Страховая Пенсия По Старости Для Чернобыльцев 1986 Г.

Статья 28

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет).

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Пенсионное обеспечение чернобыльцев

  • I/II полугодие 2019 года – II полугодие 2019/I полугодие 2020 года, возраст 60,5/55,5 лет;
  • I/II полугодие 2020 года – I/II полугодие 2021 и 2022 годов, возраст 61,5/56,5 лет;
  • 2021 год – 2024 год, возраст 63/58 лет;
  • 2022 год – 2026 год, возраст 64/59 лет;
  • 2023 год – 2028 год, возраст 65/60 лет.
  • специалисты, принимавшие непосредственное участие в ликвидации последствий ЧП на станции и в прилегающей местности в период с 1986 по 1990 годы;
  • нетрудоспособные родственники погибших, умерших ликвидаторов катастрофы;
  • люди, получившие инвалидную группу (I-III) вследствие ЧП на ЧАЭС;
  • люди, получившие (или перенесшие) лучевую болезнь из-за случившейся катастрофы на ЧАЭС;
  • работающие в официально установленной зоне отчуждения;
  • лица, принудительно эвакуированные из пострадавших от аварии на атомной электростанции районов, включая граждан, которые находились в состоянии внутриутробного развития (т.е. еще не рожденные, но уже зачатые);
  • лица, работающие и (или) проживающие в районах с правом на отселение или в районах, в отношении которых введен льготный экономический статус;
  • люди, которые добровольно покинули зону проживания, в адрес которой установлено право на отселение.

Пенсия по Чернобылю выплачивается как в виде основного пенсионного содержания, так и дополнительного. Второй пенсией может быть назначена страховая по старости, за выслугу лет или выработку стажа. Ее выплачивают по достижении общеустановленного пенсвозраста и иных обстоятельств, дающих право назначения пенсии.

Рассматривать вопросы размера пенсионного обеспечения корректно только в части назначения государственной пенсии. Страховое пенсионное содержание определяется количеством заработанных баллов, то есть зарплатой и стажем. Государством гарантируется только размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – в 2019 году ФВ составляет 5 334,19 руб. Остальное – то, что успел заработать сам чернобылец.

Вам может понравиться =>  Сколько Лет До Ветерана Труда Женщине На 2022 Год Угольная Промышленность

К юристу за помощью и консультацией обратился Олег К. Мужчина сообщил, что он был принудительно эвакуирован из зоны заражения, после чего переехал в Норильск, где жил и работал 23 года. При оформлении пенсии по старости он выбрал государственную пенсию, после чего покинул регион работы и проживания. Но по приезду в Москву на родину супруги с мужчины сняли «северные» надбавки.
Юрист сообщил, что продолжительный срок работы и проживания в условиях КС не распространяется на госпенсию на основании событий в Чернобыле. Однако Олег может оформить страховую пенсию, на которую распространятся все «северные» надбавки. В случае Олега он имеет право на получение обеих пенсий.

Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

26 апреля 2021 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Третьего февраля Конституционный Суд опубликовал определение, в котором разобрался в вопросе соответствия Конституции пп.1 п.3 ст.3 ФЗ «О государственному пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п.2 ч.1 ст.29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

В 2018 году Алексей Львович обратился в Пенсионный Фонд, полагая, что, согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 2 его статьи 15 военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, он имеет полное право на получение двух пенсий: пенсии по инвалидности и страховой пенсии.

Для чернобыльцев предусмотрено право досрочного выхода на страховую пенсию по старости в соответствии с законом №400-ФЗ о страховых пенсиях от 28.12.2013 г (ст. 28.1 закона №1244-1). В этом случае пенсия будет выплачиваться за счет средств ПФР. Однако необходимо выполнение следующих условий:

Это были как непосредственно ликвидаторы аварии, так и обычные граждане, которые проживали вблизи от неисправной АЭС. Впоследствии за этими гражданами (а также за пострадавшими в других радиационных катастрофах) закрепилось традиционное наименование «чернобыльцы», которым государство предоставляет определенные пенсионные льготы.

