Чем Схожи Конституционное И Административное Право

Между ними наблюдается наиболее тесная связь, поскольку и та, и другая отрасли права регулируют отношения, связанные с деятельностью государственных органов. Одновременно они могут быть разграничены по предмету правового регулирования. Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно–распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально–культурным и административно–политическим строительством.

Конституционное право закрепляет права и свободы граждан, практически реализуемые в сфере государственного управления, устанавливает общие принципы, единые для всех государственных органов, а административное право, отправляясь от этих исходных начал, содержащихся в нормах конституционного права, детализирует, конкретизирует, формирует механизм их реализации. Например, Конституция Республики Беларусь содержит нормы, в соответствии с которыми члену Совета Республики запрещается быть одновременно членом Правительства Республики Беларусь, которое состоит из премьер–министра, его заместителей и министров (ч.4 ст.92 и ч.4 ст.106). В свою очередь административно–правовые нормы определяют административно–правовой статус заместителей премьер–министра и министров (ст.21 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» и Положение о Министре Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. №692).

Отграничение административного права от смежных отраслей права

Административное право регулирует отношения, возникающие в процессе повседневной и многообразной исполнительно-распорядительной деятельности, содержанием которой является непосредственное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования. Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.

Административное право в системе в российского права (взаимосвязь конституционного и административного права)

В ст. 3 «Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права» установлено, что гражданское законодательство состоит из кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. Введено важное правило — нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать кодексу. Отношения, указанные в пп. 1 и 2 ст. 3 ГК РФ, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить кодексу и иным законам. На основании и во исполнение кодекса и иных законов, указов Президента Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

Анализируя, имеет ли такие признаки конституционное право, можно усомниться и в наличии метода правового регулирования и специфического вида ответственности, и в наличии процессуального обеспечения отрасли. Предмет же конституционного права излагается большинством ученых-конституционалистов методом перечисления, что не может быть признано научным подходом к проблеме, поскольку перечисление страдает субъективным усмотрением соответствующего автора.

Третья – семья мусульманского права. Если христианство редко вмешивалось в правовые вопросы, то ислам позиционирует себя не просто как система морального и духовного развития, но как всестороннее учение о правильном устройстве общества. В исламе есть свой набор правил, который можно использовать как правовую систему. Основной источник права – религиозные нормы, содержащиеся в Коране и ряде религиозных и богословских текстах. При этом следует учитывать, что многие страны с мусульманским населением строят систему права на светских принципах и входят в семью континентального права (таковы, например, Турция, Азербайджан, Казахстан).

Вам может понравиться =>  Скачать Образец Поручительства На Кандидата В Мвд Образец

С методом всё более или менее понятно. Он бывает либо преимущественно диспозитивный, либо преимущественно императивный. «Преимущественно диспозитивный» метод означает, что в отрасли права преобладают диспозитивные нормы. То есть мы в таких отраслях часто разрешаем участникам правоотношений самим определить свои права и обязанности. А «преимущественно императивный» метод означает, что мы даём людям чёткие указания о том, какие у них права и обязанности. Диспозитивный метод используется в гражданском праве и международном частном праве, в значительной степени – в семейном и трудовом праве и совсем немного – в других отраслях. То есть стороны договора, или работодатель и работник, или двое супругов – все они могут сами договориться о взаимных правах и обязанностях. Большинство же отраслей права используют преимущественно императивный метод – там никто ни с кем не договаривается, все права и обязанности установлены законом.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает его внутреннее содержание. Основным элементом субъективной стороны является вина. Под виной понимается психической отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию. Вина может выражаться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП).

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам, ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т.д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции.

Без анализа вопросов административно-правового регулирования большинство проблем финансового, земельного, экологического, таможенного и других отраслей права не могут быть всесторонне изучены, и усвоены. Трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право связаны с наукой административного права по отдельным вопросам. Наука административного права как система построена на основе внутренней взаимосвязи и взаимозависимости административно-правовых институтов, образующих целостное единство научной отрасли права. Система науки административного права по объему шире системы отрасли административного права, т. к. наука исследует не только совокупность административно-правовых норм, но и другие теоретические проблемы, связанные с теорией и практикой административно-правового регулирования.

