Брянская Обл Чернобыльские Зоны

Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

2. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации средства федерального бюджета, высвобождаемые в связи с принятием настоящего Постановления, направить на погашение задолженности по выплате компенсаций и предоставлению льгот гражданам Российской Федерации, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и на государственные инвестиции федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года и федеральной целевой программы «Дети Чернобыля».

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680) с учетом изменения радиационной обстановки, в том числе в результате осуществления в 1986 — 1997 годах комплекса защитных и реабилитационных мероприятий, Правительство Российской Федерации постановляет:

См. перечень населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 июня 1998 г. N 666

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации в связи с принятием настоящего постановления в I квартале 1998 г. представить предложения о внесении изменений в перечень населенных пунктов в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на территории которых для находящихся (передислоцированных) там предприятий и организаций установлены льготы по налогу на прибыль, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. N 671 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 26, ст.3132).

1074 от Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

1. Гордеевский район
Глинновское сельское поселение
пос. Березина
пос. Борец
дер. Колыбели
дер. Новоселье
с. Стругова Буда
Гордеевское сельское поселение
с. Гордеевка
дер. Василевка
пос. Дальний Клин
с. Жовнец
дер. Завод-Корецкий
пос. Зеленый Клин
пос. Медведовка
дер. Поконь
пос. Смелый
пос. Шамры
Мирнинское сельское поселение
пос. Безбожник
пос. Зайцев
Петровобудское сельское поселение
с. Петрова Буда
пос. Владимировка
пос. Залиповье
пос. Криштопов Ручей
дер. Малоудебное
с. Перетин
с. Смяльч
пос. Сугродовка
Рудневоробьевское сельское поселение
дер. Рудня-Воробьевка
пос. Зеленый Рог
дер. Новоновицкая
дер. Поповка
дер. Староновицкая
дер. Удел
Творишинское сельское поселение
с. Творишино
пос. Ипуть
пос. Крещенский
дер. Михайловка
пос. Степана Разина
дер. Черный Ручей
Уношевское сельское поселение
с. Уношево
дер. Алисовка
дер. Антоновка
с. Кузнецы
дер. Федоровка
дер. Хармынка
дер. Чернетовка (Черетовка)
2. Злынковский район
Вышковское городское поселение
пос. Любин
Злынковское городское поселение
г. Злынка
пос. Павловка
дер. Петровка
Денисковичское сельское поселение
с. Денисковичи
с. Лысые
пос. Нетеша
дер. Федоровка
Роговское сельское поселение
с. Рогов
пос. Добрынька
пос. Новобежков
пос. Софиевка
Спиридоновобудское сельское поселение
с. Спиридонова Буда
дер. Карпиловка
пос. Вишенки
пос. Озерище
пос. Сосновый Бор
Щербиничское сельское поселение
с. Большие Щербиничи
пос. Вилы
пос. Воронова Гута
пос. Добрынь
пос. Еловка
пос. Свидерки
пос. Свисток
с. Малые Щербиничи
дер. Зеленая Роща
3. Климовский район
Климовское городское поселение
пос. Климово
Кирилловское сельское поселение
пос. Вишневый
Лакомобудское сельское поселение
с. Лакомая Буда
пос. Аринины Ляды
пос. Лужки
пос. Ольховики
дер. Побожеевка
Митьковское сельское поселение
с. Митьковка
с. Хохловка
Плавенское сельское поселение
с. Каменка
дер. Пруска
пос. Чернятин
Сачковичское сельское поселение
пос. Важица
дер. Добрынь
пос. Новосергеевка
пос. Холуповка
Сытобудское сельское поселение
пос. Первомайский
Чуровичское сельское поселение
пос. Перекоп
4. Клинцовский район
Великотопальское сельское поселение
пос. Красный Мост
Гулевское сельское поселение
пос. Калинин
пос. Особцы
пос. Вольница 2-я
с. Гастенка
пос. Каменуха
пос. Красная Туросна
пос. Заречье
пос. Красный Мост
пос. Станилов
Лопатенское сельское поселение
с. Гута-Корецкая
дер. Андреевка-Печевая
пос. Буян
пос. Кожухово
пос. Новая Алексеевка
пос. Новый Рассвет
дер. Унеча
пос. Лядовка
хут. Ганновка
пос. Глинное
дер. Заречье
Медведовское сельское поселение
с. Киваи
Первомайское сельское поселение
с. Ольховка
дер. Тулуковщина
пос. Туренев
дер. Рудня-Голубовка
с. Теремошка
Рожновское сельское поселение
с. Рожны
дер. Веприн
пос. Голота
дер. Кузнец
дер. Лесновка
пос. Новый Мир
пос. Ягодка
с. Ущерпье
пос. Борозенщина
пос. Кипень-Ущерпский
пос. Колпины
пос. Корьма
пос. Красная Криница
пос. Новоречица
дер. Писаревка
пос. Свисток
5. Красногорский район
Красногорское городское поселение
пос. Красная Гора
дер. Батуровка
дер. Дубенец
пос. Заглодье
дер. Селец
с. Великоудебное
Колюдовское сельское поселение
пос. Криничное
пос. Рубаны
пос. Зеленая Дубровка
Любовшанское сельское поселение
пос. Яменец
Макаричское сельское поселение
дер. Макаричи
с. Медведи
дер. Вяжновка
Яловское сельское поселение
с. Городечня
6. Новозыбковский район
Городской округ — город Клинцы
г. Клинцы
Городской округ — город Новозыбков
г. Новозыбков
Верещакское сельское поселение
с. Верещаки
пос. Грозный
пос. Мохоновка
дер. Несвоевка
пос. Триголов
с. Катичи
с. Вихолка
пос. Новые Катичи
Деменское сельское поселение
с. Перевоз
Замишевское сельское поселение
с. Замишево
пос. Шитиков Лог
с. Манюки
с. Белый Колодезь
с. Синий Колодец
пос. Клюков Мох
дер. Крутоберезка
Старобобовичское сельское поселение
с. Старые Бобовичи
пос. Победа
пос. Гатка
пос. Гривка
пос. Ясная Поляна
пос. Прудовка
Старокривецкое сельское поселение
с. Каташин
пос. Красный Гай
дер. Малый Кривец
дер. Скоробогатая Слобода
Тростанское сельское поселение
дер. Тростань
пос. Дружба
пос. Мамай
с. Сновское
дер. Дубровка
хут. Величка
Халеевичское сельское поселение
дер. Халеевичи (дер. Холевичи)
пос. Дедовский
пос. Калиновка
пос. Машкинский
пос. Полек
пос. Синявка
с. Внуковичи
дер. Старая Рудня
Шеломовское сельское поселение
с. Шеломы
пос. Корчи
дер. Журавки
дер. Корна

