон был выполнен?

МКУ МУСЗН утверждает, что производит индексацию суммы 2500 рублей по индексам, установленным правительством РФ. Но инвалид получал выплату, проиндексированную по величине прожиточного минимума в своем регионе, что подтверждается решениями судов и основано на Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П. На основе этого постановления и были рассчитаны коэффициенты индексации. К тому же гражданин получал компенсацию больше 2500 рублей, потому сумма и выше.

Форум чернобыльцев

Извлечение: учитывая правовую позицию Европейского Суда, в результате ошибки, допущенной государственным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, истица лишилась права на пенсию в том размере, в котором она ее получала длительное время будучи инвалидом второй группы.

Вопрос:
В каких нормативных документах (пунктах и статьях) написано о том , что вдова может получать (в случае ,если была связь инвалидности с пребыванием на ЧАЭС) половину суммы ВВЗ, которую чернобылец получал при жизни.
Это очень важный момент.
И нужно ли вдове после смерти чернобыльца писать куда -либо заявление на получение этой половины?

Вопрос:
Правильно ли я поняла в памятке?
У меня две вдовы одна инвалида, а другая УЛПА. которая УЛПА естественно ВВЗ не получала, если говориться о 100% из заработка то значит ли то что я должна взять заработок (ныне покойного УЛПА) из Чернобыля за 1986 г и в судебном порядке заявить на 100% положенных ежемесячно вдове?

Статья 41 названного закона устанавливает компенсацию семьям за потерю кормильца, участвовавшего в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Право на ежемесячную компенсацию за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС имеют нетрудоспособные члены семьи, бывшие на его иждивении. При этом детям ежемесячная компенсация назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении.

Согласно п.15 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах:

Учитывая, что для истца Емельянова В.И. наиболее благоприятным механизмом расчета сумм ежемесячного возмещения вреда за период 2002 — 2004 гг. является индексация по критерию — прожиточного минимума для пенсионеров в г. Москве, суд производит за данный период времени индексацию в следующем порядке: 16 164,97 руб. х 1,636 х 1,188 х 1,142 = 35 879,04 руб.

Истец Емельянов В.И. просит взыскать с Управления социальной защиты населения района Митино города Москвы за счет средств федерального бюджета в его пользу, начиная с 01.01.2015 г. ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью в размере 84 956 руб. 60 коп. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законодательством.

Во исполнение вышеуказанного Закона приняты Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 мая 2005 года № 326, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат.

В соответствии с Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 или пунктом 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002 — 2004 годы производится в течение 2005 — 2006 годов.

Представитель ответчика — Управления социальной защиты населения района Митино города Москвы Буцких Г.А. исковые требования не признала по доводам письменных возражений, указав, что ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью выплачиваются истцу в соответствии с действующим законодательством. При начислении истцу ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда установленную на 14.02.2000 г. (дату получения истцом инвалидности) ежемесячную сумму возмещения вреда — 6 748 руб. 86 коп. ответчик индексировал: с 01.01.2001 г. в 1,198 раза, с 19.06.2002 г. — в 1,12 раза, с 01.01.2003 г. — в 1,12 раза, с 01.01.2004 г. — в 1,1 раза, далее с 01.01.2005 г. — в 1,11 раза, с 01.01.2006 г. — 1,09 раза, с 01.01.2007 г. — в 1,08 раза, с 01.01.2008 г. — в 1,105 раза, с 01.01.2009 г. — в 1,13 раза, с 01.01.2010 г. — в 1,1 раза, с 01.01.2011 г. — в 1,065 раза, с 01.01.2012 г. — в 1,06 раза, с 01.01.2013 г. — в 1,055 раза, с 01.01.2014 г. — в 1,05 раза, с 01.01.2015 г. — в 1,055 раза. В результате ежемесячная сумма возмещения вреда, начисляемая ответчиком и выплачиваемая истцу, с 01.01.2015 г. составила 26 419 руб. 34 коп.

— заявление о выплате денежной компенсации;
— копия специального удостоверения инвалида;
— копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;
— копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата денежной компенсации инвалидам производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами, которым федеральным законом о федеральном бюджете предусмотрены денежные средства на выплату указанной денежной компенсации. Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

Решение о выплате (об отказе в выплате) денежной компенсации принимается не позднее 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Уведомление о принятом решении с соответствующим обоснованием направляется заявителю в 5-дневный срок после принятия решения.

Adblock
detector