Категории граждан и их характеристика

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Значение этого документа состоит в том, что в нем отражены права человека. Чтобы предотвратить саму возможность сделать/повторить преступление против человечества. Так же в ней описаны основные права и свободы человека, подлежащие всеобщему соблюдению.

Права ребёнка — это права человека применительно к несовершеннолетним (согласно Конвенции о правах ребёнка, это лица, не достигшие восемнадцати лет).На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Нельзя ограничиться принятием Всеобщей декларации прав человека и международных пактов, потому что: 1) У каждого государства есть свои особенности правовой системы, обусловленные его историей, традициями. Сблизить англосаксонскую, романо-германскую и мусульманскую правовые системы невозможно. 2) Государства находятся на разных этапах развития; соответственно, одни могут гарантировать своему народу больше прав, другие — меньше. 3) Издание государством законов говорит о его суверенитете.

Неотчуждаемый, естественный характер основных прав и свобод – принцип, в основу которого положена идея естественного права, презюмирующая, что каждый человек рождается свободным и в силу факта рождения обладает комплексом присущих ему прав и свобод. Соответственно у государства возникают обязанности: 1) признать эти права, т.е. закрепить их в национальном законодательстве; 2) соблюдать эти права, т. е. не нарушать права и свободы гражданина и создавать условия для их реализации; 3) защищать права и свободы, т. е. охранить их от нарушения, а в случае нарушения восстанавливать нарушенное право. Данный принцип означает также, что никто (ни граждане РФ, ни те, кто законно проживает на территории РФ) не может быть лишен какого-либо конституционного права; граждане РФ не могут быть лишены гражданства; Российское государство обязано оказывать покровительство гражданам, находящимся за пределами страны.

1) Право на жизнь; 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право на сохранение индивидуальности; 4) право жить в семье, знать своих родителей; 5) право свободно формулировать и выражать своё мнение; 6) право на доступ к необходимой информации; 7) право на свободу мысли, религии; 8) право на свободу ассоциаций и мирных собраний; 9) право на защиту государства от всех форм насилия; 10) право на уровень жизни, необходимый для полноценного развития; 11) право на образование; 12) право на отдых и досуг; 13) право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любых вредных работ.

Если юридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность — социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующим правопорядком, а с другой — стимулирует его активность, обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности».

Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом — в кажущейся простоте. «В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина«.

Как известно, правовая норма, закрепляя должное поведение людей, регулирует их деятельность посредством установления либо прав, либо обязанностей. Категория «должное поведение», т.е. поведение, обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, отличие правовых от всех других социальных норм. Однако она не дает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых, не делает между ними каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степени долженствования, хотя эту степень категория «должного» не в состоянии выразить. Она не может быть с надлежащей полнотой отражена в категориях «возможности» и «необходимости».

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Такой подход не является традиционным для нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только к его взаимосвязи с государством в качестве гражданина, получающего свои права в «дар» от государственной власти и всецело ей подчиненного.

Такой подход позволяет установить существующие различия между правами, свободами и обязанностями, вскрыть содержание каждого из этих правовых явлений. К этому же выводу в итоге приходит сам Г.В. Мальцев. «Государственное признание необходимости поведения, — пишет он, — такова основная специфическая черта обязанностей в отличие от субъективных прав». Хотя понятие обязанностей следует раскрывать через правовую необходимость, вместе с тем нужно помнить, что между необходимостью и возможностью нет барьера, «китайской стены», что необходимость, имея строгие рамки, содержит в себе известные возможности.

