Осуществление закупки товара работы или услуги которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий на газоснабжение 2022г

Важные моменты закупок по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ

Указанная норма допускает заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария. Если услуги центрального депозитария не сильно востребованы, то вот закупки у естественных монополий проводятся всеми заказчиками.

В отношении услуг по передаче электрической энергии иногда заказчики путают их с заключением договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии. При этом им требуются разные основания для заключения договора. Для определения правильного основания заказчикам следует учитывать Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2022) «Об электроэнергетике», который определяет основные понятия в данной сфере.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» (далее — Постановление N 637) установлен исчерпывающий перечень услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам. В указанное постановление с 01.01.2022г. внесены изменения постановлением Правительства РФ от 20 июля 2022 г. N 1076 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637», которые исключили из перечня услуг общедоступной электросвязи (далее – Перечень): предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Следовательно, с 01.01.2022г. заказчики не могут закупать по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ междугородную связь, наряду с международной, сотовой связью и услугами доступа в сеть «Интернет». Такие услуги придется закупать на общих основаниях (по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ либо конкурентной закупкой).

При применении указанной нормы следует ориентироваться на часть 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Федеральный закон № 147-ФЗ), которая определяет, что относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

водоотведение (водоснабжение) осуществляется на основании договоров заключенных в соответствии с типовыми формами договоров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

2.4. Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие «Водоснабжение» г. Собинка в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 33.В.39.

2.2. Новониколаевское муниципальное унитарное предприятие по оказанию жилищно-коммунальных услуг Купинского района Новосибирской области в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 54.1.157 и в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 54.В.143.

2.1. Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» рабочего поселка Чистоозерное в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 54.1.156.

2.3. Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Бикинского муниципального района» в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 27.В.12.

1.5. Муниципального унитарного предприятия «Калтасинские тепловые сети сельского поселения Калтасинский сельсовет муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан» в сфере услуг: по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Республики Башкортостан.

Если ТРУ, предоставляемые предприятием-поставщиком, относятся к области естественных монополий, то, как гласит Письмо ФАС № АЦ/31173/15 от 23.06.2015, заключая контракт с единственным поставщиком следует опираться в качестве правовой базы на Постановление правительства № 637 от 24.10.2005: по итогам предпринимательской практики можно сделать вывод, что в подобных ситуациях заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, даже если тот отсутствует в Реестре СЕМ.

В соответствии со статьей 3 147-ФЗ, естественная монополия – это такая рыночная ситуация, когда отсутствие конкурентов позволяет оптимальным образом удовлетворять запросы населения и государства, полная дефиниция субъекта естественной монополии прописана в части 1 статьи 4 147-ФЗ.

Например, транспортировка нефтепродуктов, нефти и газа по магистральным трубопроводам будет приносить наибольший доход при наименьших затратах именно тогда, когда этим станет заниматься одна корпорация. Другой пример: все перевозки по железным дорогам осуществляются ОАО «Российские железные дороги», которая владеет железнодорожными путями России и является естественным монополистом.

Сетевая передача тепловой энергии и электричества, услуги транспортных терминалов, аэропортов и портов, центральное водоснабжение, водоотведение и коммунальная инфраструктура, почтовая связь: все эти отрасли — это исключения, лежащие вне зоны антимонопольного законодательства. Поскольку все перечисленные корпорации выступают в роли единственного поставщика, потребителям приходится оплачивать пользование их продукцией по предложенным тарифам, установленным государственными структурами.

Для разрешения подобных противоречий в законодательстве было опубликовано письмо Министерства экономики и развития РФ № Д28и-150 от 04.02.2015, где дается разъяснение, что, заключая подобный контракт, следует прописывать в нем цену единицы продукции и планируемый объем ее потребления. Рассчитать искомую величину можно на основании статистических данных за предыдущие годы.

Приказ ФАС России от N 618/21; О введении государственного регулирования деятельности субъектов естественной монополии и включении хозяйствующих субъектов в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль

2.1. Муниципальное унитарное предприятие «Подсобное хозяйство Красногривенское» в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 54.1.176 и в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 54.В.158.

2.3. Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунальное хозяйство «Рощинское» в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 54.В.160.

2.2. Муниципальное унитарное предприятие подсобное хозяйство «Баклушевское» в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 54.1.177 и в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры под регистрационным номером 54.В.159.