Вам может понравиться =>  Сколько Оплачивают Страховку За Поломаную Руку Ребенку

11. Арсеньевский район
Астаповское сельское поселение
пос. Истьино
12. Белевский район
Бобриковское сельское поселение
пос. Совхозный
13. Плавский район
Городское поселение «Город Плавск»
г. Плавск
Камынинское сельское поселение
дер. Нижние Мармыжи
пос. Новоселки
дер. Средние Мармыжи
Молочно-Дворское сельское поселение
пос. Молочные Дворы
дер. Заречье
дер. Новая Слободка
дер. Орликово
дер. Рождествено-1
дер. Рождествено-2
дер. Воейково
пос. станция Горбачево
дер. Новая Локна
Пригородное сельское поселение
с. Синявино
дер. Арсеньево
дер. Витцинские Выселки
дер. Лунино
дер. Стрешнево
с. Юсупово
14. Чернский район
Крестовское сельское поселение
пос. Майский
дер. Орловка
15. Щекинский район
Лазаревское сельское поселение
дер. Петровское
дер. Зубаревка
с. Спасское
с. Царево

Последствия аварии на Чернобыльской АЭС для Брянщины: 31 год спустя

Сегодня исполняется 31 год со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. Брянская область оказалась самым пострадавшим от аварии регионом РФ.
В минувшем году – к юбилею трагедии — д.б.н. Корсаков А.В. и к.х.н. Комогорцева Л.К. на основе нескольких десятков источников подготовили доклад о ее последствиях для региона. Выводы, сделанные исследователями, оптимизма не внушают: ситуация с радиационной обстановкой в загрязненных районах Брянщины продолжает оставаться плачевной. Вот некоторые выдержки из этой работы.