  1. Люди, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием из-за катастрофы или с работами по ликвидации катастрофы.
  2. Люди, ставшие инвалидами из-за чернобыльской катастрофы, в том числе:
    • гражданские ликвидаторы, а также лица, работающие на АЭС;
    • военнослужащие, призванные из воинского резерва, сотрудники МВД и противопожарной службы, производящие ликвидацию катастрофы;
    • эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения (в том числе выехавшие добровольно);
    • доноры костного мозга для пострадавших от катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации и времени развития у них в связи с этим инвалидности.
  3. Военные и гражданские специалисты, участвующие в ликвидации катастрофы, медицинские работники, получившие сверхнормативное облучение при оказании медпомощи пострадавшим гражданам, являющимся источником ионизирующих излучений.
  4. Взрослые и дети (в том числе находящиеся в состоянии внутриутробного развития), эвакуированные (выехавшие добровольно) из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения.
  5. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
  6. Граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания со льготным социально-экономическим статусом.
  7. Военнослужащие, сотрудники ОВД и противопожарной службы, проходящие службу в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания со льготным социально-экономическим статусом.
  • Быть задействованным в ликвидации аварии или других работах в зоне отчуждения. При этом продолжительность работы в зоне отчуждения роли не играет.
  • Возраст 50 лет для мужчин и 45 — для женщин при нахождении в зоне отчуждения в период 1986-1987 годы.
  • Возраст 55 лет для мужчин и 50 — для женщин при нахождении в зоне отчуждения в период 1988-1990 годы.
  • Страховой стаж не менее 15 лет, а индивидуальные пенсионные коэффициенты (ИПК) — не менее 30. На 2021 год действуют переходные положения, согласно которым стаж должен быть не менее 12 лет, а ИПК — не менее 21.

Указание Минсоцзащиты РФ от N 1-98-У; О порядке назначения (перерасчета) пенсий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 июня 1992 года; О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР; О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

При определении величины, на которую снижается возраст выхода на пенсию, производится взаимный зачет периодов проживания или работы в зонах с различным радиационным режимом при условии, что эти периоды дают право на снижение возраста на более льготных условиях.

III.2.4. В иных случаях исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей), не связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, военнослужащим пенсии назначаются в порядке и по нормам, установленным законодательством Российской Федерации.

При этом, если общая сумма уменьшения возраста превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к специальному трудовому стажу, предусмотренному статьями 12 и 14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», для увеличения размера пенсии в порядке, указанном в части второй статьи 16 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Вам может понравиться =>  В Какой Срок Можно Зарегистрироваться В Центре Занятости,Если Отказался От Услуг Центра Занятости И Снялся С Учета

III.2.1. Пунктом 2 статьи 29 Закона РФ от 18 июня 1992 года предусмотрено назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, государственной безопасности, гражданской обороны, военнослужащим, призванным на специальные учебные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняющим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

— граждане (указанные в пункте 4 части первой ст. 13 Закона), принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин — не менее 25 лет, у женщин — не менее 20 лет.

— граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития,

Напомним, что в состав набора социальных услуг входит обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Льготник может отказаться от денег в пользу всего набора социальных услуг либо его части.

Так, пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют право на досрочную пенсию по старости, на назначение и выплату пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в том числе на получение двух пенсий отдельными категориями граждан и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).

— супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности, независимо от выплаты других видов пенсий, пособий и доходов.

Право на одновременное получение двух пенсий имеют военнослужащие и военнообязанные лица, призванные на специальные и поверочные сборы, которые были привлечены для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, при этом исполнявшие обязанности военной службы, признанные инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

К юристу за помощью и консультацией обратился Олег К. Мужчина сообщил, что он был принудительно эвакуирован из зоны заражения, после чего переехал в Норильск, где жил и работал 23 года. При оформлении пенсии по старости он выбрал государственную пенсию, после чего покинул регион работы и проживания. Но по приезду в Москву на родину супруги с мужчины сняли «северные» надбавки.
Юрист сообщил, что продолжительный срок работы и проживания в условиях КС не распространяется на госпенсию на основании событий в Чернобыле. Однако Олег может оформить страховую пенсию, на которую распространятся все «северные» надбавки. В случае Олега он имеет право на получение обеих пенсий.

