Региональный проект «умный город» код бюджетной классификации на 2022 год

Информационный ресурс – вопросы энергосбережения, экологии, изменения климата, умных городов, наилучших доступных технологий, цифровой трансформации и Индустрии 4.0 на предприятиях, в ЖКХ, бюджетных учреждениях.
Например, в Железногорске и Зеленогорске активно развиваются ядерные технологии. Важно чтобы эти города стали конкурентоспособными, комфортными и безопасными для жителей, — рассказывает министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. — В Междуреченске Кемеровской области помимо мероприятий стандарта будут внедряться цифровые платформы в школах — по питанию и контролем за школьной дисциплиной».

Авторы документ пишут, что при реализации проектов в сфере умных городов, следует помнить про контекст, в котором существует город. Его необходимо заранее учесть и быть готовыми к дополнительным задачам, которые будут возникать в процессе реализации проекта. Они делятся на задачи и проблемы контекста (вызовы) и возникающие при реализации проекта (риски).

Внебюджетные источники финансирования включают частные инвестиции в виде прямых инвестиций, кредитные (заемные) средства и собственные средства предприятий города, а также средства инвесторов, участвующих в проектах на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

Принимая во внимание осложнение эпидемиологической обстановки, сопряженной с высоким риском инфицирования COVID-19, принято решение о переносе ежегодного общероссийского дня приема граждан, запланированного на 14 декабря 2022 года, до периода стабилизации эпидемиологической ситуации.

Всю инфраструктуру «Умного города» установили за полгода. В городе появилась система отслеживания передвижения общественного транспорта, умные остановки и пешеходные переходы. Заработала система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов. Датчики, контролирующие потребление воды, электричества и тепла, установлены в 25 детсадах и школах, они мониторят расход круглосуточно.

Создан Национальный Центр компетенций проекта «Умный город», который будет заниматься разработкой, внедрением и популяризацией технологий, оборудования, программ, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства, а также подготовкой и оказанием содействия проектам международного сотрудничества по вопросам жилищной политики, городского развития и управления природными ресурсами, прежде всего касающимся создания и функционирования «умных городов».

Региональный проект «умный город» код бюджетной классификации на 2022 год

В каталог сайтов Курской области включены официальные информационные интернет-ресурсы, посвященные деятельности государственных и муниципальных ведомств Курской области. Стандарт включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

Мы долго работали над стандартом, прежде чем утвердить этот документ, и в результате остановились на самых главных мероприятиях в области цифровизации городов, выполнение которых считаем необходимым для всех участников проекта. Стандарт позволит городам систематизировать процессы цифровизации, а «Банк решений умного города» — не тратить время на разработку уже существующих сервисов.

Всю инфраструктуру «Умного города» установили за полгода. В городе появилась система отслеживания передвижения общественного транспорта, умные остановки и пешеходные переходы. Заработала система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов. Датчики, контролирующие потребление воды, электричества и тепла, установлены в 25 детсадах и школах, они мониторят расход круглосуточно. Каждый из участников ведомственного проекта уже реализует мероприятия в соответствии с принципами проекта «Умный город», все они ориентируются в своих действиях на жителей, стараются внедрять наилучшие доступные технологии, и постоянно повышают качество управления, комфортность сервисов и услуг.

  • приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – Порядок N 209н);
  • приказ Минфина России от 08.06.2022 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (далее – Порядок N 132н).

Концепция должна стать общим документом, с которым можно сверяться при развитии программ цифровизации и внедрении технологий в различные сферы городского хозяйства. Среди основных принципов концепции выделяется ориентация города на потребности человека, повышение доступности сервисов и услуг и приоритет долгосрочных решений при выборе стратегии.

Региональный проект «умный город» код бюджетной классификации на 2022 год

Внебюджетные источники финансирования включают частные инвестиции в виде прямых инвестиций, кредитные (заемные) средства и собственные средства предприятий города, а также средства инвесторов, участвующих в проектах на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства.

За счет реализации проекта «Умный город» уже удалось добиться определенных успехов властям Воронежа, где стало возможным повысить эффективность управления потоками транспортных средств на 28% на перекрестках одной из самых загруженных магистралей за счет установки «умных» светофоров.

С 1 января 2022 года финансовое ведомство планирует внедрение принципиально новой Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Причем порядок применения КОСГУ, подлежащий применению с 01.01.2022, уже утвержден отдельным приказом Минфина от 29.11.2017 N 209н. Из Указаний 65н соответствующие положения планируют исключить.

