Закон о кадастровых инженерах 2022

Закон о кадастровых инженерах 2022

Президентом Российской Федерации Путиным В.В. 30.04.2022 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав». Документ направлен на упрощение оформления сделок с недвижимостью.
Как отметил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, поправки призваны повысить качество и доступность услуг ведомства, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подготовленные изменения позволят также сделать более прозрачной работу государственных регистраторов.

Изменения коснутся:
1) срока, когда регистратор обязан рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления. Он установлен – три дня.
В течение трех дней регистратор будет обязан в силу решения суда зарегистрировать право. Ранее заявитель сам должен был подать заявление и оплатить госпошлину.
2) если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.
3) документ также определяет понятие «Личный кабинет правообладателя», посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для:
— уточнения границ земельных участков;
— учета и регистрации прав на жилые и садовые дома;
— учета и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
— внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
— исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости действий.
4) законом предусматривается расширение функционала «Личного кабинета кадастрового инженера». В частности, кадастровые инженеры будут уведомляться о принятых органом регистрации прав решениях на основании подготовленных ими документов. Кадастровые инженеры будут вправе направлять запросы о предоставлении сведений и информации, необходимых для выполнения ими кадастровых работ, в государственные информационные системы, содержащие сведения, которые могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.
Закон также наделяет кадастрового инженера полномочиями по подаче документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности на основании договора подряда.
5) закон позволит реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации. Проект является одной из составляющих цифровой трансформации и позволит увеличить скорость предоставления государственных услуг.
«Стоп-бумага» не только решит судьбу накопленных бумажных документов, но и изменит порядок приема новых документов – закон предусматривает, что все представляемые на бумажных носителях (в МФЦ, посредством почтовой связи) документы будут возвращаться заявителям после их перевода в электронный вид и проведения на их основании учетно-регистрационных действий.
В электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
Данный подход позволит исключить необходимость создания новых архивных площадей и изыскания источников для финансирования расходов на их содержание, оптимизировать архивные площади.
6) выездной прием. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учетно-регистрационных действий как выездной прием.
Выездной прием осуществляется без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей: ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов.
Услуга по выездному приему заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра.
Заявитель может обратиться по вопросу получения услуги и получить консультацию любым удобным способом:
-по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра 8 (800) 100-34-34;
— в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту Российской Федерации;
— посредством почтового обращения;
— по электронной почте;
— в офисах приема-выдачи документов.
Выездной прием также осуществляют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.
7) в целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой.
Курьерскую доставку так же, как и выездной прием, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.
8) после вступления закона в силу сроки регистрации первого ДДУ остались прежними, а последующих – сократились на два дня и составляют семь рабочих дней, если документы подавались в МФЦ на бумажном носителе, и три дня, если документы подавались в электронной форме. В настоящее время регистрация ДДУ занимает до девяти рабочих дней со дня поступления документов в МФЦ – как для первого участника долевого строительства, так и для последующих.
Кроме того, документ устанавливает пределы правовой экспертизы при осуществлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости. Согласно закону, проверка законности выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в проектной декларации или плане создаваемого многоквартирного дома, сведениям, указанным в проектной документации органом регистрации прав не будет осуществляться.
9) закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).
10) ФКП Росреестра может выступать исполнителем кадастровых и землеустроительных работ. Закон в числе прочего предусматривает право Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые и землеустроительные работы. Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определению границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации.
Закон вступил в силу с 30 апреля, но для многих положений предусмотрен отложенный срок вступления в силу.

Вам может понравиться =>  Привод В Комиссию По Делам Несовершеннолетних

— при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию, если заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

Изменения, произошедшие в законодательстве в апреле 2022 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2022 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»,* коснулись в частности того, что кадастровых инженеров наделили полномочиями по подаче заявлений для осуществления учетно-регистрационных действий.

— при подготовке межевого плана в целях уточнения границ земельных участков, если заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка, границы которого уточняются, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или безвозмездное пользование на срок более пяти лет.

— при подготовке межевого плана в целях образования земельных участков, если заказчиком кадастровых работ является либо собственник земельного участка, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с земельным участком образованы новые земельные участки, либо лицо, которому земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, из которого в результате раздела или объединения образуются новые земельные участки, предоставлен в пожизненное наследуемое владение или постоянное (бессрочное) пользование;

В указанных случаях документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера — работника юридического лица на подачу заявлений в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.

