Судебная Практика По Изъятию Земель Сельскохозяйственного Назначения Для Гос Нужд И В Связи С Использованием Недр

Размер выкупной цены земельных участков определен министерством на основании отчета об оценке от 16.10.2015 N 302.1/15-0, подготовленного независимым оценщиком (обществом). В соответствии с данным отчетом денежная сумма, подлежащая уплате университету, составляет 6 548 510 рублей (т. 1, л.д. 54-274). Отчет об оценке от 16.10.2015 N 302.1/15-0 прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» (положительное заключение от 30.10.2015 N 053/2015/6/КРАСНОДАР; т. 3, л.д. 117-141).

В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

Установлено, что в связи с необходимостью строительства объездной автомобильной дороги администрацией области принято постановление об изъятии для государственных нужд области части земельного участка из состава принадлежащего З. и М. земельного участка сельскохозяйственного назначения. При этом участок собственниками фактически не использовался, в аренду не передавался, производство сельскохозяйственной продукции не осуществлялось.

Администрацией муниципального образования были представлены доказательства того, что письменное уведомление о принятии решения об изъятии земельного участка направлялось К. по месту его жительства, однако за получением письма К. не явился, и оно было возвращено адресату отделением связи по истечении срока хранения.

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от по делу N 306-ЭС16-9944, А55-5004/2014

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые акты подлежат отмене в части определения размера возмещения собственнику изымаемых объектов недвижимости по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 281 ГК РФ, в редакции действующей с 01.04.2015, за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

Вам может понравиться =>  Транспортный Налог 2022 Калькулятор Воронеж

Однако истец и ответчик ходатайствовали о дополнительной экспертизе. Но суд счел требование сторон и их несогласие с заключением эксперта необоснованным. Таким образом, судья согласился с рыночной стоимостью участка в 11,1 млн. рублей и частично удовлетворил исковое требование о возмещении. Так как истец предъявлял претензии к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области и к Правительству Москвы, суд счел, что надлежащим ответчиком является Министерство. В связи с чем сделан такой вывод? Дело в том, что фактическое изъятие земли произошло по заказу указанного ведомства.

Компания является владельцем земельного участка и получает от него прибыль. Местные органы власти принимают решение строить автодорогу общего пользования. Согласно проекту, трасса пролегает через участок собственника. Проблема возникает буквально на пустом месте: ведомство своевременно не организовало принудительный выкуп. Работы фактически были организованы без выплаты возмещения. В итоге компания осталась без компенсации и возможности использования земельного участка с получением последующего дохода. Владелец земли обращается в судебный орган, предварительно рассчитав размер компенсации и обозначив ответчиками две государственные организации. Однако для подтверждения суммы возмещения суд назначает дополнительную экспертизу.

Если вашу недвижимость изъяли для государственных нужд

Правообладатель считается уведомленным о принятом решении со дня, когда он получил его копию. Причем он считается извещенным, даже если фактически не получил письмо с решением, но оно было доставлено по надлежащему адресу – по месту жительства, если собственник изымаемого участка является физлицом, или по месту нахождения собственника-юрлица. Следует учесть, что уполномоченный орган может уведомить правообладателя не только заказным письмом, но и по электронной почте.

Следовательно, при изъятии у физического лица недвижимого имущества ему предоставляется имущественный налоговый вычет в размере стоимости такого имущества. Данный вывод также следует из Письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2022 г. № 03-04-05/62394 «О предоставлении имущественного налогового вычета при изъятии у физического лица недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд». Но нужно помнить, что имущественный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Следует отметить, что органы власти не станут незамедлительно отбирать земли у граждан. Сначала будут предприняты меры по оповещению хозяина и предложено пройти регистрацию в новом формате. Если этого не произойдет, участок будет признан бесхозным. Основанием для этого является судебное решение, если владелец земли не явился на заседание или добровольно отказался от прав на нее. Тогда этот участок будет передан муниципалитету для дальнейшего распоряжения им по своему усмотрению.

Отметим, что ранее по поводу процедуры изъятия участков в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм. Федеральным законом № 499-ФЗ внесены поправки, вступившие в силу с 1 апреля 2015 года, которыми в кодексе выделена целая глава (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ), посвященная урегулированию вопросов изъятия земли у собственников.

Компенсация убытков при временном занятии земельных участков

Однако судебной практике известны случаи, когда отношения сторон по временному занятию земельного участка и признание и выплата компенсации убытков за временное занятие земельных участков никак не подтверждены документально. Например, можно обратить внимание на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 г. № 18АП-8427/2012 по делу № А07-22457/2011, в котором как факт не оспаривается сама компенсация убытков как налоговым органом, так и судом при рассмотрении дела по существу, несмотря на то, что отношения по временному занятию земельного участка никак не подтверждены документально, компенсация убытков получалась собственником без проведения соответствующего анализа оснований ее получения.