Наиболее тесно административное право связано с наукой управления которая носит комплексный характер. Теоретические положения науки управления служат одной из; методологических основ теории административного права. Одновременно наука управления использует ряд положений науки административного права в целях повышения уровня эффективности управленческой деятельности.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Ключевой особенностью представленной сферы юридического регулирования является её предмет. Административное право на сегодняшний день является совокупностью правовых норм, которыми координируются отношения управления внутри органов государственной власти, а также взаимодействие между официальными ведомствами и населением страны. Другими словами, представленная отрасль является примером легализации публичного управления. Выведение административного права в мировой юридической системе было обусловлено необходимостью создания нормативных рамок, в которых бы работали органы государственной власти и их служащие. При этом в Российской Федерации отрасль пережила определенный период становления, который привнес некоторые специфические черты в неё. Помимо того, данный процесс существенно повлиял на взаимосвязь административного права с другими отраслями права.

Юридическая система РФ содержит в себе большое количество совершенно разных сфер нормативного регулирования. Соотношение административного права с другими отраслями права при таких обстоятельствах изучить довольно сложно. Ведь оно тесно взаимодействует со многими существующими юридическими категориями. Однако наиболее ярко соотношение административного права с другими отраслями права можно проанализировать на примере его взаимосвязи с конституционной, гражданской, уголовной, финансовой и земельной отраслями. Безусловно, в данном случае не следует забывать о большой роли административного процесса, ведь его создали на основе управленческой сферы регулирования и её предметных норм.

Вам может понравиться =>  Возврат Налога При Покупке 2-Й Квартиры, Если Первая Был Обмен

Чем Схожи Конституционное И Административное Право

Конституционно-правовой метод регулирования общественных отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех отношений, которые регулируются конституционным правом. Значительную их часть составляют власте-отношения. Однако в демократических государствах, в том числе и в России, немалая часть конституционно-правовых норм устанавливает содержание и гарантии прав человека. В этом случае ограничения устанавливаются для государственной власти.

Государственное (конституционное) право России представляет собой систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти в стране, отношения между человеком и государством. Это ведущая, базовая отрасль российской правовой системы.

Соотношение административного права со смежными отраслями права

Административное право связано и с гражданским правом, поскольку оба они регулируют различные стороны имущественных отношений. Но гражданское право регулирует отношения, характеризующиеся равенством сторон, а административное право — их неравенством (одна из сторон — орган управления). Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права. Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью, то есть административное право имеет своим предметом имущественно-организационные отношения, для которых характерно властное распоряжение соответствующего органа управления.

Земельное право регулирует земельные отношения между субъектами земельных отношений (организациями, гражданами) и государством. Вместе с тем эти отношения регулируются и административным правом, ибо значительная часть отношений по землепользованию возникает, изменяется и прекращается на основе административно-правовых актов (например, многие отношения, связанные с выделением земельных участков, с их эксплуатацией).

Административное право: Шпаргалка

Наиболее тесная связь с конституционным правом, которое регулирует основные общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, организации видов государственной власти, порядок образования и организацию деятельности органов исполнительной власти РФ.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере квалификации состава административного правонарушения, по степени общественной опасности деяния; если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решается вопрос о привлечении правонарушителя к административному наказанию.

Очевидно, что диспозитивные начала правового регулирования наиболее полно соответствуют демократическим устремлениям современного государства. Вместе с тем, наиболее привычной почвой для указанного метода правового регулирования традиционно является частно-правовая сфера. Однако же, развитие правовой теории и практики явно свидетельствует об эффективности применения диспозитивных элементов и в публично-правовых отношениях, приобретающих таким образом, мощнейший регулятивный ресурс, позволяющий решать вопросы местного значения на качественно ином уровне.