Учитывая сложившуюся отрицательную судебную практику обжалования отказов органа госрегистрации прав по причине непредставления технического плана для кадастрового учета части здания/сооружения для целей регистрации договора аренды предусмотрена возможность госрегистрации договора аренды части здания/сооружения без представления техплана в отношении части такого здания или сооружения.

В остальных случаях при регистрации аренды части здания, а также части земельного участка нужны межевой, технический планы в отношении этих частей. Без них на кадастровый учет арендованную недвижимость не поставят, а договор аренды зарегистрируют как обременение соответствующего объекта недвижимости.

Закон от 30.04.2022 № 120-ФЗ детализировал отношения между МФЦ, Росреестром и учреждением госрегистрации прав и кадастра, связанные с приемом документов. И в частности, перевод принятых документов из бумаги в электронную форму. Это сокращает сроки рассмотрения документов, поскольку позволяет государственному регистратору приступить к правовой экспертизе документов с момента их поступления в электронной форме, не дожидаясь их бумажном носителе.

Сразу скажем, что поправки затронули сразу несколько базов федеральных законов, регулирующих государственную регистрацию недвижимости и кадастровый учет. Это порядок получения сведений из ЕГРН, исправление ошибок в нём, регистрация договоров участия в долевом строительстве (далее также – ДДУ), аренда части здания, сделки с долями в общей собственности и другие вопросы.

  • в ЕГРН есть сведения обо всех помещениях в этом здании;
  • арендованная часть – это одно или несколько помещений, у которых есть общие строительные конструкции (смежные комнаты в помещении) и которые расположены в пределах одного или нескольких этажей.
Вам может понравиться =>  Степендии У Многодетной Семьи

23 марта 2022 года, вступил в силу Федеральный закон, позволяющий частным лицам выступать заказчиками проведения комплексных кадастровых работ

23 марта 2022 года, вступил в силу Федеральный закон от 22.12.2022 № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий частным лицам выступать заказчиками проведения комплексных кадастровых работ (ККР). Это могут быть представители садовых и жилищных товариществ, гаражных кооперативов, жители коттеджных поселков и другие заинтересованные лица.
Федеральный закон № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения в Федеральный закон № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Новый закон позволит уточнить границы всех участков в садовом товариществе или коттеджном поселке, поставить на учет ранее не отмежеванные участки, исправить существующие реестровые ошибки. Также новый закон позволит скорректировать площадь участков в пределах 10% от указанной в документах.
Раньше заказчиками ККР выступали органы местного самоуправления. Финансирование работ производилось за счет средств местных бюджетов и субсидий из региональных и федерального бюджетов. Теперь частные лица — правообладатели объектов недвижимости смогут заказать комплексные кадастровые работы за свой счет. Среди них могут быть юрлица, управляющие территорией (садовое или огородное товарищество, гаражный кооператив), либо инициативная группа физлиц.