Субъекты трудового права — это участники общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают трудовыми правами и обязанностями и могут реализовывать их. В трудовом праве гражданин обладает трудовой правоспособностью (способностью иметь трудовые права), трудовой дееспособностью (способностью своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности) и деликтоспособностью (способностью нести ответственность за трудовые правонарушения). Все эти три элемента возникают одновременно и называются трудовой правосубъектностью. Трудовая правосубъектность является необходимой предпосылкой, условием для возникновения правоотношений трудового права. Чтобы стать субъектом трудового права, необходимо обладать трудовой правосубъектностью. Субъектами трудового права выступают стороны трудовых и тесно связанных с ними отношений. В этой связи субъектами трудового права могут быть: граждане; работники; работодатели (организации любых организационно-правовых форм или физические лица); объединения работодателей; представители работников, в том числе профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками выборные органы; органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; органы по рассмотрению трудовых споров; органы службы занятости. Правовое положение субъекта, закрепленное трудовым законодательством, называется правовым статусом субъекта трудового права. В содержание правового статуса входят следующие элементы: трудовая правосубъектность; основные трудовые права и обязанности; юридические гарантии (общие и специальные) трудовых прав; ответственность, установленная законодательством или договором за нарушение трудовых обязанностей.

Субъектом трудового права в лице работника является по действующему законодательству не каждый трудящийся любой организации, а лишь тот, с кем заключен трудовой договор. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет. Закрепление в законе возраста, с которым связано наделение трудовой праводееспособностью (способностью, либо не способностью быть субъектом права) свидетельствует о том, что в трудовых правоотношениях лица, не достигшие 18-го возраста, приравниваются к совершеннолетним. Однако в данном случае несовершеннолетним предоставляются определенные льготы. Наделяя граждан трудовой правоспособностью, государство допускает ее ограничение лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Суд может лишить гражданина в случае совершения им преступления права занимать те или иные государственные или выборные должности в организациях. Бессрочное лишение граждан трудовой правосубъектности недопустимо. Основной правовой категорией, характеризующей граждан, как субъектов трудового права являются их статусные права и обязанности. Ст. 2 ТК РФ к ним относит: право на труд, который гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы. Принудительный труд запрещается. Каждый работник имеет право: на условия труда, безопасность и гигиену, на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровью в связи с работой; на равное вознаграждение за равный труд; На отдых, на выходные дни, праздничные дни, на оплачиваемые ежегодные отпуска; на объединение в профсоюзы; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности; На судебную защиту своих трудовых прав. Работник обязан: добросовестно выполнять свои трудовые обязанности; соблюдать трудовую дисциплину; бережно относится к имуществу предприятия и т. д.; выполнять установленные нормы труда.

• инвестиционная стоимость, играющая ключевую роль при управлении недвижимостью. Эффективное управление объектом недвижимости, принятие инвестиционных решений в отношении привлечения заемного капитала и других важнейших аспектов управления невозможны без оценки инвестиционной стоимости;

К ним относятся земли, предо­ставленные для нужд с\х целей. Предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в срочное пользование, в собственность и по­жизненно наследуемое владение и на правах аренды. В его состав включаются все с\х угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь) и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйствен­ными дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями и сооружения­ми, лесами, болотами, замкнутыми водоемами, необходимыми для функ­ционирования сельского хозяйства.

При определении инвестиционной стоимости в отличие от определения рыночной стоимости учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен. Она рассчитывается при обосновании инвестиционных проектов. В отличие от рыночной стоимости, которая является результатом сделки между продавцом и покупателем, имеющими типичную мотивацию, инвестиционная стоимость зависит от индивидуальных требований к инвестициям, предъявляемых конкретным инвестором.

Инвестиционная стоимость земли рассчитывается как стоимость для конкретного лица или группы лиц использования данной землей в инвестиционных целях. При определении инвестиционной стоимости, в отличие от определения рыночной стоимости, учет возможности отчуждения оцениваемой земли по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

К ним относятся федеральные земли, не предоставленные муниципальным образованиям, гражданам и юр. лицам в соб­ственность, владение, пользование или аренду, а также земли, выведен­ные из хозяйственного оборота в результате консервации. Земли запаса могут предоставляться во временное пользование для с\х использования.

Будь умным

Отсутствие в литературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом в кажущейся простоте. «В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина «.