Например, в Железногорске и Зеленогорске активно развиваются ядерные технологии. Важно чтобы эти города стали конкурентоспособными, комфортными и безопасными для жителей, — рассказывает министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. — В Междуреченске Кемеровской области помимо мероприятий стандарта будут внедряться цифровые платформы в школах — по питанию и контролем за школьной дисциплиной».

Всю инфраструктуру «Умного города» установили за полгода. В городе появилась система отслеживания передвижения общественного транспорта, умные остановки и пешеходные переходы. Заработала система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов. Датчики, контролирующие потребление воды, электричества и тепла, установлены в 25 детсадах и школах, они мониторят расход круглосуточно.

Региональный проект «умный город» код бюджетной классификации на 2022 год

Мы сегодня далеки от того, чтобы сказать, что наши сети, системы водоподготовки и водоочистки, наши канализационные сооружения работают так, как нам хотелось бы. Другая проблема — транспортная инфраструктура. Если в муниципалитете нет полноценно работающего общественного транспорта, мы не можем сказать, что чувствуем себя в этом городе комфортно. Наконец, вопрос безопасности.

Ведомство также сообщило о необходимости создать методологические и организационные основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение оценки IQ» для городов и внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства с использованием ресурса «Банк решений умного города».

Поэтому необходим запуск механизмов финансовой поддержки проектов в области «Умного города». Минстрой предлагает вариант адресной финансовой поддержки лучших проектов по результатам конкурса.
Проектом постановления предусматривается утверждение порядка и условий проведения конкурсов по отбору соответствующих проектов, победители которых начиная с 2022 года получат господдержку из федерального бюджета.

Года через три-четыре, через пять — точно. Думаю, такие зоны будут пользоваться большой популярностью, потому что общение начинает исчезать», — отметил Якушев. По словам министра, глобальная цифровизация «имеет обратную сторону». «Цифровые системы постоянно с нами. Нужен баланс», — убежден глава Минстроя. В Минстрое сообщили о необходимости оказания адресной финансовой поддержки лучшим проектам умных городов на конкурсной основе. Победители получат господдержку в целях реализации проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий.

За счет реализации проекта «Умный город» уже удалось добиться определенных успехов властям Воронежа, где стало возможным повысить эффективность управления потоками транспортных средств на 28% на перекрестках одной из самых загруженных магистралей за счет установки «умных» светофоров.

Вам может понравиться =>  Программа развития дальнего востока до 2022

По его словам, почти во всех дворах Магаса установлены урны для раздельного мусора, электронные библиотеки и урны для сбора вещей для малоимущих. В теплое время года в городе работает велотакси — экологичный вид транспорта, все велокэбы работают на солнечных батареях. В планах у мэра не менее инновационные идеи, которыми подробно он делиться не стал.

— создание координационного органа по реализации регионального проекта, включающего органы власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, представителей бизнеса, образовательных и научных организаций и иных заинтересованных в реализации регионального проекта участников или возложение функций координационного органа на существующий проектный офис с обязательным участием указанных представителей;

Формирование команды решили проводить из существующих штатных специалистов подразделений, а также задействовали базу кандидатов проекта «Команда правительства», которые вместе со мной проходили отбор на позицию заместителя главы. В первую волну попали районные администрации, подразделения с несложной отраслевой ИТ-архитектурой. Барьер неготовности к преобразованиям был значительный: руководители не хотели отдавать штатные единицы, специалисты не хотели переходить в новую структуру.

Повышение качества управления природными ресурсами и экологией потребуют затрат в размере 3,66 млрд руб., которые полностью возьмет на себя федеральный бюджет. В том числе 1,8 млрд руб. будут направлены на разработку государственной информационной системы мониторинга состояния окружающей среды (почва, воздух ,вода, уровень шума) для контроля показателей окружающей среды в режиме реального времени. В том числе будет обеспечена возможность осуществления общественного контроля.

Города-пилоты взяли на себя обязательства выполнить Стандарт досрочно, а также реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с «дорожными картами» по комплексной цифровизации городского хозяйства, разработанными с участием независимых экспертов. Таким образом, пилоты станут площадками по тестированию передовых цифровых и инженерных решений, управленческих подходов и правовых моделей, необходимых для цифровой трансформации городского хозяйства.

Региональный проект «умный город» код бюджетной классификации на 2022 год

3. Содержание проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» должно соответствовать содержанию ведомственного проекта Минстроя России «Умный город» (далее — ведомственный проект) с учетом специфики развития соответствующего субъекта Российской Федерации.