  • эвакуированные или перемещенные из зоны отселения, живущие и (или) трудящиеся на территории зоны отселения – выход на заслуженный отдых на 3-7 лет ранее установленного пенсионного возраста на год выхода на пенсию;
  • живущие в районах с правом на отселение, а также добровольно покинувшие места с правом на отселение – назначение пенсионного содержания на 2-5 лет ранее установленного возраста выхода на пенсию на момент обращения за пенсией;
  • живущие на территориях с льготным экономстатусом – на 12-36 мес. ранее основного пенсионного возраста.
  • I/II полугодие 2019 года – II полугодие 2019/I полугодие 2020 года, возраст 60,5/55,5 лет;
  • I/II полугодие 2020 года – I/II полугодие 2021 и 2022 годов, возраст 61,5/56,5 лет;
  • 2021 год – 2024 год, возраст 63/58 лет;
  • 2022 год – 2026 год, возраст 64/59 лет;
  • 2023 год – 2028 год, возраст 65/60 лет.

Рассматривать вопросы размера пенсионного обеспечения корректно только в части назначения государственной пенсии. Страховое пенсионное содержание определяется количеством заработанных баллов, то есть зарплатой и стажем. Государством гарантируется только размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – в 2019 году ФВ составляет 5 334,19 руб. Остальное – то, что успел заработать сам чернобылец.

В отличие от страховой, госпенсия по старости назначается для «чернобыльцев» на льготных основаниях. Пенсия ликвидаторам ЧАЭС и некоторым иным категориям граждан, пострадавшим в той или иной степени от аварии в Чернобыле, назначается ранее установленного пенсионного возраста и даже без учета его повышения в 2019 году.

Реформа пенсионной системы не затронет рассматриваемых в статье льготников. Все имеющиеся преференции сохранятся на прежнем, дореформенном уровне. Однако не исключено, что в последующем решение об ужесточении правил назначения пенсионных денег будут изменены и для них.

Несмотря на то, что авария на ЧАЭС произошла более 30 лет назад, ущерб, нанесенный окружающей среде, будет столетиями напоминать о ней. Радиация оказывает крайне неблагоприятное воздействие на организм человека, вызывая множество заболеваний, в том числе и онкологических, и, как следствие, преждевременную смерть.

Индексация пенсионных выплат для чернобыльцев происходит на общих основаниях. Так, в 2019 году страховая пенсия увеличилась на 7,05%, что превышает прогнозируемый уровень инфляции. Это произошло в январе. Социальная пенсия подросла значительно меньше – на 2,4%. Ее базовая ставка составляет 5304,57 рубля в нынешнем году.

В связи с этим населению, оказавшемуся и проживающему на территориях, которые получили наибольший ущерб от аварии, предусмотрены различные льготы и преференции, в том числе на данных граждан распространяется право получения льготного пенсионного обеспечения.

Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.

  • возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
  • возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).

Традиционно к чернобыльцам относят граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, произошедшей в апреле 1986 года. Пострадавшими являются различные категории граждан. Это граждане, проживающие на зараженных территориях, это сотрудники ЧАЭС, участники ликвидации последствий катастрофы и т.д.

Выделение категорий чернобыльцев мы делаем на основе закона РФ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – закон 1244). В соответствии с указанным законом выделяются следующие категории (группы) граждан:

