Правовая Регламентация Деятельности Органов Предварительного Следствия

Содержание

В случае приостановления предварительного следствия по основаниям, предусмотренным (п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК), об этом уведомляются также подозреваемый, обвиняемый и его защитник. В уведомлении всем заинтересованным участникам производства по делу указываются причины и основания приостановления следствия.

) По общему правилу (ст. 121 УПК РФ) ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

Правовое регулирование деятельности предварительного следствия в свете современных изменений уголовного судопроизводства Рытьков Артур Александрович

1. Метод уголовно-процессуального регулирования и вид уголовного процесса взаимосвязаны, а поэтому в зависимости от вида уголовного процесса выбирается метод регулирования, подходящий к этому виду. Регулирование деятельности органов предварительного следствия в условиях построения состязательного процесса в России должно осуществляться методом, включающим в себя состязательные начала.

3. В процессуальном законе следует наделить следователя правом обжаловать в суд следующие указания прокурора и начальника следственного отдела: о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду, о прекращении дела, о мере пресечения и об отводе следователя или отстранении его от ведения дела. 4. Закрепить в уголовно-процессуальном законодательстве правило о том, что полученные до возбуждения уголовного дела объяснения могут рассматриваться как доказательства (иные документы) на основе их оценки органом, ведущим дело (следователем).

Органы предварительного расследования преступлений

В порядке исключения на должности следователей следственных отделов (отделений) Следственного комитета РФ по районам, городам и приравненным к ним следственным подразделениям, в том числе специализированным, могут назначаться граждане, обучающиеся по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции не менее половины срока получения образования, установленного федеральным государственным образовательным стандартом, и не имеющие академической задолженности.

При реализации указанных процессуальных полномочий сотрудник Следственного комитета вправе (ст. 7 ФЗ «О следственном комитете РФ»): 1) беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и иметь доступ к их документам и материалам в целях проверки находящегося у него в производстве сообщения о преступлении или расследовании уголовного дела; 2) входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки при пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; 3) требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших в ходе проверки сообщения о преступлении и проведения предварительного расследования вопросов; требовать от должностных лиц соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций производства в этих целях документальных проверок, ревизий, исследования документов, предметов, трупов и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов; 4) вызывать должностных и иных лиц для объяснений и производства следственных действий при осуществлении досудебного производства.

Вам может понравиться =>  228 5 Ук

Правовое регулирование деятельности органов предварительного следствия, основы

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Оценивая в целом организацию работы по раскрытию и расследованию преступлений, подчеркнем особую ее значимость в условиях сложной криминогенной ситуации в стране. Рост преступности, особенно ее наиболее опасных и организованных форм, ставит в повестку дня необходимость совершенствования деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, защита прав и свобод граждан.

Приказ Генпрокуратуры России от N 826; Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

В связи с этим после заключения досудебного соглашения о сотрудничестве брать на контроль расследование преступлений, добиваясь от органов предварительного следствия тщательного собирания доказательств, необходимых для полного и достоверного установления предусмотренных статьей 73 УПК РФ обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.

Во всех случаях обращать внимание на наличие в сообщениях данных, указывающих на признаки преступления. Пресекать необоснованное проведение процессуальных проверок по сообщениям, не содержащим признаков преступления, используя полномочия, предоставленные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ

Предварительное расследование – это урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность, осуществляемая уполномоченными государственными органами и должностными лица, по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях быстрого раскрытия преступлений, изобличению и привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения вреда, причиненного совершенным преступлением [1].

  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  • процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.

Также в настоящее время активно обсуждаются модели развития органов предварительного расследования в современном уголовно — процессуальном пространстве. Основной упор ложится на усиление роли Следственного комитета Российской Федерации. Это можно определить по перераспределению подследственности по предметному признаку. Тенденция ее изменения направлена в сторону увеличения составов преступлений, которые может расследовать Следственный комитет Российской Федерации. Только следователи Следственного комитета Российской Федерации могут расследовать преступления, совершенные несовершеннолетними, дачу и получение взятки и т.д.

Следственный комитет Российской Федерации осуществляет полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основополагающей задачей Следственного комитета Российской Федерации является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии со ст. 151 и другими статьями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [6-11].

Теоретическую основу проведенного научного исследования составляют: научные идеи и концепции, сформулированные в научных работах отечественных ученых права в области: проблем и реформирования организации и деятельности органов предварительного следствия; прокурорской деятельности; правоохранительной деятельности; судебной деятельности; уголовно-процессуального и уголовного права; и других отраслевых юридических наук.

Вам может понравиться =>  У Кого Больше Льгот У Ветерана Труда Или У Ветерана Вооруженных Сил

Комплексное изучение и исследование теоретических, правовых и организационных особенностей правового статуса следователя и иных должностных лиц, а также организации и деятельности органов предварительного следствия предоставило возможность сформулировать и обосновать научные предложения, элементы концепции и методические рекомендации, которые направлены, во-первых, на изменение действующего федерального законодательства в целях завершения конечного этапа создания единого и независимого следственного органа в России, а, во-вторых, на установление должного обеспечения на практике процессуальной самостоятельности следователя и функционирования правовых отношений между такими должностными лицами, как прокурор, руководитель и следователь.

