Андраник Арутюнян Тема «Особенности Аренды Земельного Участка В Российском Законодательстве»

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Существенным условием договора аренды является условие об объекте аренды. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, т.е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер земельного участка. К договору должен быть приложен план земельного участка; если сдается только его часть, то на прилагаемом плане (чертеже границ) указывается лишь эта часть. Если эти данные в договоре не указаны, то условие об объекте аренды считается не согласованным сторонами, а договор аренды не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Так, п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель закрепил за субъектом Российской Федерации преимущественное право на покупку земельного участка из земель сельхозназначения по цене, заявленной продавцом, а в случаях, установленных законом субъекта Федерации, это право имеет муниципальное образование. Кроме того, п. 5 ст. 10 Закона об обороте земель запрещает выкуп такого участка арендатором в собственность, если он находится в государственной или муниципальной собственности и передан в аренду религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам и другим субъектам права для осуществления сельскохозяйственного производства и для других целей в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.

Повышение оригинальности

Значение земли в деятельности любого общества сложно переоценить. В качестве основного компонента окружающей природной среды земля выполняет важнейшую экологическую функцию. Поверхность земли выступает местом размещения различных объектов, а ее почвенный слой используется в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве. По существу земля представляет собой основной и естественный фактор в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующий в производстве всех других товаров и благ. Социальная роль земли состоит в том, что она служит местом обитания и условием жизни людей. Наконец, земля как территория государства или ее административно- территориальных единиц обуславливает политическую функцию.
Таким образом, земля имеет многофункциональное значение, а потому владение, пользование и распоряжение земельными участками не должно входить в противоречие с публичными интересами, а также нарушать права и законные интересы отдельных лиц, что прямо закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36).
Как справедливо отмечено в одном из определений Конституционного Суда РФ, земля является «особого рода товаром, недвижимостью». Данная специфика объясняет причину, по которой законодательством устанавливаются многочисленные ограничения прав на землю.
Ограничения прав на землю, которые предусматриваются действующим законодательством, весьма разнообразны. Очень специфичны формы их установления. При этом трактовка ограничений прав на землю в разных отраслях законодательства неоднозначна.
Многообразие целей приводит к тому, что ограничения прав на землю определяются в федеральных законах, относящихся к самым разным отраслям законодательства.
Земельное законодательство ограничениями прав на землю называет различного рода запреты и условия, выполнение которых связано с использованием земель и объектов, расположенных на них, а также с осуществлением строительства и иной деятельности (ст. 56 Земельного кодекса РФ). В данном случае ограничения прав на землю трактуются как условия и запреты, влияющие на использование и охрану земель.
Применять законодательство, в котором определяются ограничения прав на землю, необходимо с учетом вышеуказанных обстоятельств.
Среди федеральных законов об ограничениях прав на землю условно можно выделить законодательные акты, содержащие нормы:
1) об оборотоспособности земельных участков;
2) о правовом режиме земель;
3) об обязанностях собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей.
К федеральным законам о правовом режиме земель относится значительное число законодательных актов. Ограничения прав на земельные участки, связанные с соблюдением правового режима земель, определяются не только в земельном законодательстве, но и в лесном, экологическом и иных отраслях законодательства. При этом следует учитывать, что независимо от того, в каком законодательстве содержатся нормы о правовом режиме земель, основу его составляют требования ЗК РФ.
Целью данной работы является рассмотрение аренды и субаренды земельного участка.
Задачи работы:
— рассмотрение особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве ;
— изучение договора субаренды земельного участка .