В 1986 году, после аварии 476,5 тысяч человек в более чем 1,7 тыс. населенных пунктах проживали на загрязненной территории 11,7 тысяч кв. км.
До 2015 года на загрязненных территориях региона проживало около 330 тыс. человек, в том числе, из них в зоне «отселения» – 58 тысяч человек, включая около 15 тысяч детей.
Наибольшие уровни гамма-излучения – до 0,8-1,6 микрозивертов в час – постоянно фиксируются в населенных пунктах Красногорского района: Увелье, Заборье, Николаевка.
О последствиях аварии свидетельствует статистика. Так, уровень общей заболеваемости детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях Брянской области на протяжении 23 лет (с 1990 по 2012 гг.), превышает как среднеобластные данные (на 24 процента), так и общероссийские (на 15 процентов) показатели. Кроме того, частота врожденных пороков развития среди новорожденных увеличилась через 20 лет после Чернобыльской катастрофы в 3-5 раз в радиационно-загрязненных районах Брянщины. А в структуре причин младенческой смертности в регионе удельный вес врожденных пороков развития строгого учета почти в пять раз превысил среднее значение этого показателя по России.
При этом, как отмечал в 2007 году Геннадий Онищенко, в будущем показатели заболеваемости радиогенных раков щитовидной железы у населения Брянской области (особенно детского) будут расти.
Следует констатировать, что здоровью населения, постоянно проживающему в радиационно-загрязненных районах, уже нанесен вред, накопленные дозы в организме постоянно возрастают, и даже при снижении плотности радиоактивного загрязнения радионуклидом цезия-137 менее 1 Ku/км2 (территория уже не относится к зоне радиоактивного загрязнения) это не значит, что здоровье его жителей моментально пришло в норму и последующие поколения непременно окажутся здоровыми.
Кроме того, сложность влияния различных радионуклидов на организм человека не позволяет определить все последствия дополнительного низкоуровневого облучения на здоровье населения.
Однако в 2015 году Правительством РФ был утвержден новый Перечень населённых пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
При принятии нового Перечня чиновники исходили только из того, что период полураспада основных долгоживущих радионуклидов цезия-137 и стронция-90 уже практически завершен (период полураспада цезия-137 30 лет, а стронция-90 – 29 лет). В результате из зоны радиоактивного загрязнения выведено 554 населенных пункта, а 383 был понижен статус.
В Брянской области из зоны радиоактивного загрязнения выведено 43 населенных пункта, а 183 был понижен статус. Например, Новозыбкову понижен статус «с зоны отселения» (от 15 до 40 ки/км2 ) на «зону с правом на отселение» (от 5 до 15 ки/км2), т.к. средняя плотность радиоактивного загрязнения цезием-137 с учетом естественного распада данного радионуклида уменьшилась до 10,5 ки/км2.
Однако, как отметили эксперты, чиновники полностью игнорируют объективные данные экологического мониторинга ФГБУ НПО «Тайфун» (г. Обнинск), указывающие, что в результате отбора 339 проб максимальные величины радиоактивного загрязнения цезием-137 в 2015 г. в Новозыбкове регистрируют уровень загрязнения 57,2 ки/км2, что на 42,5 процента выше показателей зоны отчуждения (свыше 40 ки/км2).
Кроме того, при понижении статуса Новозыбкову совсем не учтен тот факт, что это –город областного значения, а не вымирающая деревня.
Авторы исследования отмечают экологическую опасность загрязнения окружающей среды америцием-241 из-за возрастания его концентрации со временем. Так, за 70 лет после Чернобыльской катастрофы активность америция-241 увеличится в 20 раз по отношению к плутонию (за счет распада плутония-241). Кроме того, подвижность америция-241, концентрирующегося в верхних слоях почвы, существенно выше, чем плутония-239, что увеличит опасность его попадания в живые организмы по цепям питания. Учитывая большой период полураспада америция-241 (433 года), эти проблемы будут актуальными для многих поколений жителей радиационно-загрязненных территорий.
По прогнозам ученых только к 2049 году в Брянской области не будет земель с плотностью загрязнения цезием-137 более 40 Ки/км2 (зона отчуждения). И только к 2209 году не будет земель с плотностью загрязнения цезием-137 более 1 Ки/км2.
После же принятия указанного Постановления уже с 2016 не только резко сокращены выплаты льготных пособий, но и фактически закрыта медицинская программа «Минимизация медицинских последствий экологического неблагополучия в Брянской области», сокращены мероприятия по оздоровлению детей, проживающих на радиационно-загрязненных территориях, которые решением властей вдруг в одночасье стали «чистыми». Есть опасение, что ситуация с медицинскими показателями здоровья изменится в сторону их резкого ухудшения, отмечают авторы исследования. Местное население собрало многочисленные подписи под обращением по отмене несвоевременного постановления.