В рассматриваемом контексте, чрезвычайно важно указать на осуществляемое правоведами разграничение понятия «правовой акт местного самоуправления» и «правовой акт органа (должностного лица) местного самоуправления». Данное различие имеет серьёзнейшее значение, поскольку в отличие от органов (должностных лиц) местного самоуправления иные субъекты местного самоуправления осуществляют свои функции управления с позиций права и свободы. Органы (должностные лица) местного самоуправления реализуют свои управленческие функции с позиций установленных обязанностей и в рамках предоставленного им права.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности; Право

Специальные работы были посвящены конституционной регламентации в зарубежных странах избирательной системы, статуса депутатов парламента, экономической системы, бюджетного процесса, статуса счетных палат, исполнительной власти, глав исполнительной власти субъектов федерации, автономий, организации и деятельности судов3.

Конституции государств Восточной Европы: учеб. и справ. пособие / Д. А. Ковачев и др.; отв. ред. Д. А. Ковачев. М., 1996. Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 1997. Конституции государств Европы: в 3 т. / под общ. ред. Л. А. Окунькова. М., 2001. Лафитский В. И. Основы конституционного строя США. М., 1998.

Вам может понравиться =>  Договор Дарения Доли Квартиры 2022 Образец

Соотношение административного права с конституционным, гражданским, уголовным, финансовым правом и процессуальными отраслями права

Следствием данной особенности действующей правовой системы является «проникновение» административного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления — фактическое наличие управленческих по своей природе отношенийв сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к ее регулятивному воздействию. Поэтому даже в гражданском законодательстве имеется пусть небольшое, но определенное число административно-правовых по своей сути норм.

Связь с уголовным правом осуществляется по мере квали­фикации состава административного правонарушения, по сте­пени общественной опасности деяние, если не предусмотрена уголовная ответственность, то в течение двух месяцев решает­ся вопрос о привлечении правонарушителя к административ­ному наказанию. Границы между административным проступ­ком и преступлением иногда очень трудно различимы.

Конституция РФ 1993 г. основывается на ценностях, укоренившихся в мировой практике, выработанных опытом тысячелетий развития общества, и принципах обращения государственных учреждений с гражданами.
Практика российского конституционализма воплотила в нормах действующей Конституции идею признания особых ценностей общества и государства. В ст. 2 Конституции РФ провозглашается: «Человек, его права н свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства». Несомненно, придание какойлибо категории ценностного характера способствует усилению целенаправленной деятельности всех механизмов государства, в том числе и исполнительной власти, в рамках которой отношения регулируются по преимуществу административным правом.
Конституционные ценности, закрепленные в базовом законе, основаны на ценностях общечеловеческого характера, признанных мировым сообществом. Это имеет огромное значение для развития административного права в Российской Федерации.
Широкое усмотрение, применяемое судами, изыскивающим и основания для оценки административных решений, позволяет глубоким корням политической жизни проникнуть в область административного права. Такие понятия, как правовое государство, равенство перед законом, обращение в соответствии с принципами справедливости и пропорциональности, являются примерами тех ценностей, которые суды позаимствовали из более широкой области политической нравственности. Роль конституционных ценностей нигде не выражена так ярко, как в административном праве, т. к. практически кет ни одной области жизнедеятельности граждан, которая была бы не урегулирована административным правом. Поэтому от принципов, заключенных в административное право, и его норм зависит стабильное развитие нашего общества.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Указанные отрасли имеют как отличия, так и сходства, но последних гораздо меньше. Многие люди, не имеющие какого-либо отношения к юриспруденции, часто отождествляют два этих понятия. По сути, они регулируют отношения в связи с правонарушениями лиц. Конечно, преступление является более серьезным правонарушением, нежели административное. Не все составы преступлений имеют отражение в нормах обеих отраслей.

Adblock
detector