Вам может понравиться =>  Земля для многодетных семей

В ныне действующей Конституции РФ записаны лишь такие права, свободы и обязанности, которые сложились на базе вызревших в обществе коренных, существенных отношений и связей между государством и ею гражданами. Эти права, свободы и обязанности являются основными и фактически, и юридически.

Не следует из этого делать вывод, что как юридические права и свободы, так и юридические обязанности целесообразно раскрывать через категорию возможности. Мне представляется, что это делать нецелесообразно. Во-первых, потому, что при этом смазываются различия между правами и обязанностями, поскольку и права и обязанности в равной мере определяются как правовая возможность. Во-вторых, характеризуя как права и свободы, так и обязанности в виде правовой возможности, нужно оговориться, что в последнем случае речь идет о необходимой по закону возможности. Но необходимая по закону возможность и есть правовая необходимость. Методологически правильнее будет раскрывать понятие прав и свобод через категорию правовой возможности, а юридических обязанностей через категорию правовой необходимости. Такой подход позволяет установить существующие различия между правами, свободами и обязанностями, вскрыть содержание каждого из этих правовых явлений. К этому же выводу в итоге приходит сам Г. В. Мальцев. «Государственное признание необходимости поведения, пишет он, — такова основная специфическая черта обязанностей в отличие от субъективных прав». Хотя понятие обязанностей следует раскрывать через правовую необходимость, вместе с тем нужно помнить, что между необходимостью и возможностью нет барьера, «китайской стены», что необходимость, имея строгие рамки, содержит в себе известные возможности.

В современной Конституции Российской Федерации такие институты, как права и свободы, обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этом документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

С. Ф. Кечекьян, раскрывая понятие обязанности через «долженствование», трактует его как «необходимость» и в своем определении предпочитает использовать термин «необходимость», хотя и оговаривается, что употребление этом термина связано с некоторыми неудобствами. С. Ф. Кечекьян считает, что «правовая обязанность есть обусловленная. необходимость определенного поведения». Поскольку необходимость чаще всего употребляется в философском значении и здесь не связана с действующими в природе и обществе закономерностями, то он поясняет: необходимость употребляется не только в философском, но и в других смыслах.

Категории граждан и их характеристика

В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Так, существовавшая с 1932 г. прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства.

Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя РФ (ст. 14 Конституции). Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

В целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо обеспечить их всестороннее изучение в системе государственного земельного кадастра. При проведении земельного кадастра на этих землях особое внимание наряду с регистрацией землепользований и землевладений, учетом земель по составам угодий должно уделяться учету их качественного состояния путем выполнения специальных крупномасштабных почвенных, геоботанических и других обследований, бонитировке почв и экономической оценке земель.[ . ]

Землями поселений признаются земли, предоставленные для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений. Земли городов, поселков и сельских поселений отделяются от земельных категорий чертой, которая служит внешней границей поселений. В составе земель городов и иных поселений могут находиться земли с различными видами собственности: государственной (федеральной, субъектов РФ и муниципальной), коллективной (кооперативы, общества и т. д.) и частной (граждан, фермерских хозяйств).[ . ]

К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. В современных условиях такие земли предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в срочное пользование, в собственность и пожизненно наследуемое владение. Они также могут быть предоставлены на правах аренды колхозам, госхозам, акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, крестьянским и фермерским хозяйствам, а также гражданам для ведения сельского хозяйства.[ . ]

В границах каждого землепользования сельскохозяйственного назначения размещаются особо ценные земли, к которым относятся орошаемые и осушенные земли с действующими оросительными и осушительными системами, опытные поля и участки научно-исследовательских и учебных заведений, используемые в целях проведения стационарных научных опытов и испытаний, выращивания ценных видов растений, проведения селекционной работы и сортоиспытаний, а также земли, обладающие потенциалом плодородия по кадастровой оценочной шкале выше среднерайонного.[ . ]

В состав земель сельскохозяйственного назначения включаются все сельскохозяйственные угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь) и земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, зданиями, строениями и сооружениями, лесами, болотами, замкнутыми водоемами, необходимыми для функционирования сельского хозяйства.[ . ]

опекунов, попечителей) на каждого рожденного (усыновленного, удочеренного, принятого под опеку или попечительство) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения последним возраста 16 лет (на ребенка обучающегося в общеобразовательном учреждении до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет), в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с Законом Пензенской области “ О прожиточном минимуме в Пензенской области ”.