2.5. Общество с ограниченной ответственностью «Территориальная сетевая компания» в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под регистрационным номером 03.1.68.

Статья 93

45) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;

б) на основании решений, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта, присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, предусмотренной подпунктом «е» пункта 1 настоящей части, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара;

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 (при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи), 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

Вам может понравиться =>  Суд Рассматривал В Судебном Заседании Дело О Разделе Совместно Нажитого Имущества

е) цена (цены) единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренных подпунктами «ж» и «з» настоящего пункта количества товара, предлагаемого участником закупки к поставкам, и субъекта (субъектов) Российской Федерации, муниципального (муниципальных) района (районов) или городского (городских) округа (округов), в пределах территории (территорий) которого (которых) участник закупки предлагает товар к поставкам;

а) размещения в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 настоящей части протокола подведения итогов определения поставщика прекращает блокирование количества товара, осуществленное в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 настоящей части, участников закупки, за исключением участника закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт;

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ в 2022 году

20) заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания);

34) заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации;

56) осуществление закупок товаров, работ, услуг федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, подведомственными ему государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства, в том числе противодействия терроризму. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны.

8) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

31) заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном, соответственно, Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией;

Постановлением Правительства РФ от 20.07.2022 N 1076 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358053/) «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637» из пункта 3 перечня услуг связи исключено регулирование тарифов на предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (в просторечии кратко именуемое «межгород»).

1️⃣ Закупка по пункту 1 части 1 статьи 93 44-ФЗ. При закупке по этому пункту заказчик руководствуется положениями постановления Правительства от 24.10.2005 года № 637. Необходимо изучить перечень услуг электросвязи и почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые в России осуществляет ФАС. Если услуга связи, которую планирует закупить заказчик, в этом перечне присутствует, то у него нет проблем с тем, чтобы закупить услугу в соответствии с этим пунктом. Никаких извещений на сайте ЕИС размещать уже давно не требуется. Однако необходимо внести позицию в план-график закупок.

Для закупки телефонной связи заказчику понадобится использовать укрупненный код ОКПД2 61.10 – услуги телекоммуникационные проводные. После того, как заказчик введет этот код в любом поисковике по ОКПД2, он должен будет выбрать более детализированный код, который лучше всего подходит к предмету госзакупки. Если речь идет о закупке местной телефонной связи, то в основном заказчики используют код ОКПД2 61.10.11.120 – услуги по предоставлению местных телефонных соединений и так далее. Внимание: госзакупка услуг по оказанию доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет также входит в перечень услуг связи. Код ОКПД2 для такой закупки 61.10.4.

3️⃣ Закупка в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ. Условия осуществления госзакупок почти такие же, что и в предыдущем пункте, но есть пара существенных отличий. Закупать услуги связи таким образом могут только учреждения культуры, которые занимаются сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия. Сумма одного контракта также не может превышать 600 тысяч рублей. Годовой объем не должен превышать 5 миллионов рублей или 50% СГОЗа заказчика, но не более 30 миллионов рублей.

Ранее заказчики использовали часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе для закупок не прибегая для этого к конкурентным методам. Однако ушедший 2022 год внес изменения в госзакупки у субъектов естественных монополий, к которым как раз -таки и относятся услуги связи. В статье поговорим, как теперь необходимо закупать телефонную связь.

Адвокат Кудряшов Константин

7) заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования;

44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
(п. 44 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 227-ФЗ)

2) осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное статьей 22 настоящего Федерального закона, определяются правовым актом Президента Российской Федерации;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 27.12.2022 N 518-ФЗ)

40) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки Российской Федерации средствами разведывательной деятельности. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается руководителем соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации;
(п. 40 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 416-ФЗ)

6) закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 08.06.2022 N 180-ФЗ)