В результате, таким образом, особо приближенные к властям сумели, видимо, нагреть руки на чернобыльской беде на миллионы рублей. Разгорелся скандал неместного масштаба. По словам вновь избранного губернатора Николая Денина, за последние два года людям, которые решили покинуть загрязненные территории, выплатили около 9 миллиардов рублей. «Если в 2008 году компенсации получили 1245 граждан, то в прошлом – 3074, — сообщал Денин избирателям во время губернаторской предвыборной кампании. — Суммы компенсаций растут так же стремительно: в 2008 году — 843 миллиона рублей, в 2011-м — уже 5 миллиардов 722 миллиона».

Вам может понравиться =>  В Какой Суд Обратиться Вдове Пенсионера Мвд Для Назначения Пенсии

И в самом деле, местная власть объясняет новые строгости с компенсациями за оставленные радиоактивные дома итогами проверки Счетной палаты РФ о нецелевом использовании средств, а также благими намерениями — пресечь неуемные аппетиты мошенников. «Но кто же, — говорит Потомский, — первый проявил эти неограниченные аппетиты, оценив и попытавшись «сдать» свой коттедж государству за миллион евро, как не лицо, приближенное к действующему местному «императору» и само представлявшее власть на тот момент?» (Жаль, что депутат не уточняет, кто именно это лицо. Правда, в другом своем выступлении Потомский высказывает намерение довести дела с «липовой» компенсацией до их логичного завершения. Надо, видимо, понимать – до прокуратуры и суда. Сейчас в Брянске работает общественная приемная Потомского.)

«У жителей сельских районов области очень низкие доходы. Лишившись льгот и компенсаций по «чернобыльскому закону», они с еще большей вероятностью отправятся за дополнительными доходами в лес, собирать грибы и ягоды. Кто-то – с целью употребления в пищу, а кто-то – на продажу. В любом случае грибы с превышением ПДК радиоактивных веществ с большей вероятностью, чем раньше, окажутся на столе у людей», – считает Алимов.

Впрочем, вычеркивание некоторых деревень из «Перечня» выглядит вполне оправданным хотя бы потому, что за истекшие годы они полностью обезлюдели. Пример тому – некогда большое село Святск, основанное еще в 1714 году и в 20-х гг. ХХ века насчитывавшее более 3000 человек населения. После Чернобыльской катастрофы Святск к 2003 году окончательно опустел, а в 2006-м был официально упразднен. В настоящий момент Гринпис готовит сводную карту всех «чернобыльских» поселков Брянщины. Когда работа будет закончена, станет ясно, какие из них были вычеркнуты из Перечня по причине прекращения существования.