Как пояснили в Департаменте жилья г. Алматы, согласно Закону РК «О жилищных отношениях», к малоимущим категориям граждан относятся лица, имеющие совокупный месячный доход на каждого члена семьи за последние двенадцать месяцев перед обращением о предоставлении жилища из государственного жилищного фонда ниже прожиточного минимума, установленного для этих целей законодательством.

Заявление на признание гражданина малоимущим обычно рассматривается в течение десяти рабочих дней, а в некоторых случаях до месяца. Если все условия прохождения процедуры соблюдены, и вы подтвердили определенный статус, можно сразу же обращаться в администрацию по месту жительства для получения денежных выплат или другого вида поддержки.

Сумма будет зависеть и от категории граждан (трудоспособные, пенсионеры – работающие или нет, дети и т. д.), а также от региона проживания. Те, кто претендуют на получение статуса «малоимущие граждане», могут самостоятельно произвести расчеты, соответствует ли их доход сумме прожиточного минимума — в 2017 году это 9662 рубля. Для этого необходимо:

Если же
рассматривать этот вопрос с точки зрения перераспределения средств, выделяемых
на поддержку молоимущим, то, представляется более реальной такая мера, как
выдача льготных талонов, аналогично принципу льготного проезда в общественном
транспорте. Обоснование введения такой меры может быть обусловлено и
реализацией принципа равенства граждан. Ведь, если малоимущий гражданин имеет
автомобиль или мотоцикл, не теряя при этом статус малоимущего, то он должен
иметь право на льготы при транспортном обслуживании, аналогично тем гражданам,
которые пользуются льготами при проезде на общественном транспорте.

Виды соц-услуг и формы социального обслуживания в России

  • обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
  • организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
  • социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
  • формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
  • организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия).
  • предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;
  • предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
  • организация питания, в том числе приготовление и подача пищи, мытье посуды;
  • обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) согласно утвержденным нормативам;
  • уборка жилых помещений;
  • организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;
  • содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;
  • компенсация расходов по проезду к месту обучения, лечения, консультаций;
  • обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;
  • обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;
  • создание условий для отправления религиозных обрядов;
  • предоставление жилого помещения для временного пребывания, для питания, организации реабилитационных услуг, лечебно-трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий;
  • предоставление средств личной гигиены;
  • обеспечение перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи;
  • предоставление санитарно-гигиенических услуг несовершеннолетним гражданам;
  • предоставление площади жилых помещений;
  • предоставление в пользование мебели;
  • обеспечение питанием;
  • обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями);
  • уборка жилых помещений;
  • организация досуга и отдыха, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми;
  • стирка, глаженье, ремонт нательного белья, одежды, постельных принадлежностей;
  • кормление;
  • помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур;
  • предоставление транспорта для поездок;
  • обеспечение сохранности личных вещей;
  • предоставление возможности для соблюдения личной гигиены;
  • в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми;
  • в форме социального обслуживания на дому: покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи; сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка; покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); организация помощи в проведении ремонта жилых помещений; обеспечение кратковременного присмотра за детьми; уборка жилых помещений.
  • Виды услуг во всех формах социального обслуживания: предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход; отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции; помощь в приеме пищи (кормление).
  • проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;
  • оказание помощи в трудоустройстве;
  • организация помощи в получении образования и (или) квалификации, в том числе инвалидами (детьми-инвалида-ми) в соответствии с их способностями;
  • консультирование по вопросам самообеспечения;
  • создание условий для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка.
Вам может понравиться =>  Что Делать Если Приставы Пришли Описывать Имущество По Квартире За Неуплату Коммунальных Услуг

