Субъекты Прокурорского Надзора За Деятельностью Органов Дознания И Огранов Предварительного Следствия

Лекция 6

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения (утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела);

Особое внимание уделять незамедлительному исполнению постановлений прокурора о возвращении уголовного дела дознавателю для пересоставления обвинительного постановления или о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке и связанных с ними указаний в случае отказа в удовлетворении ходатайства дознавателя.

В течение 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности задержания, ареста лица, в отношении которого на стадии предварительного расследования либо судом принято решение о прекращении дела или уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, а также постановлен оправдательный приговор.

Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

  1. утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд;
  2. возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.

1.14. В соответствии со ст. 124 УПК РФ рассматривать жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, тщательно проверять изложенные в обращении заявителей доводы. При необходимости истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

В целях объективного рассмотрения жалоб обеспечивать получение от руководителей следственных органов необходимых материалов для выработки правовой позиции. При участии в судебном заседании давать заключения по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся в прокуратуре материалов.

Приказ Генпрокуратуры России от N 826; Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

1.4. Обеспечить надлежащий надзор за исполнением органами предварительного следствия требований части 4 статьи 146 УПК РФ о незамедлительном направлении прокурору копии процессуального решения о возбуждении уголовного дела, а также за законностью вынесенного постановления.

В случае нарушения по указанным материалам следователями Следственного комитета Российской Федерации конституционных прав участников уголовного судопроизводства учитывать, что положения пункта 12 части 2 статьи 37 УПК РФ не исключают возможность передачи этих материалов в уполномоченный орган предварительного расследования в соответствии с требованиями, установленными статьей 151 УПК РФ.

Правовую основу прокурорского надзора составляют: Закон о прокуратуре; УПК РФ; приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков «О едином учете преступлений»; приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» и др. Объекты прокурорского надзора. В соответствии с УПК РФ органы предварительного расследования подразделяются на органы дознания и органы предварительного следствия.

Сущность прокурорского надзора заключается в организации непрерывного надзора за законностью производства дознания и предварительного следствия, используя предоставленные законом полномочия, в том числе властно-распорядительного характера, чтобы ни одно произведенное действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом, что в свою очередь обеспечивает успешную реализацию назначения уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, – деятельность соответствующих прокуроров в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) в пределах их компетенции с использованием предоставленных законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.

Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Вам может понравиться =>  Образец расчета неустойки по алиментам

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА НА СТАДИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

На сегодняшний день законодатель значительно сократил пределы прокурорского надзора и соответствующие полномочия прокурора. Пределы осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия были сокращены до проверки соответствия этой деятельности закону. Таким образом прокурор утратил руководящую роль при осуществлении уголовного преследования органами предварительного следствия.

В юридической литературе существуют точка зрения, согласно которой у прокурора отсутствует достаточный объем полномочий применительно к судьбе уголовного дела на досудебной стадии. Так, к примеру, В.С. Шадрин утверждает, что «В условиях уменьшения до минимума многих полномочий прокурора в ходе предварительного расследования, для того, чтобы влиять на формирование обвинения в период нахождения у данного субъекта уголовного дела с обвинительным заключением, он должен иметь достаточный комплекс прав, которые позволили бы определять дальнейшую судьбу уголовного дела. Кроме того, вышеуказанные права должны были бы компенсировать отстранение прокурора от руководства предварительным следствием. В том числе такие права как составление нового обвинительного заключения, которое смогло бы обеспечить эффективное поддержание государственного обвинения; прекращение уголовного дела либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично. Следует отметить, что лишение прокурора названных прав выглядит парадоксальным с учетом наличия у прокурора в судебном заседании прямо предусмотренной законом возможности отказаться от обвинения, а также изменить обвинение в сторону смягчения (на основании частей 7, 8 ст. 246 УПК РФ)» [9, c. 52].

