Субъекты И Обьекты Административного Права

Роль органов государственного управления состоит в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в целом.

Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово “администрация” в переводе с латинского означает “управление”. Поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле, государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя, в более узком (строгом) смысле, правительство является высшим органом государственного управления.

1. Сформулируйте определение административного права. 2. Классифицируйте субъекты административных правоотношений. 3. Покажите на примерах, между какими субъектами управления складываются отношения, которые регулируются нормами административного права. 4. Каковы источники административного права? Проанализируйте содержание и структуру основного источника административного права. 5. Охарактеризуйте ответственность за административные правонарушения, приведите известные вам примеры из жизни. 6. Сформулируйте определение понятия «правонарушение», данное в КоАП РФ. Выделите в нём основные положения. 7. Проанализируйте схему о признаках административных правонарушений. 8. Систематизируйте в таблице информацию о видах административных правонарушений, проиллюстрировав их примерами. 9*. Используя дополнительные источники информации и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об административно-правовых формах и методах управления. 10*. Исследуйте вопрос о государственном (административном) контроле и надзоре (при подготовке использовать интернет-ресурсы). 11. Приведите примеры нарушений правил дорожного движения всеми участниками дорожного процесса.

Субъектами административных правоотношений являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например Правительство РФ, федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, не соподчинённых между собой, скажем федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Субъекты и объекты административных правоотношений

Действия — результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

Вам может понравиться =>  Контрольно пропускной пункт нормы проектирования

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.

18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

  • являются разновидностью юридических норм;
  • объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения – управленческие;
  • административно-правовые нормы – средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления;
  • устанавливаются органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций;
  • содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  • имеют представительно-обязывающий характер;
  • обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  • преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  • во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).
Вам может понравиться =>  В Каком Размере Предоставляется Налоговый Вычет На Ребенка Инвалида В Зоне Отселения

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.
  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное право

Использование административно-правовых норм выражается в добровольном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в управлении. Поскольку этой форме реализации свойственны альтернативы определения субъектом своего определения в рамках установленного нормой права правила, то ее также можно считать вспомогательной.

  • российские граждане — с момента рождения;
  • иностранные граждане и лица без гражданства — с момента пересечения ими государственной границы РФ, т.е. нахождения под ее юрисдикцией;
  • юридические лица — с момента образования (регистрации) их в установленном порядке;
  • государственные и общественные (негосударственные) служащие — с момента назначения их на соответствующую должность.
Вам может понравиться =>  Региональный Список Недвижимости

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

3. Сфера государственного управления является управляемой сферой. Следовательно, в административно-правовых отношениях находят отражение все основные качества, присущие государственному управлению, а также публичные интересы, реализуемые в процессе практического осуществления функций органами исполнительной власти и местной администрацией. Налицо связь административно-правовых отношений не только с внешним выражением, но и с фактическим обеспечением целей и задач, стоящих перед исполнительной властью.

  • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
  • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

Часто задают вопрос про понятие нормы административного права, поэтому мы решили его здесь изложить. Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

3) осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий и утверждает экономические показатели их деятельности, проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса;

– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективныхтрудовых споров;

Раздел 1. «Общие положения» состоит из четырех глав: 1.«Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях»; 2. «Административные правонарушения, административная ответственность» (формы вины, возраст наступления административной ответственности, административная ответственность должностных лиц, военнослужащих, иностранных граждан, юридических лиц и т.д.­); 3. «Административное наказание (цели, виды), 4. «Назначение административного наказания» (обстоятельства смягчающие и отягощающие административную ответственность и т.д.).

1. Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности.

Adblock
detector