В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду, в том числе сдаватьземельный участок в субаренду. В части получения согласия на передачу имущества в субаренду данная норма носит императивный характер и не может быть изменена договором. Иными словами, в договоре аренды не может быть предусмотрено, что арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду.
Предметом договора субаренды земельного участка, аналогично договору аренды земельного участка, является передаваемый неземельный участок. Образец договора субаренды земельного участка, должен содержать весь объем данных, необходимых для идентификации соответствующего участка: местонахождение, площадь, кадастровый паспорт земельного участка, описание земельного участка и т.п. это можно сделать как в самом тексте образца договора субаренды земельного участка , так и в приложении к нему.
Сторонами договора субаренды земельного участка являются арендодатель и арендатор. В качестве таковых могут выступать граждане, юридические лица, государственные органы Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления.
Существует следующий набор правил касательно сторон договора аренды и субаренды земельного участка:
ст.22 ЗК РФ специально указано, что иностранные граждане и лица без гражданства могут иметь земельные участки на праве аренды и субаренды, за исключением предусмотренных Кодексом случаев.
Арендодателями согласно той же ст.22 ЗК РФ могут быть только собственники земельных участков.
Оформлять договор субаренды земельного участка необходимо простым единым документом, подписанным обеими сторонами.
Поскольку к договорам субаренды вообще и к договору субаренды земельного участка в частности, применяются правила о договорах аренды, соответственно, любой подписанный и оформленный образец договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации при условии, что он заключен на срок не менее года.
Договор субаренды земельного участка, подлежащий обязательной государственной регистрации, вступает в силу с момента такой регистрации. Законом не установлены сроки, в течение которого стороны должны сдать документы для государственной регистрации договора субаренды земельного участка. Поэтому во избежание конфликтной ситуации при заключении договора субаренды сторонам необходимо определить, какая сторона и в какой срок должна подать пакет документов на регистрацию договора субаренды земельного участка. Это необходимо также на случай уклонения одной из сторон от совершения действия, необходимых для государственной регистрации договора субаренды. Если одна из сторон договора уклоняется от его государственной регистрации, другая сторона вправе предъявить иск обязать зарегистрировать договор, так как при отсутствии государственной регистрации договор субаренды земельного участка является незаключенным. 4
Согласно части 2 пункта 2 статьи 615 ГК РФ договор субаренды земельного участка не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды. Заключение арендодателем и арендатором договора аренды на новый срок на аналогичных условиях не влечет продления действия договора субаренды земельного участка. В этом случае требуется заключение нового договора субаренды земельного участка на срок, соответствующий сроку действия договора аренды земельного участка.
Если образец договора аренды и образец договора субаренды предусматривают симметричные условия о продлении срока действия договора на новый срок при отсутствии отказа одной из сторон от продления договора, то действие договора субаренды земельного участка будет продлено в случае продолжения действия договора аренды. Однако необходимо учитывать, что если в результате такого продления срок действия договора аренды и договора субаренды превысит один год, то потребуется их государственная регистрация. 5
Прекращение считающегося заключенным на неопределенный срок договора аренды земельного участка в порядке, предусмотренном пунктом пунктом 2 статьи 610 ГК РФ (с предупреждением другой стороны аренды за три месяца), влечет прекращение действия договора субаренды земельного участка.
Досрочное прекращение договора аренды влечет прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды земельного участка. Субарендатор в этом случае имеет право на заключение договора аренды на имущество, находящееся в его пользовании по образцу договора субаренды земельного участка, в пределах оставшегося срока субаренды на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды (статья 618 ГК РФ).

Вам может понравиться =>  Как сделать бесплатный аборт по ОМС?

Специфика земельных участков как объектов права собственности и аренды обусловлена тем, что земля используется и охраняется в нашей стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ). То есть земля — это пространственный (территориальный) базис, важнейший компонент (связующий элемент) природы и окружающей среды, природный ресурс и средство производства в сельском и лесном хозяйстве нашей страны, а также недвижимое имущество, объект права собственности и других прав на землю (подп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). 1

Существенным условием договора аренды является условие об объекте аренды. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, т.е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер земельного участка. К договору должен быть приложен план земельного участка; если сдается только его часть, то на прилагаемом плане (чертеже границ) указывается лишь эта часть. Если эти данные в договоре не указаны, то условие об объекте аренды считается не согласованным сторонами, а договор аренды не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в издании «Российская газета», N 7, 21.01.2009).

Аренда является срочным правом пользования землей, возникающим на основании договора. Правом сдачи земельного участка в аренду обладают все собственники земельных участков. Более того, для публичных собственников (т.е. органов государственной власти и органов местного самоуправления) передача земель в аренду является основным способом использования своей собственности.

Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве

Основой правового регулирования аренды земельных участков в Российской Федерации является Земельный кодекс РФ. Он развивает нормы Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ по вопросам собственности на землю и оборота земли, в том числе нормы ГК РФ, регламентирующие аренду земельных участков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть арендаторами земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 22 ЗК РФ). Согласно п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства — собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на чужих земельных участках, имеют преимущественное право на аренду этих участков. Это право реализуется в порядке, установленном в ст. 35 ЗК РФ, и в соответствии с п. 1 ст. 22 ЗК РФ (п. 5 ст. 35 ЗК РФ).