Соблюдение законности органами дознания и предварительного следствия в существенной мере обеспечивается прокурорским надзором, а эффективность последнего — правильной его организацией. Необходимо отметить, что состояние прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства пока еще имеет существенные недостатки. По значительной части уголовных дел не обеспечивается надлежащего расследования, нарушается закон и допускается волокита, многократно, нередко без достаточных оснований, продлеваются сроки расследования, отмечается неудовлетворительная раскрываемость преступлений. Все это связано с недостатками прокурорского надзора за следствием и дознанием.
В приказе № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.
Состояние борьбы с преступностью, принятие нового Уголовного кодекса Российской Федерации и внесение существенных изменений в УПК РСФСР вызывают необходимость дальнейшего совершенствования прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия, усиления контроля за исполнением принимаемых прокурором решений. Назовем некоторые меры по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.
1. Прокурорам республик в составе Российской Федерации, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.
2. Оказывать органам дознания и следователям необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел. Практиковать обсуждение с ними хода работы, вырабатывать согласованные действия по раскрытию преступлений.
3. Шире использовать предоставленные прокурорам права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу. При этом следует учитывать, чтобы это не повлекло за собою нарушение сроков следствия и содержания обвиняемого под стражей.
4. При расследовании террористических актов, убийств, а также преступлений, связанных с нарушением правил охраны труда и техники безопасности и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам следует рекомендовать следователям шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.
5. Руководителям органов прокуратуры при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, хищениях, взяточничестве и других сложных уголовных дел создавать группы следователей, специализирующихся на раскрытии преступлений. При выборе состава группы должны учитываться опыт и степень квалификации следователей, их профессиональная ориентация, то есть склонность к расследованию определенного вида преступлений. Практика убедительно подтверждает, что правильная организация оперативно-следственной группы способствует более успешному раскрытию и расследованию преступлений.
6. Систематически обобщать практику прокурорского надзора за следствием и дознанием. Обобщенные материалы использовать для устранения недостатков и повышения качества дознания и предварительного следствия.
7. Систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт прокурорского надзора за расследованием преступлений и оперативно-розыскной деятельностью, регулярно проводить учебно-методические семинары, специальные занятия по вопросам организации и осуществления надзора, изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения законности.
8. При анализе причин и условий, способствовавших нарушениям закона, оказывается, что некоторая часть работников следствия и дознания имеет низкую профессиональную подготовку, отдельные работники плохо знают действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство и вследствие этого допускают нарушения закона при производстве по уголовному делу. Поэтому прокурорам надлежит постоянно повышать квалификацию и профессиональный уровень следственного аппарата, используя для этого как стационарные учебные заведения Генеральной прокуратуры РФ, так и обучение на местах.
На практике используются также и другие формы по совершенствованию организации прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Организационное и методическое руководство деятельностью прокуроров по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия осуществляет управление по надзору за следствием и дознанием Генеральной прокуратуры РФ, в составе которого имеется отдел по надзору за следствием и дознанием в органах внутренних дел: Управления или отделы по надзору за следствием и дознанием созданы также в прокуратурах республик, краев и областей. В прокуратурах городов и районов надзор за исполнением законов следователями прокуратуры осуществляет прокурор района, а надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия органов внутренних дел осуществляют заместители или помощники прокурора города или района.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокуроры организуют свою работу таким образом, чтобы не подменять начальников следственного отдела (управления) органов внутренних дел. Их полномочия по контролю и своевременностью действий следователя по расследованию и предупреждению преступлений регламентированы законом (ст. 127′ УПК). Начальник следственного отдела проверяет уголовные дела, дает указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении лица в качестве обвиняемого, юридической оценке преступления, определении объема обвинения, производстве отдельных следственных действий. Указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению следователем. Прокурор следит за тем, чтобы указания начальника следственного отдела давались обязательно в письменном виде, а наиболее существенные из них приобщались к уголовному делу. Между тем на практике это правило не всегда соблюдается. Начальник следственного отдела принимает участие в производстве отдельных следственных действий. Он вправе также принять на себя полномочия следователя. В необходимых случаях прокурор дает указания по уголовным делам непосредственно начальнику следственного отдела. Эти указания подлежат обязательному исполнению. Обжалование начальником следственного отдела указаний прокурора не приостанавливает их исполнения (ст. 127′ УПК).

Вам может понравиться =>  Пособия На Детей В 2022 Году Молодым До 25 Лет Родителям

1. В чем состоят особенности прокурорского надзора за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о совершенных преступлениях?
2. Каковы полномочия прокурора в стадии возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела?
3. Какие требования определяют качество производимого дознания и предварительного следствия?
4. Каким образом в законе регулируется соотношение прокурорского надзора и процессуальной самостоятельности следователя?
5. В чем состоит специфика прокурорского надзора при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных иностранцами?
6. Каковы полномочия прокуроров в стадии приостановления и окончания предварительного следствия?

Правовой основой деятельности прокуроров в этой отрасли надзора являются нормы и принципы международного права (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и др.); ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. (ст. 5, 6, 36); Закон РФ «О психиатрической помощи» от 2 июля 1992 г.; ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 32-34); УПК РФ; УИК РФ (ст. 10—16); Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» (с изм. и доп. от 4 февраля 2004 г.).