Гражданство в Российской Федерации: основные характеристики

Описание: Гражданин РФ – физическое лицо обладающее гражданством РФ и имеющее документ подтверждающий наличие у него российского гражданства. Иностранный гражданин в РФ – лицо не имеющее гражданства РФ но имеющее подтверждение своей принадлежности к гражданству иного государства. Лицо без гражданства апатрид человек не являющийся гражданином РФ и не имеющий доказательства наличия гражданства иностранного государства. Содержанием гражданства РФ является совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

Юридические признаки гражданства РФ: 1) правовой характер связи гражданина и РФ (такой характер связи гражданина и РФ заключается в том, что все отношения между ними должны быть юридически оформлены, а не просто фактически признаны); 2) устойчивость этой связи (данный признак заключается в постоянном характере взаимных прав и обязанностей гражданина и РФ, т. е. гражданство РФ сохраняется за лицом независимо ни от каких обстоятельств с момента приобретения гражданства и до его прекращения).

Принципы гражданства РФ: 1) единство и рав-ность гражданства РФ независимо от оснований его приобретения; 2) недопустимость лишения гражданства РФ тех лиц, которые имеют гражданство на законных основаниях, но постоянно проживают за пределами РФ; 3) право каждого гражданина РФ на свободный выбор гражданства, никто не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его; 4) недопустимость высылки гражданина РФ за пределы российского государства или передачи его иностранному государству; 5) государственное поощрение приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; 6) допустимость одновременного наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ; 7) недопустимость ограничения гражданских прав и свобод гражданина РФ при наличии у него двойного гражданства, а также невозможность освобождения этого лица от исполнения гражданских обязанностей, в том числе обязанности по защите Отечества; 8) принцип равенства прав и свобод граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан за исключением специальных прав, свобод и обязанностей, вытекающих из института гражданства РФ.

Третье поколение — права коллективные или солидарные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле­жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (к ним, например, относятся права на мир, благопри­ятную окружающую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.). Данные права ста­ли возникать после Второй мировой войны на фоне освобожде­ния многих стран от колониальной зависимости, углубления эко­логических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязатель­ных норм.

6) в зависимости от роли государства в их осуществле­нии — на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

Права гражданина — это охраняемая законом мера юри­дически возможного поведения, направленная на удовлетворе­ние интересов не всякого человека, а лишь того, который нахо­дится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступа­ют как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их го­сударственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Первое включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т. е. выра­жающих независимость личности от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, свободу и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное пра­во, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т. д.);

4) в зависимости от степени распространения — на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от со­циального, служебного положения, пола, возраста лица, а так­
же других факторов, например, права потребителей, служа­щих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразде­ляются на нормы законов (основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов (указов президента, постановлений правительства и т.д.)

Абсолютно определенные нормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответствен­ности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнениепредписания данного вида нормы не допускается.

Общие нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Так, уже римский юрист Модестин отмечал: «Дей­ствие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать». Цицерон, соответственно, говорил о таких формах действия права, как веление и запрет, а юрист Квинтилиан — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.

Процессуальные нормы права в отличие от материальных не регулиру­ют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных от­ношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нор­мами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отрас­лях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессу­альное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

Служебные и специализированные жилые помещения и их характеристика

Служебные помещения предоставляются на срок осуществления трудовых отношений. В случае их прекращения наниматель подлежит выселению. Особенности режима отдельных видов служебных жилых помещений предусмотрен специальными нормативными правовыми актами. В соответствии с п. 1,2 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года №897 под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, военнослужащих и лиц гражданского персонала внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые в связи с характером исполнения ими служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него (п. 1).