30213 (Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве)

Существенным условием договора аренды является условие об объекте аренды. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, т.е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер земельного участка. К договору должен быть приложен план земельного участка; если сдается только его часть, то на прилагаемом плане (чертеже границ) указывается лишь эта часть. Если эти данные в договоре не указаны, то условие об объекте аренды считается не согласованным сторонами, а договор аренды не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год. При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка (п.7 ст.22 ЗК РФ).

Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве

количества случаев, предусмотренных ЗК РФ), арендные отношения, как, впрочем, и правоотношения частной собственности на земельные участки, получают все большее развитие. Эти отношения возникают на основе договора аренды. По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование. (ст. 606 ГК РФ). Основой правового регулирования аренды

Список литературы Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве Аренда является наиболее распространенным правом на земельные участки, расположенные в черте городских и сельских поселений. С учетом того, что законодатель отказывается от предоставления государственных и муниципальных земель в пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование (за исключением незначительного

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть арендаторами земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ (п. 1 ст. 22 ЗК РФ). Согласно п. 5 ст. 35 ЗК РФ иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства — собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на чужих земельных участках, имеют преимущественное право на аренду этих участков. Это право реализуется в порядке, установленном в ст. 35 ЗК РФ, и в соответствии с п. 1 ст. 22 ЗК РФ (п. 5 ст. 35 ЗК РФ).

Вам может понравиться =>  Сколько Платят Сотовые Операторы За Землю

Основой правового регулирования аренды земельных участков в Российской Федерации является Земельный кодекс РФ. Он развивает нормы Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ по вопросам собственности на землю и оборота земли, в том числе нормы ГК РФ, регламентирующие аренду земельных участков.

Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве (стр

Основой правового регулирования аренды земельных участков в Российской Федерации является Земельный кодекс РФ. Он развивает нормы Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ по вопросам собственности на землю и оборота земли, в том числе нормы ГК РФ, регламентирующие аренду земельных участков.

Часть 2 ст. 9 Конституции РФ закрепила многообразие форм собственности на землю, а ч. 1 ст. 36 установила право граждан и их объединений иметь землю на праве частной собственности. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции РФ собственники земли осуществляют владение, пользование и распоряжение землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ).

Особенности аренды земельного участка в Российском законодательстве

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

Однако не все земельные участки могут быть объектами аренды. Так, земельные участки, изъятые из оборота, не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 2 и 11 ст. 22 ЗК РФ). Тогда как земельные участки, ограниченные в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ), могут быть объектами аренды.

27 настоящего Кодекса, внесение изменений в указанный договор аренды, в том числе в части изменения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при наличии соглашения, указанного в пункте 2.1 статьи 39.27 настоящего Кодекса.

    • по соглашению сторон;
    • по решению суда;
    • по истечении срока аренды при наличии письменного заявления арендодателя;
    • по инициативе арендодателя по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 ЗК РФ (нецелевое или нерациональное использование и т.д.).

Особенности оформления аренды земельного массива

Знайте, что при аренде земли сельскохозяйственного назначения арендатор обязан осуществлять деятельность на участке в соответствии с целевым назначением земли. Если сельскохозяйственные земли арендатор применяет не по прямому назначению, осуществляет деятельность, запрещенную в отношении указанной категории земель, то попадает под штрафные санкции.

Однако во многих странах к арендаторам сельскохозяйственных земель предъявляют повышенные требования, установлены также преимущества в приобретении земель в аренду для фермеров и т.д.
Что касается условий аренды, то она также бывает разной, существует краткосрочная и долгосрочная.

Пункт 7 ст. 9 Закона об обороте земель предусматривает экономическое стимулирование арендатора, если договор заключен на срок не менее 10 лет. Стимулирование это должно осуществляться в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договоры аренды недвижимого имущества подлежат государственной регистрации, если иное не предусмотрено законом. Из п. 2 ст. 26 ЗК РФ следует, что договоры аренды земельных участков, заключенные на срок более чем один год, подлежат госрегистрации. В то же время из этой нормы ЗК РФ следует, что бессрочные договоры аренды земельных участков государственной регистрации не подлежат.