Вам может понравиться =>  Учет Ндс В Бюджетном Учреждении В 2022 Году

Вначале раскроем вкратце само понятие «компенсация убытков».
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип восстановления нарушенных прав посредством их защиты. Так, статья 12 Гражданского кодекса РФ среди способов такой защиты называет возмещение убытков, являющееся не только общим, но и основным видом ответственности в коммерческом обороте: должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные любым неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (если законом или договором не предусмотрено иное).
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Земельного кодекса РФ убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Прекращение права пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования не является помехой для проведения изъятия. Это утверждение действительно и для участков сельхозназначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и для которых прекращается договор аренды или право безвозмездного пользования. В обоих случаях изъятие может проводиться независимо от формы собственности на землю (ч. 5 ст.56.3 ЗК РФ).

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Анализ решений уполномоченных органов власти различных регионов об изъятии земельных участков и расположенных на них недвижимых объектов, а также содержания заявлений в учреждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество (ФРС) о совершении регистрационных действий, свидетельствует о неправильных действиях как со стороны заявителя, так и учреждения ФРС, что в последующем ведет к возникновению судебных разбирательств.

Земельный кодекс РФ расширяет круг лиц, которые должны быть уведомлены об изъятии. Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ не только собственники, но и землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков должны быть уведомлены об изъятии земли, в том числе путем выкупа, исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии, не позднее чем за один год до предстоящего изъятия. Но законодатель не определяет порядок уведомления в случае смены правообладателя, например, в связи с наследованием, реорганизацией юридического лица либо в случае изъятия земельного участка, обремененного рентой, когда затрагиваются права и интересы третьих лиц.

Когда возможно изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом. В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности. В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.
Вам может понравиться =>  Срок исковой давности по уплате налогов

14. Судебные споры о признании права собственности на земельную долю в порядке наследования когда не было получено свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»

Готовя исковые материалы или защищая интересы ответчика по указанной категории необходимо учитывать ст.ст. 13, 14 Федерального закона № 101-ФЗ, в том числе с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлений № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 2, 3 и 4 статьи 13 и абзаца второго пункта 1.1 статьи 14 Закона в связи с жалобой гражданки П.» от 30 января 2009 года» и в качестве значимых обстоятельств продумывать вопросы соблюдения установленной законом процедуры выдела земельного участка, а именно:

  • проведения общего собрания участников общей долевой собственности,
  • принятия мер к созыву данного собрания, нахождения выделяемого участка в границах части земельного участка, предназначенного для выделения в первоочередном порядке, которая утверждена решением общего собрания,
  • опубликованию объявлений о выделе в СМИ, в случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы участка, предназначенного для выделения в первоочередном порядке наличие поступивших возражений на объявление о выделе.

3. Документы, необходимые для разрешения спора, связанного с выделом земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель с/х назначения:

  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности,
  • решения общих собраний относительно местоположения части земельного участка, предназначенного для первоочередного выдела;
  • объявления в СМИ о намерении выделить в собственность земельный участок,
  • отчеты землеустроительных предприятий (кадастровых инженеров) по определению размера земельного участка, выделяемого из земель с/х в счет земельных долей,
  • схемы расположения земельного участка на КПТ,
  • копии кадастровых паспортов земельных участков,
  • проекты территориального землеустройства по формированию вновь образуемого участка,
  • отчеты по определению размера земельного участка, кадастровые паспорта.

4. Судебные споры о признании недействительными решений общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель с/х назначения.

Практика принудительного изъятия земельного участка в судебном порядке

Такая ситуация возможна в том случае, если решение администрации о принудительном изъятии собственности отсутствует или составлено с ошибками, является неполным. Кроме этого, допускается требовать компенсацию в случае нарушения процедуры изъятия земельного участка у собственника.

Прежде чем начать процесс определения стоимости возмещения за изъятый участок в пользу муниципалитета, необходимо определить вид разрешенного землепользования до момента начала процедуры изъятия земли. Стоимость земель различного целевого назначения разная, поэтому определяется размер компенсации или размер выкупа в каждом случае индивидуально.

Закон об изъятии земельных участков в 2022 году для государственных муниципальных нужд; разъяснения

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к дежурному юристу нашего сайта. Связаться с ним можно кликнув в правом нижнем углу экрана.

Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.

Adblock
detector