  • 1. Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания. К указанной категории относятся не только лица, страдающие такими заболеваниями в настоящее время, но также и лица, перенесшие лучевую болезнь и не имеющие этого диагноза в настоящее время.
  • 2. Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы. К указанной категории относятся :
    — граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения;
    — граждане, занятые на эксплуатации или других работах на ЧАЭС;
    — военнослужащие, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы;
    — граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения;
    — граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших от катастрофы.
  • 3. Граждане и военнослужащие, принимавшие в 1986 — 1987годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
  • 4. Граждане и военнослужащие, принимавшие в 1988 — 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
  • 5. Граждане, занятые на работах в зоне отчуждения в настоящее время.
  • 6. Граждане, эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
  • 7. Граждане, постоянно проживающие или работающие в зоне проживания с правом на отселение.
  • 8. Граждане, постоянно проживающие или работающие на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
  • 9. Граждане, постоянно проживающие или работающие в зоне отселения до их переселения в другие районы.
  • 10. Граждане, занятые на работах в зоне отселения (но не проживающие в этой зоне).
  • 11. Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Вам может понравиться =>  Судебная Практика По Аресту Автомобиля Судебными Приставами

Поэтому, прежде чем разбираться с пенсионным обеспечением чернобыльцев (в том числе,в2022 году), представляется важным определиться с категориями граждан, пострадавших от катастрофы. Это важно еще и потому, что набор государственных социальных льгот, в том числе, пенсий, устанавливается каждой категории граждан. То есть для категорий предусмотрены различные варианты пенсионного обеспечения.

Мы в заявлениях, жалобах и исках ссылались на п. 4 Постановления КС от 7 февраля 2012 г. № 1-П, где указано: «Лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне отчуждения и признанные инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации в связи с чернобыльской катастрофой, наряду с военнослужащими и военнообязанными, призванными на специальные сборы и привлеченными к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, а также с иными гражданами, здоровью которых был причинен вред радиационным воздействием, относятся к единой категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и в соответствии с действующим правовым регулированием на равных основаниях с военнослужащими имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, а также на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы».

Однако сотрудники ПФР посчитали, что для получения права на две пенсии должна быть единственная формулировка, что Алексей Подвязников получил инвалидность вследствие военной травмы при ликвидации аварии на ЧАЭС (такой в постановлении нет) или просто вследствие военной травмы (замечу: несмотря на то что эта формулировка есть в постановлении, она не дает чернобыльцам специальных преимуществ, а лишь приравнивает инвалидов к ветеранам военной службы, имеющим право получать пенсию как ветераны военной службы и дополнительную гражданскую пенсию по истечении 25 лет рабочего стажа. Такое право имеют любые военнослужащие – независимо от того, были они на ликвидации радиационных аварий или нет). Использовать названные формулировки в качестве причины инвалидности мой доверитель не мог.

Теперь чернобыльцы, призванные на военные сборы, получили право исправить формулировку инвалидности и оформить вторую пенсию со ссылкой на упомянутое определение КС. Самое главное, что конкретная формулировка из перечня, установленного правительством, указана в акте Конституционного Суда, что вносит определенность в правовое регулирование данного вопроса.

Однако ни в Постановлении № 95 в редакции Постановления № 772, ни в письме Министерства труда и социальной защиты РФ и ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2016 г. № 31656/2016 не разъяснено, в чем разница в их применении для назначения второй пенсии по инвалидности дополнительно к пенсии по старости.

Обратите внимание, что здесь тоже не определены формулировки, которые требуются для установления инвалидности и, как следствие, – для получения двух пенсий, однако указана категория «военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы», – то есть та, к которой относится Алексей Подвязников.

Я военный пенсионер был ликвидатором на ЧАЭС в 1986 году имею-ли я право на вторую пенсию по возрасту

Я ликвидатор катастрофы на ЧАЭС в 1986 году получаю пенсию МО имею-ли я право на получение пенсии по возрасту так-как по закону я имею право уходить на пенсию на 10 лет ранше. В пенсионом фонде мне обяснили, что так-как я получаю пенсию МО мне положено только пенсию при достиении 60 лет.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

По общему правилу ст. 28.1 закона № 1244-1, пострадавшие от радиационной катастрофы женщины не могут выйти на пенсию по старости ранее 45 лет, а мужчины – ранее 50 лет. Этот минимальный возраст не был повышен в ходе пенсионной реформы, начавшейся в 2019 году. Самая низкая возрастная планка для выхода на пенсию по старости установлена для узкой категории чернобыльцев – ликвидаторов последствий радиационной катастрофы, работавших в опасных условиях в первые два года после аварии, в 1986-1987 гг., а также эвакуированных граждан (ст.30, 32 закона № 1244-1). Для них возраст выхода на пенсию снижен на 10 лет. Для остальных чернобыльцев, в том числе, для лиц с инвалидностью, пенсионный возраст снижен не так значительно – в основном, на 3-7 лет.