Правовое регулирование договора аренды земельного участка

Цементирующим и основополагающим объектом земельных отношений выступает земельный участок. Понятие «земельный участок» является юридически определенной категорией. ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений определяет как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Договор аренды на протяжении последних 5 — 6 тысячелетий претерпел незначительные изменения. В Древнем Риме это был наем (locatio-coductio) — консенсуальный договор о предоставлении в пользование определенного объекта за плату. Его особенности были несущественными и заключались в порядке возникновения прав арендатора или же в способе расчетов .
Общая формула (платность, срочность, непотребляемость объекта), охватывающая самые различные случаи арендных отношений, применялась и к земельным участкам. Не исключено, что именно они и были первым объектом аренды.
Четкость и масштабность отношений аренды обеспечили ей широкое применение и устойчивость во времени.
Популярной была аренда и в дореволюционной России. Ее субъектами выступали хозяин и наниматель. Но кроме наличия общей правоспособности и дееспособности, при заключении этого вида договора от собственника имущества «требуется еще способность распоряжаться вещью, не распоряжаться вещью вообще, а только пользованием ее» .
Объект найма признавался существенным условием договора. В частности, требовалась идентификация земельного участка. На вопрос, что признавать предметом найма — действия или вещь, — не было однозначного ответа. Так, по мнению Д.И. Мейера, в качестве предмета найма признавалась нанимаемая вещь. Г.Ф. Шершеневич считал, что его предме-том являются действия наймодателя по передаче этого имущества в наем.
Обязательное требование договора — определение цены. Но сама форма вознаграждения не имела значения. На практике широко применялась оплата аренды в натуральных показателях. Например, путем передачи части урожая — это соответствовало архаичным формам расчетов. В этой связи был развит институт найма из выстройки, «когда собственник отдает внаем для устройства какого-либо заведения с тем, чтобы, пока продолжается договор, собственник не получал от нанимателя никакого вознаграждения за пользование его землей, а по истечении срока договора все построенное на земле поступило бы в собственность хозяина земли» .
Что же касается оценки аренды с точки зрения деления прав на вещные и обязательственные, то, в отличие от римских юристов, российские правоведы со временем стали склоняться к признанию в аренде вещных прав.
Начиная с 1990 г. в Российской Федерации проводится реформа в сфере земельных правоотношений, коренным образом изменившая земельный строй, существовавший ранее. Одним из основных направлений обновления действующего законодательства стало разграничение государственной собственности на землю, в результате чего возникла собственность Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований на земли и земельные участки, а также приватизация земель, повлекшая за собой формирование широкого круга частных собственников на данный объект. Земельные участки приобрели статус объекта гражданских прав – недвижимого имущества и таким образом были вовлечены в гражданский оборот.
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства. Более того, земля как уникальный природный ресурс имеет особый юридический статус.
Бесспорно, аренда земельных участков является одним из наиболее распространенных видов сделок с земельными участками. Аренда земли в Российской Федерации на сегодняшний день — это действительно наиболее приемлемый путь, чтобы развитие арендных отношений осуществлялось в строгих рамках современного законодательства.
Статья 22 ЗК регулирует особенности аренды земельных участков. Однако данную норму ЗК «следует рассматривать как недочет юридико-технического характера», так как «при разрешении споров, касающихся правомочности сдачи в аренду земельных участков, приоритетными должны считаться нормы гражданского законодательства» .
Несомненно, «положения, касающиеся сдачи в аренду земельных участков, закрепленные в ЗК, указывают на неопределенность соотношения земельного и гражданского законодательства, что создает правовые колли-зии» .
Следовательно, важной проблемой является определение соотношения указанных отраслей законодательства в регулировании общественных отношений, объектом которых является земля, принимая во внимание, что по ряду позиций в ГК и в ЗК имеют место диаметрально противоположные подходы. В нормах действующего ЗК имеются неоправ-данные противоречия с нормами ГК, которые будут рассмотрены ниже при анализе важных теоретических и практических проблем земельного законодательства в области арендных отношений.
Однако гражданское право имеет приоритет в сфере регламентации имущественного оборота земли перед земельным правом , так как гражданское и земельное право базируются на различных принципах правового регулирования имущественных отношений.
Бесспорно, принципиальных изменений в регулирование арендных отношений ЗК от 25 октября 2001 г. не внес. ГК, в свою очередь, устанавливает разрешительный порядок определенных действий арендатора по распоряжению своим правом аренды земельного участка (п. 2 ст. 615 ГК — при согласии собственника), а ЗК устанавливает уведомительный порядок совершения подобных действий (п. 6 ст. 22 ЗК — при уведомлении собственника). Таким образом, разрешения собственника на заключение сделок субаренды не требуется, поэтому правила, которые устанавливает п. 6 ст. 22 ЗК, необходимо изменить и привести в соответствие с п. 2 ст. 615 ГК.