Жилые помещения специализированного жилищного фонда принадлежат государству или муниципальным образованиям (государственный и муниципальный жилищный фонд). Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей. Согласно ст. 34 Федерального закона от 8 мая 1994 года №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, не имеющим в городе Москве жилой площади, предоставляется на период осуществления ими своих полномочий одно из следующих жилых помещений:

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны освободить занимаемое ими жилое помещение не позднее одного месяца со дня прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Не освобождение занимаемого жилого помещения влечет за собой выселение в административном порядке.

Обязанность предоставления служебного помещения, особенности их предоставления и освобождения предусматриваются федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Так, ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Представляется, что граждане, не переоформившие право пожизненного наследуемого владения на иное право (право собственности), могут в силу ст. 266 ГК РФ владеть и пользоваться земельным участком на законных условиях пользования этим участком и возводить на нем здания, сооружения, создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Граждане — члены некоммерческих объединений имеют право: самостоятельно хозяйствовать на своем земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием; осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений — на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений — на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном земельном участке; распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) земельного участка означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер. К индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.

Все конституционные (основные) права и свободы граждан России являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). В России не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина: они могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Содержание земельных прав предопределяется целевым назначением используемого земельного участка, правовым режимом объекта использования, публично-правовыми ограничениями, установленными нормами земельного права. Так земельные права городского жителя отличаются от земельных прав сельского жителя. Земельные права фермера отличаются от земельных прав работника сельскохозяйственной организации, садовода, дачника и т.д. Существенными особенностями земельных прав граждан России являются публичность норм, закрепленных в Земельном кодексе РФ 16 Для земельного права как классической отрасли публичного права характерны субординация (а не координация), императивный (а не диспозитивный) метод правового регулирования, преобладание предписаний, а не дозволений. В земельно-правовом регулировании преобладают ограничения, нормирование, охрана земли, ее рациональное использование. Эти обстоятельства вызваны, как уже отмечалось, особенной (планетарной) ролью земли. Как указано в ч. 2 и 3 ст. 36 Конституции РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. , двухуровневое регулирование этих прав (на уровне Российской Федерации в целом и субъектов Российской Федерации), тесная связь земельных прав с имущественными правами.

Вам может понравиться =>  График Выплаты Доплат По Пересчету Пенсий По Прожиточному Минимуму 2022 В Спб Через Сбербанк

Общая характеристика пенсионной системы России

4. Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который обычно именуется фондом обязательного пенсионного страхования (в России — это Пенсионный фонд РФ). Его средства не должны сливаться с государственным бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем государства.

6. Уровень страхового пенсионного обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения конкретного наёмного работника и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.

Важнейший принцип пенсионного фонда — солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние — возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

«Возвышенная», т. е. прежде всего более высокая по своему уровню система пенсионного обеспечения для указанных категорий граждан, условия службы которых специфичны и опасны, и их семей, типична для большинства стран. Особые пенсии для таких граждан были и в СССР. Общие тенденции развития двух российских пенсионных подсистем в последние годы (начиная с 1993 г.) очевидны: они характеризуются, с одной стороны, резким, постоянно нарастающим снижением относительного и абсолютного уровня пенсионного обеспечения практически всех, без какого-либо исключения, пенсионеров, получающих пенсию в соответствии с Законом 1990 г., а с другой — введением значительно более высоких пенсий для сотрудников властных, силовых структур как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти тенденции явно противоречат тем целям, которые определены в Законе 1990 г., — формированию единой системы государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышению его, дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения с учётом труда и его результатов.

Обычно страховые взносы уплачиваются примерно в равных долях (в процентах к заработку) или в несколько большем объёме работодателем. Однако надо иметь в виду, что, в конечном счете, страхование осуществляется за счёт самих работников, поскольку доходы работодателя образуются в основном в результате труда застрахованных. В связи с этим распределение платежей между работниками и работодателями не имеет существенного значения.