Брянский тупик: из «зоны» выхода нет

Существует в Брянской области и своя зона отчуждения, то есть та земля, проход на которую людям запрещен вот уже 26 лет. Она находится в Красногорском районе. Это четыре деревни Барсуки, Нижняя Мельница, Князевщина и Прогресс. В этом же районе 34 деревни подлежат отселению, и жители еще 27 имеют на это право.

До сих пор, вот уже четверть века, ни федеральная, ни местная власти не могут найти пару копеек (на фоне бюджета страны и особенно — его воровства) для выведения из пораженных территорий хотя бы всех детских домов и больниц. «Несколько лет назад, — рассказывает Людмила Комогорцева, — приехав в деревню Вышков Злынковского района, мы обнаружили там туберкулезную больницу – наряду с другими здесь лечили осужденных. По сути, людей привозили сюда умирать. Зэков после смерти заворачивали в простыни и хоронили в пойме реки Ипуть. Сегодня здесь лечат туберкулезных больных с психическими заболеваниями. Здания отремонтированы и переоснащены». Конечно, хорошо, что отремонтированы. Но зачем вкладывать деньги в заведомо нездоровую окружающую среду и направлять сюда таких больных людей? Не честнее было бы эту больницу закрыть, а людей лечить в «чистых» местах?

В постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 N 1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС включено 69 населенных пунктов Липецкой области, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с льготным социально-экономическим статусом)

— Брянский город Новозыбков теперь относится не к зоне отселения, а к зоне с правом на отселение. Однако данные обнинского научно-производственного объединения «Тайфун» показывают, что в Новозыбкове есть места, где уровень загрязнения превышает 57 кюри на квадратный километр, что почти в полтора раза выше показателей зоны отчуждения, — рассказала Людмила Комогорцева.

Брянскую область специалисты признали наиболее пострадавшим от Чернобыльской катастрофы регионом России. После аварии на зараженных территориях в Брянской области жили почти 477 тысяч человек. В 2015 году — 330 тысяч человек, 58 тысяч из них — в «зоне отселения». Больше всего пострадали Новозыбковский и Злынковский районы, а наибольшие уровни гамма-излучения специалисты зафиксировали в Красногорском районе.

Для получения привилегий необходимо написать заявление и приложить к нему удостоверение, подтверждающее право. Оформлением таковых занимаются органы социальной защиты населения. Для получения нужно:

  1. Зона отчуждения. Это территория, которая непосредственно окружает ЧАЭС. На этом участке прямо запрещено поселение и/или использование природных ресурсов, ведение хозяйственной деятельности. Также запрещено распространение или использование продуктов хозяйственной деятельности, произведенных в области отчуждения.
  2. Зона отселения. Переселение граждан, проживающих на территории данной категории, осуществляется в другие области до максимального снижения ущерба от радиоактивного поражения. Лицам, решившим покинуть зараженную область, по закону положена соц. помощь.
  3. Зона права на отселение. Территория постоянно проверяется специалистами, ведется медицинский мониторинг жителей, также проводятся мероприятия, направленные на улучшения здоровья местного населения. Лица, выезжающие с этой области, где показатели заражения превышены, могут рассчитывать на получение компенсаций и льгот.
  4. Зона граждан, которым положены социальные экономические льготы.

Процессы освобождения и очищения почв от радиоактивных веществ идут крайне медленно, обусловлено это тем, что загрязнение произошло долгоживущими радионуклидами. За 18-летний период перешло в разряд «чистых» только 13 процентов почв на площади чуть больше 50 тысяч гектаров. Феномен Новозыбковского района заключается в том, что степень загрязнения почв здесь настолько высокая, что и за рассматриваемое время очищение от радионуклидов, т.е. переход через уровень менее 1 Ки/км 2 , не произошло. Почти такое же положение в Гордеевском и Красногорском районах, где количество площадей «чистых» почв возросло только на 1 и 3 процента соответственно.

Процесс очищения от радионуклидов идет весьма медленно. За период с момента аварии 1986 год по 2004 год площади почв с уровнем загрязнения менее 1 Ки/км увеличились только на 161,4 тыс. га, в т.ч. по юго-западным районам на 56,5 тыс. га или на 12,3 и 12,9 % соответственно.

