Проверка На Предмет Возбуждения Дела

Доследственная проверка

✔ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (обращение органов государственной власти по факту выявленных правонарушений, рапорт сотрудника правоохранительных органов об обнаружении признаков преступления, сообщения сми и т.д.);

✔ постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Однако в практике встречаются случаи, когда принятое по результатам доследственной проверки процессуальное решение отменяется и материал направляется на дополнительную проверку. Например, руководитель следственного отдела отменяет вынесенное следователем незаконное и необоснованное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материал на дополнительную проверку.

Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст

Так, в соответствии с требованиями ч. 2 приказа Минюста России от 4 февраля 2004 г. N 26 «О совершенствовании организации работы по выявлению и расследованию преступлений против правосудия» судебный пристав-исполнитель должен регулярно проверять сохранность арестованного и описанного имущества и не реже одного раза в месяц проводить инвентаризацию исполнительных производств в целях своевременного выявления фактов злостного неисполнения судебных решений, а также воспрепятствования их исполнению.

Начальник органа дознания вправе по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.

Цель проверки — установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела. Пределы проверки — завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения. Срок проверки — период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия. Проверочные действия должны быть осуществлены в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

2) процессуальной деятельностью государственных органов и должностных лиц, осуществляющих уголовный процесс, и непроцессуальной деятельностью органов дознания. В порядке исключения из этого правила допускается производство осмотра места происшествия (ст. 176 УПК), осмотра трупа (ст. 178 УПК), освидетельствования (ст. 179 УПК).

Гордиев узел доследственной проверки

Было очень опрометчивым решением законодателя дозволять представителям обвинения получение доказательств еще до возбуждения уголовного дела (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ была введена Федеральным законом от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ), когда представляется затруднительным обеспечить реализацию принципа равноправия и состязательности сторон.

3. УПК РФ не позволяет защитнику на стадии доследственной проверки заявить ходатайство о совершении определенных процессуальных действий, представлять какие-либо доказательства невиновности.

Например, он не сможет привести к следователю очевидца совершенного преступления и попросить его опросить. По смыслу ст. 119 УПК РФ адвокат может заявить ходатайство только по уголовному делу, которое на интересующий нас момент еще не возбуждено.

Во-вторых, освободить еще один тяжелый конец узла, позволяющий следователю (дознавателю) проводить полноценное расследование и собирать доказательства до возбуждения уголовного дела. В этом нет никакой необходимости, потому что доказательства должны добываться только после возбуждения уголовного дела.

Административное расследование — проблемы применения

В соответствии с частью3 статьи1 Федерального закона N294-ФЗ, его положения к действиям государственных органов при проведении административного расследования не применяются. В связи с этим, после назначения административного расследования, осуществление должностным лицом любых процессуальных действий при проведении такого расследования должно соответствовать только требованиям КоАП нормы Федерального закона от 26.12.2008г. N294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в данном случае применению не подлежат.

Вам может понравиться =>  Алименты Если Платится А Подали В Суд На Не Платежности Судебная Практика

В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы сообщения, обращения содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, даже если при этом они не могут послужить основанием для внеплановой проверки (например, сообщения о нарушении прав потребителей, содержащиеся не в жалобах граждан, сообщения о нарушении санитарно-эпидемиологических требований, не содержащие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан). В таких случаях уполномоченное должностное лицо получает повод к возбуждению дела об административном правонарушении немедленно, при этом достаточность таких данных должна быть установлена самим должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Также необходимо знать, что согласно ч. 1.2. ст. 144 УПК РФ, полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 УПК РФ. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. Срок доследственной проверки. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой ст. 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Причем по основаниям, указанным в и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание приостанавливается лишь по истечении его срока, а по основаниям, предусмотренным и. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание может быть приостановлено и до окончания его срока. Дознание возобновляется на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в порядке, предусмотренном ст. 211 УПК.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору (ст. 223.1).