Характеристика прав человека и прав гражданина

Истоки прав человека можно отыскать на самых ранних этапах го­сударственной организации человечества, так как определенный набор субъективных прав в той или иной мере был характерен для всех типов права. Уже в социально-политической мысли древности уделялось зна­чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Права человека — это охраняемая законом мера возможного пове­дения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права че­ловека — универсальная категория, представляющая собой вытекаю­щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар­ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод­ного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражаю­щее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Однако и в рабовладельческом, и в феодальном обществах права человека так и не вышли «из подполья», не стали реальной социальной ценностью, ибо не было еще благодатной социально-экономической и политико-правовой почвы для них. И только в эпоху буржуазных революций данная идея заявила о себе. Со временем она закрепилась в следующих документах: Декларации независимости США (1776); Декларации прав человека и гражданина Франции (1789); Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международном пакте о гражданских и политичес­ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966) и т.д.

Права человека и права гражданина можно объединить понятием «субъективные права». Как отмечает Н.И. Матузов, «естественные права человека реали­зуются через всю совокупность конкретных субъективных прав во всех отраслях объективного права», и к тому же в наше время «права чело­века давно признаны всеми развитыми демократическими государст­вами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, нахо­дятся под юрисдикцией ее законов и международного права».

— первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII—XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных, т.е. выражающих независи­мость личности в определенных действиях от власти государства, обо­значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы­ражения индивида (к ним, например, относятся право на жизнь, сво­боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

Отдельных категорий граждан

Один из родителей или супруг либо дедушка или бабушка, брат или сестра погибшего (умершего) кормильца независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями или сестрами погибшего (умершего) кормильца, не достигшими возраста 14 лет и имеющими право на указанную пенсию по случаю потери кормильца, и не работает;

в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы.

Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 данного Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Рассматриваем условия назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца, в случаях, когда кормильцами являлись представители «силовых» структур (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники противопожарной службы, сотрудники органов уголовно-исполнительной системы), ветераны, а также лица, пострадавшие при радиационных и техногенных катастрофах. Вопросы назначения и выплаты пенсий по случаю потери кормильца для данных категорий граждан регулируются Федеральными Законами: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[7]

Дети погибшего (умершего) кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а если они обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, то до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;

Граждане (физические лица) и их гражданско-правовая ответственность

Актуальность темы: институт отраслевой (гражданской) правосубъектности является одним из основных институтов гражданского права, его важность и значение определяются уже тем, что глава 3 Гражданского кодекса РФ «Граждане (физические лица)» начинается именно с определения правоспособности как основной составляющей правосубъектности.

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА) И ИХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
1.1 Категории «человек», «личность» и гражданская правосубъектность
1.2 Гражданин как субъект гражданского права
1.3 Гражданская правосубъектность: сущность, значение, содержание и элементы
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)
2.1 Правоспособность и субъективные права гражданина
2.2 Содержание правоспособности граждан и его пределы
2.3 Неотчуждаемость правоспособности и невозможность ее ограничения
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЕСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАН (ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)
3.1 Юридическая природа и содержание дееспособности граждан
3.2 Разновидности дееспособности
3.3 Признание гражданина недееспособным. Ограничение дееспособности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством ее подотчетности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Для начала следует отметить, что правовое государство — это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания государственной власти путем установления правовых норм в целях недопущения злоупотреблений.

Марксистская типология государств опирается на формационный подход, в основе которого лежит учение об общественно-экономических формациях. Истории известны четыре общественно-экономические формации: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая.

В отечественной науке понятие «тип государства» длительное время понималось как исторический тип государства. При таком подходе смена одних типов государства другими рассматривалась как историческая закономерность, в силу которой социалистическое государство возникает как последний и высший тип.

5) взаимная ответственность государства и личности. В данном случае государственно-правовая доктрина, провозглашенная в Конституции Российской Федерации, опирается на теорию общественного договора, согласно которой государство и отдельно взятая личность являются равными партнерами, заключившими своеобразное соглашение о сотрудничестве.

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Adblock
detector