15.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих; присваивает в пределах предоставленных прав сотрудникам Следственного департамента МВД России специальные звания до подполковника юстиции включительно, вносит предложения Министру о присвоении специального звания полковника юстиции сотрудникам Следственного департамента МВД России.

11.6. Разработка либо участие в разработке проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Следственного департамента МВД России.

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ (СЛЕДСТВИЯ)

В УПК 1922 г. просматриваются концептуальные метания советского законодателя между классическим предварительным следствием судебного типа, полностью отделенным от сугубо полицейского (милицейского) дознания, и идеей единого расследования, в рамках которого границы между дознанием и следствием должны если не исчезнуть полностью, то значительно нивелироваться. Так, еще в резолюции состоявшегося в июне 1920 г. III Всероссийского съезда деятелей советской юстиции, в частности, отмечалось, что «в нормативном акте, регулирующем вопросы предварительного следствия, необходимо подчеркнуть принципиальную разницу между актами дознания и следствия, как судебными доказательствами, роль следователя, как общего руководителя органов розыска и дознания, ненужность производства следствия в случае несложности дела и достаточной его выясненности дознанием» . Как видим, с одной стороны, признавалось, что дознание и следствие есть совершенно разные институты уголовного процесса, обладающие различной процессуальной ролью. С другой стороны, дознание и розыск старались подчинить следователю. Эта концепция имела своим последствием стирание границы между дознанием и следствием путем изживания последнего как института судебной власти и слияние их в общей функции преследования.

Что касается субъектов предварительного расследования, то его уполномочены производить либо следователь, либо дознаватель (в зависимости от формы расследования), организационно принадлежащие тем ведомствам, которые вправе производить предварительное следствие или дознание. Распределение дел между соответствующими ведомствами осуществляется на основании института подследственности, который будет рассмотрен далее.

Ведомственный контроль за предварительным следствием: понятие и правовая природа

Вместе с тем, известная правовая обособленность процессуального и ведомственного контроля не исключает их взаимосвязей, обусловленных единой целью достижения конечного результата расследования уголовных. Таким образом, контрольная деятельность руководителя следственного подразделения за предварительным следствием вполне обоснованно может обозначаться посредством словосочетания «ведомственный процессуальный контроль».

Толкование термина «ведомственный контроль в нормативных актах действующего российского законодательства сегодня отсутствует. В науке уголовного процесса данный термин получил широкое распространение. С точки зрения некоторых ученых «ведомственный контроль» имеет узкое значение, они считают, что речь идет о контроле в отношении следователей, которые состоят с руководителем следственного подразделения в одном ведомстве[3]. Возможностью осуществления ведомственного контроля наделены только субъекты, обладающие уголовно-процессуальными полномочиями[4].

Вам может понравиться =>  Через Какое Время Можно Давать Заявку На Снижение Ипотеки

К обеспечивающим функциям органов дознания в уголовном процессе относятся: содействие следственным органам и органам правосудия в эффективном осуществлении уголовного судопроизводства; обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства; охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности в процессе уголовного судопроизводства.

В частности, ч. 2 ст. 22 Конституции РФ предписывает, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Часть 2 ст. 23 Конституции РФ предписывает обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а ст. 25 гласит, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Современная система следственных органов России

В этом году исполнилось 11 лет со дня реформирования следственных органов и создания новой следственной структуры – Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (правопреемником которого является уже самостоятельный следственный орган – Следственный комитет России), образованного Указом Президента РФ от 1 августа 2007 года № 1004.

В настоящее время следственные подразделения органов внутренних дел, численность которых составляет свыше 43 тысяч сотрудников, ежегодно направляют в суды более 300 тысяч уголовных дел, отнесенных в соответствии со ст. 151 УПК РФ к их подследственности. Следователи органов внутренних дел расследуют уголовные дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; о преступлениях против собственности – кражи, грабежи, разбойные нападения, мошенничество; преступления о незаконном обороте наркотиков; криминальные банкротства; дорожно-транспортные происшествия.

Правовое регулирование деятельности Следственного комитета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности; Право

Создание специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации регламентировано Приказом № 4 от 15.01.2011 г. Следственного комитета Российской Федерации «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации» 4. Приложения № 1 и № 2 к приказу № 4 от 15.01.2011 г. закрепляют перечень территорий, в пределах которых осуществляется юрисдикция специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, и примерный перечень объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на которые распространяется юрисдикция специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации на транспорте. В реализации своей деятельности специализированные

Необходимо закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве понятий объективной истины, полноты, всесторонности; проблема определения места следователя в уголовном судопроизводстве; проблема кадрового ядра Следственного комитета Российской Федерации; повышение опыта и профессионализма следователей; определение подследственности; проблема распределения нагрузки следователей. Вышеуказанные проблемы нуждаются в скорейшем рассмотрении и выборе пути их разрешения.

6. Об утверждении Перечней подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей в них, которые занимают сотрудники, участвующие в оперативно-розыскной деятельности: приказ Федеральной таможенной службы Рос. Федерации от 07 февр. 2005 г. (№ 90) // Российская газета. – 2005. – 19 марта.

10. Типовое положение об отделе (управлении) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям: утв. приказом Министерства внутренних дел Рос. Федерации от 25 окт. 2006 г. (№ 847) // Справочная правовая система «Консультант».

Adblock
detector