Процессуальные Действия На Стадии Возбуждения Уголовного Дела

Лекция 9

Важно подчеркнуть, что закон (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) говорит не о предоставлении этим субъектам права решить вопрос о возбуждении уголовного дела, а предписывает, т.е. обязывает эти органы в каждом случае обнаружения признаков преступления возбудить уголовное дело и принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию. Однако в новом УПК 2001 г. появилась новелла относительно того, что принять решение о возбуждении уголовного дела названные выше органы могут только с согласия прокурора (ч. 1 ст. 146 УПК РФ). По-видимому, это было связано с важностью акта возбуждения уголовного дела, который порождает серьезные правовые последствия для участников уголовного процесса. В настоящее время законодатель отменил необходимость получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

Возбуждение уголовного дела публичного обвинения характеризуется тем, что это, при наличии предусмотренных ст. 140 УПК РФ повода и основания, — обязанность должностных лиц правоохранительных органов. Орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь выносят соответствующее постановление в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, а от воли потерпевшего в данном случае практически ничего не зависит.

Установленный законодателем срок принятия решения – 30 суток исчисляется с момента поступления заявления или сообщения в соответствующий государственный орган и до его разрешения, то есть до принятия решения о возбуждении дела или об отказе в нем. Ни при каких условиях он не может быть продлен, данный срок является окончательным, дальнейшее проведение проверочных мероприятий в стадии возбуждения уголовного дела законодателем не допускается.

Задача стадии возбуждения уголовного дела. Задача стадии возбуждения уголовного дела состоит в своевременном начале расследования по совершенному или готовившемуся преступлению, так как запоздалое реагирование на информацию о преступлении может привести к утрате доказательств, что может серьезно затруднить расследование или даже обречь его на неудачу.

Процессуальные действия, проводимые на стадии возбуждения уголовного дела

2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Наибольшими полномочиями в этой части обладает Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. Он, в частности, принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, экс-Президента РФ и кандидата в Президенты, судей и некоторых других категорий лиц.

Важным фактором, обеспечивающим доступ заинтересованных лиц к правосудию и достижение других задач уголовного судопроизводства, является соблюдение установленных законом сроков разрешения сообщений о преступлениях. С учетом ограниченных задач, которые стоят перед стадией возбуждения уголовного дела (установление наличия оснований для возбуждения уголовного дела при отсутствии оснований для отказа в принятии такого процессуального решения), законодатель предусматривает краткий срок проведения доследственной проверки. По общему правилу решение по результатам рассмотрения сообщения о преступлении должно быть принято в течение трех суток (что при наличии повода и основания не исключает принятие решения и сразу после регистрации сообщения о преступлении). В соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ этот общий срок может быть продлен руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству следователя, дознавателя до 10 суток. Мотивы продления срока в законе не указаны и определяются исходя из конкретной ситуации. Для дальнейшего продления срока проверки сообщения о преступлении установлены не подлежащие расширительному толкованию основания — необходимость производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий. Срок проверки до 30 суток может быть продлен руководителем следственного органа по мотивированному ходатайству следователя. Решение о продлении срока проверки дознавателю принимается уже не начальником органа дознания, а прокурором.

Вам может понравиться =>  С Какого Года Фонд Капитального Ремонта

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ в ходе проверки сообщения о преступлении следователь, дознаватель вправе получать объяснения (наиболее распространенное проверочное действие), образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов. Необходимой гарантией своевременности производства проверочных действий является обязательность предъявленных следователем, дознавателем в пределах своих полномочий требований, поручений, запросов, которые, согласно ч. 4 ст. 21 УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. За умышленное неисполнение законных требований указанных должностных лиц предусмотрена административная ответственность ( ст. 17.7 КоАП РФ).

Такие сообщения не адресуются компетентным сотрудникам органов дознания или следствия. Тем не менее, они должны быть проверены на предмет наличия достоверности содержащихся в них сведений. Должностное лицо, обнаружившее признаки состава преступления, должно составить рапорт. Этот документ служит поводом для возбуждения производства. Данный вопрос регламентирован 143 статьей УПК.

Постановление о возбуждении ходатайства о заключении подозреваемого под стражу и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, дознаватель должен представить соответствующему судье для рассмотрения. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 сут. со дня заключения его под стражу, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, то в тот же срок с момента задержания.