ГК и ЗК имеют различные подходы к регулированию однородных по характеру общественных отношений, а именно имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками и совершению сделок с ними. В частности, ЗК, как специальный закон, недостаточно четко регламентирует порядок совершения сделок и заключения договоров с земельными участками, находящимися в частной собственности, перекладывая решение данной проблемы на подзаконные нормативные акты, а также в большей степени на нормы ГК.
Учитывая изложенное, представляется, что такого рода коллизии норм следует решать в пользу ГК, поэтому целесообразно отнести регулирование договора аренды к нормам ГК, а ЗК, как специальный закон, должен регулировать порядок предоставления и приобретения земельных участков в частную собственность, а также вопросы изъятия земельных участков.
Следовательно, положения ЗК, содержащие нормы гражданского законодательства, могут стать неприменимыми на практике. ЗК, устанавливая нормы гражданского права, внедряется в сферу регулирования гражданско-правовых отношений, хотя, в свою очередь, земельное законодательство регулирует земельные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 3 ЗК).
Более того, нормы гражданского права, содержащиеся в ЗК, не должны применяться, потому что это противоречит абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК, в соответствии с которым нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.
Следует отметить, что определенный баланс между государственными и частными интересами в сфере договора аренды земельных участков возможно выстроить только на основе соблюдения защиты интересов арендатора от произвола собственника и интересов собственника от произвола арендатора даже в тех случаях, когда речь идет о сдаче в аренду частнособственнических земель .
По мнению отдельных ученых, к аренде земельных участков, находя-щихся в частной собственности, следует применять нормы ГК РФ. В свою очередь, аренда земельных участков иных форм собственности подлежит регулированию нормами ГК РФ в том случае, если иное не предусмотрено нормами ЗК РФ . По мнению С.С. Шерстнева, отношения по аренде земли являются предметом не гражданского, а земельного права. Данный вывод следует из содержания п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей . Эта позиция представляется ошибочной. Любые имущественные отношения, основанные на равенстве сторон и автономии их воли (а именно этими признаками характеризуется всякий договор аренды), являются гражданско-правовыми (ст. 2 ГК РФ). То, что материальным объектом данных правоотношений является земельный участок, не меняет их правовой природы. Что касается ссылки на п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, то данная норма, во-первых, распространяется только на земельные участки, находящиеся в публичной собственности субъектов Российской Федерации, а вовсе не на участки, находящиеся в частной собственности; во-вторых, всего лишь декларирует право владеть, пользоваться и распоря-жаться ими, а не определять гражданско-правовой порядок этих действий.
В соответствии с гражданским законодательством (ст. 129, 130, 209, 260 ГК РФ и др.) земля является видом недвижимого имущества и включена в гражданский оборот. В то же время, учитывая ее специфику, гражданское право предоставляет регулирование особенностей земельных правоотношений земельному праву (ст. 209, 264, 607 ГК РФ и др.). Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Положения Конституции РФ предопределяют наличие в регулировании земельных правоотношений публичного элемента. О.И. Крассов подчеркивает, что прерогатива гражданского права — регулирование принципиально общих вопросов права собственности и иных прав на землю. В земельном же отражается специфика регулирования этих вопросов, обусловленная публичными интересами . Б.В. Ерофеев исходит из того, что приоритетность примене-ния земельного законодательства в регулировании земельных отношений основывается на общественном сознании социальной функции земли, ее социальной значимости, объективно существующей ограниченности . С.А. Голосова в п. 3 ст. 3 ЗК РФ справедливо, на наш взгляд, усматривает подтверждение приоритетности норм гражданского договорного права при определении существенных условий договора аренды земельного участка . Подчеркиваем, что речь идет именно о приоритетности. Радикальная позиция Г.В. Романовой: «Нормы гражданского права, содержащиеся в ЗК РФ, не должны применяться, потому что это противоречит абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК РФ» — прямо противоречит п. 2 ст. 607 ГК РФ.

Вам может понравиться =>  Аренда Земли Под Разрешение Нто Павильона У Администрации Стоимость

Право пожизненного наследуемого владения землей: понятие, субъекты, содержание, основания возникновения; приобретение земельных участков в собственность. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком: понятие, субъекты, содержание, приобретение земельных участков в собственность. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком. Аренда земельного участка: содержание договора аренды земельного участка; стороны договора аренды земельного участка; предмет договора аренды; форма и государственная регистрация договора аренды; сроки действия договора аренды; права и обязанности арендатора земельного участка; обязанности арендатора; права и обязанности арендодателя; арендная плата; другие условия договора аренды.

Принципы экономического механизма использования земель: платность; научная обоснованность; экономическая ответственность. Элементы экономического механизма использования земель: финансирование; плата за землю; экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель; оценка земель.

Adblock
detector