Дачники могли и раньше в складчину заказать обычные кадастровые работы на участки и постройки на них. Но оформление актов согласования местоположения границ нужно было проводить и оформлять отдельно по каждому уточняемому участку. Каждый собственник должен был самостоятельно обратиться в орган регистрации (или представитель по нотариальной доверенности). Однако в таком случае в ЕГРН нельзя было внести сведения о контурах зданий. Для этих целей требовалось заключение отдельных договоров подряда на выполнение кадастровых работ для подготовки технических планов зданий, отмечают в Росреестре.
Главный плюс нового закона — комплексные кадастровые работы позволят существенно сократить их стоимость. По данным Росреестра, средняя стоимость ККР в пересчете на один объект составляет около 1,3 тыс. руб., а средняя стоимость выполнения обычных кадастровых работ — в среднем от 8 тыс. до 14 тыс. руб. за объект.
По оценке Росреестра, новый закон также позволит:
сократить количество земельных споров;
устранить существующие ошибки в кадастровых планах;
снизить вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков;
определить контуры заданий, сооружений (появляется возможность одновременно устранить имеющиеся ошибки и осуществить привязку зданий и сооружений к земельным участкам).
Если члены дачного товарищества решили провести ККР за свой счет, то работы выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных в таких границах:
земельных участков, местоположение границ которых не имеет точного описания или в описании которых содержится ошибка;
земельных участков, образование которых предусмотрено проектом межевания территории такого товарищества;
зданий и сооружений, а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно закону о кадастровой деятельности, ККР, финансируемые за счет внебюджетных средств, могут быть выполнены независимо от кадастрового деления:
в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
в границах территории, используемой членами гаражного кооператива, объединяющего правообладателей гаражей и (или) земельных участков, занятых такими гаражами, расположенных в границах этой территории;
в границах расположенного в одном муниципальном образовании элементов планировочной структуры, где находятся принадлежащие участникам гражданско-правового сообщества здания, сооружения, объекты незавершенного строительства или земельные участки.
Для начала дачники или другие собственники объектов недвижимости в рамках одной территории должны принять решение о необходимости проведения комплексных кадастровых работ и собрать деньги на их финансирование.
Чтобы не платить зря, стоит уточнить у уполномоченного органа, не планируется ли выполнение комплексных кадастровых работ на интересующей территории за счет бюджетных средств. Для этого нужно отправить в местный муниципалитет запрос и дождаться ответа.
Если местные власти не планируют такие работы в ближайшее время, то необходимо выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор на выполнение комплексных кадастровых работ. После выполнения этих работ заказчики направят документ в согласительную комиссию, уполномоченный орган утверждает карту-план и отправляет в Росреестр для регистрации прав.
После внесения в ЕГРН сведений, содержащихся в карте-плане территории, орган регистрации прав уведомит заказчиков и кадастрового инженера о результатах, в том числе сообщит перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет.
При любом финансировании комплексные кадастровые работы не выполняются в отношении земельных участков, сведения о местоположении границ которых уже содержатся в ЕГРН и соответствуют установленным требованиям, а также не содержат никаких ошибок, либо такое местоположение было установлено решением суда.

Вам может понравиться =>  Шаханов Всеволод Адвокат

Информация для кадастровых инженеров

30.04.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.04.2022 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 120-ФЗ) в части внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» об обязанности направления в орган регистрации прав актов согласования местоположения границ земельных участков, подготовленные в ходе выполнения кадастровых работ (далее – Актов согласования).

Так, согласно пункту 9 части 2 статьи 29.1 и части 5 статьи 33 Закона № 221-ФЗ, в редакции Закона № 120-ФЗ, с 30.04.2022 представление кадастровыми инженерами и юридическими лицами, работниками которых являются кадастровые инженеры, подготовившие акты согласования местоположения границ земельных участков в ходе выполнения кадастровых работ, в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости, Актов согласования, не требуется.

В связи с отсутствием обязанности представления Актов согласования, в соответствии с пунктом 8 части 5 статьи 29 Закона № 221-ФЗ, в редакции Закона № 120-ФЗ, непредставление кадастровым инженером в орган, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости, Актов согласования, не является основанием для исключения кадастрового инженера из саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Закон о кадастровых инженерах 2022

«4.1. Если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, возникающего с момента государственной регистрации, на объект недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все лица, которые приобретают такой объект в общую долевую собственность. Если иное не установлено федеральным законом, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений сведений об объекте недвижимости, находящемся в общей долевой собственности, обращаются все лица, в собственности которых такой объект находится.»;

4. В случае, если межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории помещены на временное хранение в электронное хранилище, при представлении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов заявитель вправе указать в заявлении идентифицирующий номер соответственно межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, временно хранящихся в электронном хранилище, не представляя при этом вместе с таким заявлением межевой план, технический план, акт обследования, карту-план территории.

«13) пять рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а в случае поступления заявления и документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме — в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления соответствующих документов;

«1. Выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.»;

4) кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию, и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута. В случаях, предусмотренных настоящей частью, документами, подтверждающими полномочия кадастрового инженера — индивидуального предпринимателя или кадастрового инженера — работника юридического лица на подачу заявления в орган регистрации прав, являются договор подряда на выполнение кадастровых работ и (или) справка с места работы, подтверждающая, что кадастровый инженер, выполняющий кадастровые работы, является работником юридического лица, а также документы, свидетельствующие о приемке заказчиком результатов кадастровых работ и его согласии с содержанием подготовленных по результатам таких работ документов.

Adblock
detector