Третье. Часть 6 ст. 148 УПК РФ гласит: «Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа».

Подозреваемый в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ приобретает право получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела. С этого момента он вправе обжаловать вынесенное постановление в суд в порядке ст. 125 УПК РФ, прокурору либо руководителю следственного органа в порядке ст. 124 УПК РФ.

Хотя перечень названных в ч. 1 ст. 140 УПК РФ поводов вполне обоснованно считается исчерпывающим, и в нем нет упоминания о поручениях правоохранительных органов других государств, поручения такого рода должны служить поводами при возбуждении уголовных дел. Такое решение диктуется предписанием, содержащимся в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в силу которого при несоответствии закона положению договора Российской Федерации применяться должно последнее.

При проверке материала о преступлении допустимо получение только тех данных, без которых нельзя установить наличие (отсутствие) основания к возбуждению уголовного дела. Соответственно могут добываться лишь сведения, которые уточняют, конкретизируют и подтверждают главным образом сам факт преступления. Методы получения дополнительных данных разнообразны и зависят от характера соединенного объема представленных заявителем материалов и других обстоятельств. Возможны истребование дополнительных документов, изучение их на месте, беседы с теми или иными лицами, располагающими информацией о содеянном, получение от них объяснений, консультации специалистов и т. д.

3. Ограниченный круг следственных действий возможных до возбуждения уголовного дела по признакам преступлений экономической направленности. Набор следственных действий, предусмотренных частью 1 ст. 144 УПК РФ, может быть достаточен для установления признаков общеуголовных преступлений, но не для преступлений экономической направленности. В связи с этим начала складываться практика расширительного толкования данной нормы относительно истребования (изъятия) предметов и документов при проведении доследственной проверки по признакам преступлений экономической направленности.

Вам может понравиться =>  Составление Акта Опроса

Доказательственная база по большинству преступлений экономической направленности формируется в процессе их выявления оперативными сотрудниками, а также на этапе проверки сообщения о преступлении. В ходе проверки сообщения происходит первичное установление и закрепление признаков преступления экономической направленности. От качества проведенной проверки во многом зависит успех дальнейшего расследования преступления экономической направленности. Существенно влияет на качество расследования преступлений экономической направленности несовершенство уголовно-процессуального закона, применительно к вопросам доследственной проверки и возбуждения уголовных дел данной категории. Ошибки, допущенные на этой стадии уголовного процесса, нередко влекут утрату доказательств, имеющих значение для предъявления обвинения.

По УПК РСФСР 1922 и 1923 гг. стадия возбуждения уголовного дела не имела выраженного самостоятельного характера. Это объясняется с точки зрения уголовно-процессуального законодательства тем, что выполнение следственных действий может проводиться лишь после получения достоверной информации о совершении определенного преступления, например, эта информация может поступать из заявления потерпевшего или сообщения иного заинтересованного лица[3].

Итак, в дореволюционный период становления уголовного судопроизводства, она не носила самостоятельный характер, ввиду состязательного характера, только в советский период развития уголовного судопроизводства она появилась в качестве самостоятельной стадии уголовного процесса.

Задачи на стадии возбуждения уголовного дела

В процессе стадии возбуждения дела проводятся неотложные действия. После получения информации о преступлении в обязательном порядке проверяется источник такой информации. Он должен быть надежным и иметь возможность проверки (именно поэтому нет смысла писать анонимные письма — на них все равно никто не среагирует). Идеальный вариант — заявление с указанием всех контактных данных (или телефонный звонок также с оставлением своих данных, правдивость которых можно легко проверить). На данном этапе возникает еще одна сложность — нужно чтобы не только имело место конкретное действие, но чтобы оно содержало в себе признаки состава преступления. Это субъект и объект преступления, то есть тот, кто совершил деяние и тот, в отношении кого оно совершено, а также субъективная и объективная стороны, то есть отношение совершившего преступление к своему действию и нанесенный им моральный или физический ущерб. Если действие имеет место, но оно не содержит в себе признаков состава преступления, то дело также не возбуждается. Однако на данном этапе вовсе не требуется обязательное обнаружение всех признаков уголовно наказуемого деяния или доказательства чьей-то вины. Это прерогатива предварительного следствия. Для стадии возбуждения уголовного дела нужно увидеть и понять, что некое совершенное деяние несет в себе опасность для других. Методов проверки достаточно много — получение объяснений, истребование необходимых документов. По окончании проверки прокурор, следователь или дознаватель уведомляют об этом заявителя в письменной форме, где сообщают либо о возбуждении дела, либо в отказе от этого, поясняя причины.

Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.

Производство процессуальных действии на стадии возбуждения уголовного дела Текст научной статьи по специальности; Право

Уголовно-процессуальный закон предусматривает возможность до возбуждения уголовного дела истребовать документы и предметы (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Рассматривая данное процессуальное действие, нужно отметить, что законодатель имеет в виду истребование как средство и способ предварительной проверки в отличие от истребования как способа получения доказательств (ст. 86 УПК РФ). Решение об истребовании необходимых материалов, как и решение о получении объяснений, на наш взгляд, обладает признаком универсальности в силу отсутствия законодательного регулирования процедуры их производства. Но это совсем не означает, что решение вопроса о возбуждении уголовного дела осуществляется на основании внепроцессуальных материалов, лишенных доказательственной силы.

Вам может понравиться =>  Уволенная Работница Унала О Беременности

Искажение правоприменителем под воздействием различных мотивов требований правовых предписаний ст. 144 и ч. 2 ст. 176 УПК РФ приводит к тому, что под видом осмотра места происшествия проводятся иные следственные действия, например обыск, выемка. Нельзя сказать, что такие явления остаются незамеченными в науке уголовного процесса. Так, В.В. Григорьев отмечал: «Пользуясь тем, что осмотр места происшествия допущен до возбуждения уголовного дела, работники органов внутренних дел порой под его видом проводят форменный обыск» [2].

Как отмечает Гаврилов Б.Я., наиболее ярко негативные последствия данной стадии проявились в то время, когда уголовные дела возбуждались с согласия прокурора. Действительно, как свидетельствуют практические работники органов предварительного расследования, в то время это значительно затрудняло работу.

На протяжении многих лет в кругу отечественных процессуалистов и практиков обсуждается вопрос об упразднении такого института уголовного судопроизводства, как стадия возбуждения уголовного дела. Принятие такого решения обусловлено трудностями, возникающими на практике при расследовании уголовных дел.

Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.

Сообщения о преступлениях, которые поступают в правоохранительные органы из других источников (без личного присутствия заявителя, по телефону, при самостоятельном выявлении преступления сотрудниками, например при проведении мероприятий по анонимному заявлению, когда изложенные в нем факты подтвердились, и т. д.), оформляются рапортом сотрудника правоохранительного органа.

  1. Письменно (приоритетно). Заявитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий личность. В тексте заявления приводятся полные персональные данные. Бумага подписывается гражданином.
  2. Устно. УПК допускает подачу устного заявления о происшествии, имеющем признаки преступного деяния. Данные вносятся в протокол. Отвечает за такую работу сотрудник дежурной части. При этом заявитель также должен представиться и показать документ.
  3. Во время судебного разбирательства. Сообщение также вносится в соответствующий протокол. При этом дополнительной авторизации заявителя не требуется, так как все участники судебного заседания предоставляют документы.

Описывая процессуальный порядок возбуждения отдельного уголовного дела, по факту фальсификации регистрационных документов финансового учреждения, законодатель указал конкретные источники информирования, отличающиеся от основных. Так, стартом для возбуждения производства по статье 172.1 УК РФ может стать документ:

    1. по общему правилу, производство следственных и вообще всех процессуальных действий возможно только после возбуждения уголовного дела;
    2. лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, приобретает статус подозреваемого, который может обжаловать данное решение в суд, обладающий правомочием его отмены;
    3. отказ в возбуждении уголовного дела может нарушить законные интересы потерпевшего, поэтому последний имеет право добиваться отмены этого решения также через суд (ч. 1 ст. 125 УПК РФ);
    4. акт возбуждения уголовного дела представляет собой точку отсчета при исчислении срока предварительного расследования (ст.ст. 162, 223 УПК РФ). Установленные законом сроки расследования и порядок их продления являются важной гарантией прав участников процесса, заинтересованных в быстроте расследования.
    • инициатор сооб­щения о преступлении (т. е. лицо, официально заявившее о преступлении — заявитель, по делам частного и частно-публичного обвинения);
    • дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, обязанные принять, проверить сообщение о лю­бом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК).
Adblock
detector