Вам может понравиться =>  Возвратный Лизинг Это

При проверке сообщения отбираются объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребуются и изымаются документы и предметы, назначаются судебные экспертизы, производится осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, проводятся документальные проверки, ревизии, исследования документов, предметов, трупов, привлекаются к участию в этих действиях специалисты, проводятся оперативно-розыскных мероприятия.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» указано, что, устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК РФ преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых по общему правилу не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, — обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.

Процедура возбуждения уголовного дела

Производство по делу в рамках УК РФ начинается с приема заявления, содержащего информацию о совершении преступного действия или его подготовке и заканчивается принятием процессуального решения о возбуждении дела, либо отказе в нем. Постановление об инициации производства выносится только при наличии достаточных оснований и отсутствии обстоятельств, делающих эту процедуру невозможной вследствие объективных причин.

Для вынесения постановления об отказе должны присутствовать определенные обстоятельства, перечисленные выше. В документе указываются все обстоятельства, повлиявшие на подобное решение (факты, выясненные в ходе доследственной проверки, мотивы, послужившие основанием для отказа, а также ссылки соответствующие статьи законодательных норм).

Адвокат Кудряшов Константин

Статья 141 УПК РФ. Заявление о преступлении
1. Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
2. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
3. Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
4. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания.
5. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 настоящего Кодекса.
6. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
7. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1) заявление о преступлении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
1.1. Утратил силу.
1.2. Утратил силу.
2. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
3. Не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела факт представления специальной декларации в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также сведения, содержащиеся в указанной декларации и документах и (или) сведениях, прилагаемых к указанной декларации.

Вам может понравиться =>  При Сокращеии После Декрета Выгодно Ли Идти В Отпуск

Зависимое положение потерпевшего может иметь место в силу закона, иного нормативного правового акта или сложившихся обстоятельств. К примеру, зависимость детей от родителей, подопечных от опекунов, подчиненных от руководителей, учеников от учителей, а также зависимости, складывающиеся вследствие возникших межличностных отношений, в том числе материальная или личная нематериальная зависимость.

Особое значение имеет факт направления судом прокурору материалов с заявлением о преступлении, если оно подано в суд в отношении лица, данные о котором потерпевшему не известны. В таком случае уголовное преследование по делу частного обвинения осуществляется в публичном порядке путем возбуждения органами предварительного расследования уголовного дела (ч. 2 ст. 147 УПК). В целях своевременной организации надлежащего расследования данных преступлений прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).

За ответом далеко ходить не пришлось — Федеральная палата адвокатов оперативно отреагировала, заявив: «Уголовное дело еще не возбуждено, человек еще не является подозреваемым, чаще всего не имеет адвоката, но в отношении него уже проводится весь комплекс репрессивных процессуальных мер». Объяснять, каким образом применяются меры пресечения на стадии проверки, ФПА, впрочем, не стала, что уже весомый повод усомниться с адекватности сделанного заявления.

5. Один из поднятых вопросов — это вопрос возможности утраты доказательной базы за время проведения проверки. Однако здесь можно решить проблему без радикальных методов путем закреплениия процессуальных возможностей по фиксации доказательств на стадии проверки.

Статья 144

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

Причины отказа в возбуждении УД по грабежу в силу малозначительности и особенности расследования этого преступления

Для того, чтобы успешно раскрыть такое преступление, как грабеж, очень важно начать расследование незамедлительно, по горячим следам. Как только стало известно о совершенном или готовящемся грабеже, необходимо оперативно собрать всю имеющуюся информацию, следы преступления, вещественные доказательства, то есть все то, что позволит установить истину.

Более того, проведение экспертизы позволит установить, каким именно оружием наносились эти повреждения, и наконец, немаловажный момент: благодаря экспертизе станет ясно, не нанес ли эти повреждения потерпевший сам себе, пытаясь инсценировать преступление и подставить другого человека.
Когда личность подозреваемого (или подозреваемых) установлена и произведено задержание, следует немедленно произвести не только личный обыск, но и обыск жилища и рабочего места.

Adblock
detector