  1. Планирование. Информация о контракте вносится в план закупок и план-график в течение 10 рабочих дней, после того как для учреждения установлены лимиты на новый финансовый период.
  2. Внесение сведений в план-график не позднее 10 дней до подготовки извещения. Если выбранный формат закупки не предполагает размещение извещения, минимальный срок составляет 10 дней до подписания контракта.
  3. Формирование извещения и размещение в ЕИС. Это нужно сделать минимум за пять дней до заключения договора.
  4. Составление обязательного отчета о закупке коммунальных услуг по 44-ФЗ у единственного поставщика. Данный документ не требуется размещения в ЕИС.
  5. Внесение информации о договоре в реестр контрактов в ЕИС. На такую процедуру дается три рабочих дня при заключении, исполнении соглашения либо отдельного его этапа.
  • Что относится к коммунальным услугам
  • Каковы основания для закупки коммунальных услуг
  • Об изменениях в закупках коммунальных услуг в 2022 году
  • Об определении цены закупки коммунальных услуг
  • Алгоритм закупки коммунальных услуг у единственного поставщика
  • План-график закупок коммунальных услуг
  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • теплоснабжение;
  • газоснабжение;
  • охрана;
  • обращение с ТКО;
  • техобслуживание;
  • эксплуатационный контроль зданий;
  • ремонт общего имущества.
Вам может понравиться =>  Возврат Навязанной Страховки Новосибирск

Поскольку цены в данной сфере регулируются на государственном уровне, стоимость обосновывается при помощи тарифного метода. Так, расчет для водоснабжения и водоотведения зафиксирован в п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 закона 416-ФЗ, для тепловой энергии – ч. 1 ст. 8 закона 190-ФЗ, для электрической энергии действует п. 3, 4 ст. 23.1 закона 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение, снабжение тепловой энергией и газом устанавливается на базе регулируемых тарифов, зафиксированных на законодательном уровне. При этом учитываются лимиты бюджетных обязательств, предоставленные конкретному учреждению (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223.

Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223 [4] , заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида ( гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении.

В УФАС обратился заявитель с жалобой на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (заключение договора на поставку угля). Заявитель указывает, что размещенные в ЕИС извещение и документация о закупке у ЕП не отражают предмет договора, его спецификацию, а также требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, место, условия, сроки (периоды) поставки товара, форму, сроки и порядок оплаты товара, порядок формирования цены договора (цены лота). При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в извещении и документации о закупке, размещенных в ЕИС, указан лишь предмет договора, а именно поставка угля. В указанных документах отсутствует описание предмета закупки, в частности, количество поставляемого товара, требования к его функциональным характеристикам (потребительским свойствам), его количественные и качественные характеристики, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его количественных и качественных характеристик. Таким образом, действия заказчика в части отсутствия полного, как того требует его Положение о закупках, описания предмета закупки у единственного поставщика являются нарушением требований ст. 66 Положения о закупках (Решение Омского УФАС по делу № 055/07/3-1106/2022 от 13.01.2022).

В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов.

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

е) соблюдение региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами обязательных требований, установленных Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к установлению и (или) применению тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения правильности применения регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

4. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о контроле (надзоре).

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее — федеральный государственный контроль (надзор).

а) соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных Федеральным законом «О естественных монополиях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий;

Нюансы закупок электроэнергии и воды у естественных монополий

Закупать электроэнергию и услуги водоснабжения приходится всем заказчикам. При этом контракт заключается на определенную сумму, однако фактическая оплата зависит от того, сколько воды или электроэнергии заказчик потратил. В результате зачастую образуется дисбаланс ресурса и денег — перебор одного и недобор другого. Как быть заказчику в этом случае? Рассмотрим судебную практику и дадим рекомендации.

Такой подход подразумевает, что в контракте с субъектом естественной монополии не может фигурировать цена в виде ориентировочного значения или формулы расчета и максимального значения. Это следует из того, что действие постановления № 19 от 13.01.14 не распространяется на закупки у естественных монополий. При этом суды ссылаются на позицию Минэкономразвития из письма от 04.02.2015 № Д28и-150. А она такова: заключая контракт с субъектом естественной монополии, заказчику следует указывать цену всего контракта, а также цену единицы товара, работы либо услуги.

Другие же суды указывают на то, что положения части 2 статьи 34 закона 44-ФЗ в отношении водоснабжения и электроэнергии применять неправомерно. Требования указанной нормы закона противоречат статье 544 Гражданского кодекса, а он имеет более высокую юридическую силу. По мнению арбитров (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 № Ф04-14403/2014), требуя включить в контракт условие о твердой цене, заказчик ограничивает право исполнителя получить оплату за фактически оказанные услуги.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

В контракте в условиях о его цене следует указывать стоимость единицы ресурса, а также приблизительный объем его потребления. Рассчитать объем можно, например, по данным за прошлый год, однако при этом необходимо учесть и будущие изменения. Например, если заказчик планирует расширить производственные мощности, это повлечет увеличение расхода электроэнергии.