Ни один закон не содержит термина «чернобыльцы». Однако, что он означает в обычной жизни понятно каждому – это граждане, пострадавшие от взрыва ядерного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В нашей стране назначается государственная пенсия чернобыльцам. Россия признает ответственность за техногенную катастрофу, которая лишила жизни и здоровья тысячи людей. Чернобыльцы получают пенсию в повышенном размере и на особых условиях, о чем и расскажет наша статья.

Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, назначается государственная пенсия в соответствии с законом № 166-ФЗ (4-я статья). Они вправе получать страховую пенсию по старости, когда возникнет право на нее (будет выработан минимально необходимый стаж, достигнут пенсионный возраст, и т.д.). То есть, имея право на две пенсии, чернобыльцы могут выбрать, какая из них им выгоднее. Для назначения государственной пенсии по старости пострадавшим гражданам достаточно иметь пятилетний стаж.

В определенных случаях разрешается получать не одну, а две пенсии – по инвалидности и по старости. Такое право дано военнослужащим (военнообязанным), которые стали инвалидами, исполняя служебные обязанности на территории ЧАЭС. При подобных обстоятельствах заболевания, полученные в Чернобыле, приравниваются к военной травме (п. 2 ст. 29 закона № 1244-1). При этом необходимо иметь достаточный страховой стаж и число пенсионных коэффициентов не менее 30.

Размеры государственных пенсий по старости чернобыльцам установлены ст. 17 закона о государственном пенсионном обеспечении № 166-ФЗ. Их суммы разнятся в зависимости от урона, который авария нанесла здоровью человека и его вклада в устранение негативных последствий аварии:

Пенсия для чернобыльцев

Выплата начинается с момента обращения и прекращается в связи со смертью гражданина или в случае начала трудовой деятельности. Деньги переводятся через почту России, банк или курьерскую службу. До достижения получателем 14 лет выплата передается его законному его представителю, после указанного возраста – непосредственно ребенку.

  • работа по трудовому договору;
  • получение дохода в России при переводе страховых взносов;
  • армейская служба;
  • периоды отчисления выплат по безработице;
  • рождение детей и присмотр за ними до полутора лет;
  • больничные и периоды выплат по временной нетрудоспособности;
  • проведения общественных работ при получении оплаты за них;
  • переезд для поиска места трудоустройства при направлении от центра занятости населения;
  • пребывание в тюрьме и под стражей;
  • присмотр за человеком с инвалидностью 1 группы, ребенком-инвалидом, гражданами старше 80;
  • нахождение в месте, где нет работы, жены военного, сотрудника посольства или консульства не больше 5 лет;
  • время действия договора с органами внутренних дел, заключенного в целях содействия в осуществлении оперативной и розыскной деятельности.
  • заявление;
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • трудовые договоры и книжку;
  • подтверждение наличия иждивенцев – заключение медико-социальной экспертизы для инвалидов, свидетельство о браке, если иждивенец – супруг, свидетельство о рождении для детей;
  • справки о зарплате до 2002 года, если в это время велась трудовая деятельность;
  • подтверждение принадлежности к льготной категории;
  • заключение медико-социальной экспертизы.

Пенсия для чернобыльцев назначается гражданам, только если они имеют страховой стаж не меньше 15 лет и накопили более 30 пенсионных баллов. Эти значения установятся на момент окончания пенсионной реформы. Сейчас действует переходный период по следующему графику:

Вследствие катастрофы, которая произошла на Чернобыльской атомной электростанции, был нанесен вред жизни и здоровью большого количества граждан. Поэтому государство предусматривает разнообразные меры поддержки, среди которых есть льготы и пенсионные отчисления.

Adblock
detector