В радиационно-гигиеническом паспорте проведен анализ основных параметров состояния радиационной обстановки в населенных пунктах, на предприятиях и в организациях области, в окружающей природной среде. В паспорте отражены меры, направленные на снижение дозовой нагрузки населения от техногенных и природных источников ионизирующего излучения, обеспечению установленных правил и норм радиационной безопасности.

18 апреля 1996 г. Президентом России Б.Н.Ельциным был подписан Указ N566 «Об оказании дополнительной медицинской помощи населению в районах, пострадавших от ЧАЭС». С целью реализации данного Указа правительство закупило (в счет погашения задолженности Индии бывшему СССР) лекарств на сумму в 30 млн.

Вам может понравиться =>  Справка Ерц Для Прописки

След Чернобыля в; агроландшафтах Черноземья: независимая оценка 30; лет спустя

Сравнение содержания 137 Cs в генетических горизонтах пахотных и целинных черноземов Плавского радиоактивного пятна ясно показало, что в первом случае в качестве реабилитационной контрмеры была применена глубокая (до ≈ 30 см) вспашка, в то время как современная глубина обработки почвы варьирует в пределах 10–25 см в зависимости от требований возделываемой культуры (рис. 4, 5). Таким образом, если в целинных почвах на подножиях склонов 137 Cs, поступивший с чернобыльскими выпадениями, все еще сосредоточен в пределах поверхностного слоя дернины Aд мощностью 8–12 см, где удельная активность радионуклида в настоящее время достигает величин 1500 Бк/кг, то в пахотных черноземах глубина массового проникновения 137 Cs в почву (> 90% общих запасов) совпадает с нижней границей морфологически различимого старопахотного горизонта Астаропах (около 30 см), причем средняя величина содержания радионуклида в 3–4 раза меньше. Интересно, что во всех исследованных почвах данной территории современный пахотный горизонт и образовавшийся при глубокой реабилитационной вспашке старопахотный характеризуются близкими параметрами накопления 137 Cs: средняя величина удельной активности радионуклида в первом составляет 454±52 Бк/кг, во втором — 420±37 Бк/кг, что подтверждает действенность даже однократной глубокой вспашки почвы для выведения части радионуклида из зоны наиболее активного обмена веществом с корнями культурных растений.

При оценке экологических последствий присутствия 137 Cs в почвах постчернобыльских территорий важный параметр — распределение радионуклида в профиле почвы, во многом определяющее соотношение загрязненного и корнеобитаемого слоев, а также указывающее на потенциальную возможность перехода радиоцезия в подземные воды, которые могут использоваться для питьевого водоснабжения. Считается, что отмеченная ранее способность 137 Cs к специфической (необменной) сорбции в межпакетных пространствах и краевых клинообразных расширениях кристаллической решетки некоторых глинистых минералов и слюд [7–10] — важная характеристика поведения этого элемента в почвах. Черноземы, сформировавшиеся на лёссовидных суглинках Русской равнины, обогащены глинистыми минералами, и необменное поглощение 137 Cs в этих почвах приводит к прочной фиксации радионуклида в составе твердой фазы приповерхностного слоя, а значит, препятствует его водной миграции и корневому потреблению растениями [1, 11]. Благодаря природным свойствам черноземов биологическая миграция 137 Cs по пищевым цепям минимизируется. Помимо этого, параметры корневого потребления 137 Cs снижаются при высокой обеспеченности почв доступным калием, оптимизации минерального питания растений и внесении природных и синтетических сорбентов. Правда, последние эффективны только на почвах легкого гранулометрического состава — песках и супесях 7 [12]. Заметим: сельскохозяйственные культуры существенно различаются интенсивностью корневого потребления 137 Cs и особенностями его депонирования в органах растений [13, 14]. Наконец, шаблонный, но весьма действенный агротехнический прием реабилитации пахотных земель, загрязненных радиоцезием, — вспашка, которая способствует перераспределению содержащих радионуклид поверхностных агрегатов в пределах оборотного пласта почвы и в конечном итоге приводит к относительному снижению величин удельной активности 137 Cs в ризосферном пространстве. Если же провести глубокую мелиоративную вспашку на глубину 30–50 см, то существенная часть 137 Cs будет выведена за пределы корнеобитаемого слоя почв и как бы захоронена в подпахотном горизонте.