Вам может понравиться =>  Расчет ндфл формула за месяц

Письмо Минфина России от № 24-05-09/10720; О заключении контракта на закупку услуг по газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) с единственным поставщиком

Таким образом, пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена совокупность условий, при которых заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
1) предметом контракта является оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) контракт заключается на оказание вышеуказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам).

Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

На основании изложенного, по мнению Департамента, заказчик вправе заключить контракт на услуги по газоснабжению (за исключением оказания услуг по реализации сжиженного газа) с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в случае если газоснабжение осуществляется по ценам (тарифам), регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее — Закон о газоснабжении):
газоснабжение — одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
газ — природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

  • 1) срок для подписания заказчиком проекта контракта подлежит исчислению со дня, следующего за днём получения заказчиком, или уполномоченным органом, или уполномоченным учреждением, направившими обращение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи, решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 2) контракт не может быть заключён до даты исполнения выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона предписания по результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 99 настоящего Федерального закона. В случае, если таким предписанием предусмотрена необходимость внесения изменений в проект контракта, заказчик в соответствии с указанным предписанием вносит изменения в проект контракта и направляет его участнику закупки, с которым заключается контракт, в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 3) контракт заключается не ранее чем через десять дней со дня размещения в единой информационной системе или подписания соответствующего протокола, указанного в части 6 настоящей статьи, и не позднее чем через двадцать дней с даты получения заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Заключение контракта до получения такого решения не допускается.

6. При необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 4 части 5 настоящей статьи заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьёй 26 настоящего Федерального закона, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 5 (при осуществлении закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи), 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30 — 32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан определить и обосновать цену контракта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных настоящей частью, контракт должен содержать обоснование цены контракта.

  • 1) при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также при применении закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) — в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа;
  • 2) при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации — в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;
  • 3) при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд — в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.

10. В случае принятия контрольным органом в сфере закупок решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определение поставщика признаётся несостоявшимся. Заказчик вносит изменения в план-график закупок (при необходимости), осуществляет новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом (при необходимости).

То есть у правительства появляется опция дерегулировать монополию в зависимости от того, какая там ситуация. Развивается конкуренция на рынке, значит, принимается решение о полном дерегулировании. Если в отдельных регионах есть конкуренция, а в других нет, правительство, соответственно, определит порядок введения и прекращения ценового регулирования. При этом компании не должны забывать, что у нас есть антимонопольный закон — установить монопольно высокую цену у них не получится.

— Еще лет пять назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. Мы предлагаем признать этот закон, принятый еще в 1995 году, утратившим силу. Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования — в закон «Об основах регулирования тарифов». В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним.

— Реестр субъектов естественных монополий, в котором сейчас 5854 организации,— это информационный ресурс. На него можно зайти и посмотреть, кто относится, а кто не относится к естественным монополиям. Ни сейчас, ни в нашем законопроекте у реестра нет большого правового значения. Но он удобен, например, для потребителей или для судей, когда рассматриваются дела в отношении естественных монополий. Мы дискутируем, нужен реестр или нет. Наверное, сохранить его нужно, но уточнив статус.

На web-ресурсе реестра содержится список естественных монополий России, однако он не имеет никакого отношения к процедуре осуществления государственных закупок. В п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ сказано, что приобретение товара у единственного поставщика осуществляется со стороны заказчика, если он покупает позиции, относящиеся к области деятельности СЕМ в рамках ФЗ №147.

— В нашем законопроекте дается новое определение естественной монополии, которым мы хотим закрыть возможность произвольного расширения сфер. Это состояние товарного рынка, при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических особенностей производства предоставления этой услуги. То есть если вы оказываете услугу с использованием сетевого актива, то вы естественная монополия. В определении закладывается технологический фактор наличия сетевой инфраструктуры, с помощью которой оказывается услуга, он становится, по сути, главным.

Adblock
detector