В ходе осуществления надзора прокуроры требуют предоставления подлинных оперативно-служебных документов. Однако руководитель оперативно-розыскного органа вправе не представлять прокурору оперативно-служебные документы, относящиеся к той части деятельности, которая не входит в предмет прокурорского надзора.

Повышение оригинальности

По справедливому замечанию А.Г. Халиулина, в отличие от других органов уголовного преследования прокурор служит гарантом законности расследования, соблюдения прав и законных интересов участников уголовного процесса[5]. Именно через призму обеспечения законности и должна рассматриваться деятельность прокурора при осуществлении уголовного преследования. Прокурору совсем не обязательно во всех случаях самому возбуждать уголовные дела, привлекать лиц к уголовной ответственности: прокурор должен вмешиваться в процесс расследования лишь с целью предупреждения, выявления и устранения нарушений закона. Таким образом, участие прокурора в осуществлении функции уголовного преследования производно и соподчинено его основной функции — надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Вам может понравиться =>  В Течении Какого Ссрока Нужно Получить Свидетельство О Рождении

Таким образом, до внесения изменений в УПК РФ Федеральным законом от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ прокурор осуществлял процессуальное руководство и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. При этом он обладал по отношению к начальнику органа дознания и руководителю следственного подразделения большими властными полномочиями, в силу которых имел возможность своевременно повлиять на орган дознания или предварительного следствия в целях обеспечения правильного и своевременного принятия решения и обеспечения законности проведения предварительного расследования.

Прокурорский надзор за органами, осуществляющими дознание Текст научной статьи по специальности; Право

АННОТАЦИЯ. В настоящей статье приводятся различные подходы ученых к определению понятия «Прокурорского надзора» как отрасли права. Определяется предмет и сущность прокурорского надзора за органами, осуществляющими дознание. Обращается внимание на различное законодательное определение отрасли прокурорского надзора в различных нормативных правовых актах. В данной статье отмечаются актуальные вопросы деятельности прокуратуры при осуществлении данного надзора. Ставиться вопрос о целесообразности широких полномочий сотрудника прокуратуры Российской Федерации на стадии досудебного производства. Называется нормативно-правовая база, регулирующая деятельность сотрудников прокуратуры. Упоминается полномочия прокурора при поступлении обвинительного акта. Процессуальные нарушения дознавателя при составлении обвинительного акта и обвинительного постановления. Процедура признание постановления дознавателя незаконным и необоснованным. Определяются процессуальные нарушения дознавателя при прекращении уголовного дела, а также полномочия прокурора Российской Федерации при выявлении вышеуказанных нарушений. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Прокурорский надзор; предмет прокурорского надзора; прокурорский надзор за органами, осуществляющие дознание; полномочия прокурора Российской Федерации; обвинительный акт; обвинительное постановление; прекращение уголовного дела.

Осуществляя проверку в порядке надзора, прокурор имеет право требовать, находящиеся в производстве органов дознания, разрешенные заявления и сообщения о преступлениях, книги и журналы их регистрации и учета, переписку и прочие документы, связанные с работой по заявлениям и сообщениям о преступлениях для ознакомления.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Рассмотрение вопросов именно прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия обусловлено тем, что сфера уголовного судопроизводства связана с ограничением прав и свобод граждан, вовлеченных (привлеченных) в процесс расследования преступлений, остающимся невысоким качеством предварительного следствия. Кроме того, современное законодательство в последние годы активно совершенствуется, не остались без внимания и полномочия прокурора в сфере уголовного судопроизводства (досудебное производство).

На работников прокуратуры возложен целый ряд разнообразных полномочий. Реализовать весь комплекс возложенных обязанностей и имеющихся прав, по сути, невозможно хоть сколько-нибудь эффективно без организованного управления. Важно отметить, что некое локальное подразделение структуры, скажем, районного масштаба, не может осуществить все функции, которые на него возлагаются. Эта проблема решается путем осуществления контроля и координации с позиции вышестоящего руководства.

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. Уполномоченные прокуроры при проведении проверок должны обращать внимание: на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-разыскной деятельности; на соответствие оперативно-разыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений. Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления (ст. 31 «О прокуратуре РФ»).

Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделены полномочиями на применение в отношении отдельных лиц принудительных мер, а именно досмотр, обыск, задержание, заключение под стражу.

Реферат: Прокурорский надзор за органами дознания

Прежде всего прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить любое лицо, производящее расследование от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого.

Но к сожалению, прокурорский надзор далеко не всегда обеспечивает своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности. Зачастую с согласия прокуроров принимались решения об отказе возбуждении и прекращении дел с применением мер общественного воздействия без учета реальных возможностей их осуществления. Нередко такие решения принимались в целях улучшения статистических показателей и выполнения плана.

Adblock
detector