Возвращение в зону отселения: брянские чернобыльцы пытаются вернуть федеральную поддержку

В 80-х я работал водителем-экспедитором и объездил все атомные станции Советского Союза. Но такого бардака, как на Чернобыльской АЭС, я не видел. По правилам, если я заезжаю на атомную станцию, передо мной ворота открываются, а позади сразу же закрываются. Следует тщательный осмотр транспорта и документов. Подъезжаю к Припяти — первые ворота открыты, вторые открыты. Мою машину никто не проверяет, хотя она крытая и не видно, что я ввожу. Дозиметрист замеры не производит. Их взорвать — раз плюнуть. Что там произошло 26 апреля 1986 года — черт его знает. Или эксперимент, или диверсия. После катастрофы я в течение нескольких месяцев ездил в Припять, возил спецодежду для ликвидаторов и оборудование для атомной станции, вывозил людей. Бруно Гензе

«Для меня удивительно, что в постановлении правительства оказался Новозыбков. Я категорически против этого. Понимаю, вывести деревни, в которых никто не живет, но Новозыбков! Читала в соцсетях, что Лахова и федеральный инспектор по Брянской области Калашников не могут помочь. Да, сложно помогать, когда есть и постановление, и судебное решение. Важно, чтобы жители юго-западных районов до конца пошли и подали апелляцию. Но я не согласна с тем, что постановление приняли ради экономии федерального бюджета. При всех трудностях в России все-таки максимально пытаемся поддерживать социальные программы».

Авария на Чернобыльской АЭС привела к ухудшению экологи­ческой обстановки на почве и в лесах области. В настоящее время по­чвы сельскохозяйственных угодий Брянской области имеют плотность загрязнения цезием-137 — 2,4 Ки/км 2 , что превышает доаварийный уро­вень в 60 раз, а по Новозыбковскому району — в 300, Красногорско­му — в 260 раз. Наиболее сильно загрязненными оказались Ново-зыбковский, Красногорский, Гордеевский, Злынковский, Клинцовский районы, где почвы сельскохозяйственных угодий и в настоящее время имеют плотность загрязнения свыше 5 Ки/км 2 . В меньшей мере загряз­нены Климовский, Стародубский, Погарский районы, где плотность загрязнения составляет 1 -5 Ки/км 2 , относительно чистыми остались рай­оны Брянский, Жирятинский, Клетнянский, Почепский, Дубровский, где почв с плотностью загрязнения свыше 1 Ки/км 2 не обнаружено.

После чернобыльской аварии на радиоактивно загрязненной тер­ритории области оказалось 22 из 27 административных района, 1385 населенных пунктов, в том числе 2 города областного значения (Ново-зыбков и Клинцы). В 1993 г. на территории с плотностью загрязнения до 5 Ки/км 2 было расположено 919 населенных пунктов с населением 428,3 тыс. чел.; 5-15 Ки/км 2 — 282 населенных пункта с населением 70,1 тыс. чел.; 15-40 Ки/км 2 — соответственно 166 и 19,3 тыс. чел.; бо­лее 40 Ки/км 2 — 18 и 1575 чел. Общая площадь загрязнения радиоак­тивными элементами составляла 11 868 км 2 , на которой проживало более 0,5 млн. чел. В последние годы на территории области сокраща­ется количество населенных пунктов, находящихся в зоне радиоактив­ного загрязнения. В настоящее время в зоне отчуждения находится толь­ко 4 населенных пункта, в зоне отселения — 194 населенных пункта с населением 78 170 чел., в зоне проживания с правом отселения — 237 населенных пунктов с населением 13 670 чел. и в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — 539 населенных пун­ктов с населением 172 600 чел.

Adblock
detector