Внебюджетные источники финансирования включают частные инвестиции в виде прямых инвестиций, кредитные (заемные) средства и собственные средства предприятий города, а также средства инвесторов, участвующих в проектах на условиях государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В рамках поддержки реализации проектов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, направленных на создание и развитие «умного» города, могут быть привлечены средства банков и кредитных организаций.

В целях эффективного расходования бюджетных средств рекомендуется приоритетное привлечение внебюджетных источников финансирования: прямых частных инвестиций, средств инвесторов, участвующих в проектах государственно-частного и муниципально-частного партнерства, средств фондов и корпораций развития.

8. При формировании мероприятий проекта «Умные города субъекта Российской Федерации» рекомендуется ориентироваться на решения и проекты, опубликованные на портале банка данных «Умного города», разработанного при поддержке Минстроя России, https:\\russiasmartcity.ru. В описании решений содержится ссылка на описание реализованных проектов с указанием места реализации, целей и задач проектов, их основных параметров и достигнутых эффектов. Более подробно описание базы знаний содержится в Приложении 3.

7. В связи с тем, что ведомственный проект «Умный город» направлен на комплексное развитие городов, в региональный проект «Умные города субъекта Российской Федерации» могут быть включены мероприятия, относящиеся к функциональным направлениям, соответствующим другим ведомственным или федеральным проектам (например, здравоохранение, образование, транспорт и др.) в случае, если они отсутствуют в соответствующих региональных проектах или программе цифрового развития экономики Российской Федерации.

«Уже сегодня для создания базы цифровой экономики в муниципалитете активно осуществляется оцифровка городской инфраструктуры. Мэрия широко внедряет в практику городского управления информационные платформы, которые позволяют контролировать муниципальные объекты и управлять ими», — констатирует руководитель департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Александр Люлько.

Ингушский город Магас стал единственным муниципалитетом на территории Северного Кавказа, который включили в федеральную программу «Умный город». По словам мэра города Беслана Цечоева, в Магасе с 2015 года проводятся масштабные работы по внедрению интеллектуальных технологий в городскую среду.

В последние 10 лет инвестиции в ИТ в муниципалитете были незначительными и несистемными. ИТ-подразделения в основном занимались обеспечением текущей деятельности. Отдельные отраслевые направления, такие как финансы и градостроительство, обособились в своём собственном ИТ-ландшафте.

Консорциум «Умный город» (УГ) учредили Минкомсвязь, Минстрой, «Ростелеком», «Ростех», «Росатом», Сбербанк, конструкторское бюро «Стрелка» и др. 100 млрд просят на шесть лет. Чтобы получить бюджетное финансирование, проект включили в госпрограмму «Цифровая экономика России».

По словам начальника управления стратегического планирования и программ развития администрации Воронежа Андрея Жаглина, по проекту «умные светофоры» есть разные мнения экспертов. «Но сам факт того, что система внедряется, начала работать — это свидетельствует о том, что городские власти ищут современные пути решения важных проблем Воронежа, в числе которых — проблема движения транспорта», — отметил Жаглин. Среди инициатив городских властей — установка «умных» остановок с электронным расписанием, внедрение безналичной оплаты проезда, решение проблем ЖКХ и повышение качества управления.

Приложение 3(1)

Возмещение акционерному обществу «Электронная Москва» затрат, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на внедрение смарт-технологий в городском хозяйстве и популяризацию достижений города Москвы в области смарт-технологий на международном уровне

12В0500200 Возмещение акционерному обществу «Электронная Москва» затрат, связанных с осуществлением мероприятий, направленных на внедрение смарт-технологий в городском хозяйстве и популяризацию достижений города Москвы в области смарт-технологий на международном уровне

Минстрой разработал правила предоставления регионам субсидии на «Умный город»

Как говорится в пояснительной записке, внедрение решений умного города требует от региональных и муниципальных органов власти значительных организационных и финансовых затрат при высоком уровне технологических рисков. Однако в сложившейся экономической ситуации возможности бюджетов регионов и муниципальных образований по финансированию проектов в области «Умный город» снижаются, и приоритет таких проектов существенно ниже, чем у проектов по жизнеобеспечению и здравоохранению.

Предметом конкурса будет являться право на получение государственной поддержки в целях реализации проекта по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий, который по результатам рассмотрения федеральной конкурсной комиссией получит наибольшее количество баллов. При этом предлагается предоставлять государственную поддержку нереализованным («будущим») проектам, а также на возмещение затрат по проектам, которые реализованы с 1 января года проведения конкурса.

Для общественного обсуждения опубликован разработанный Минстроем в инициативном порядке проект постановления правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий».

В целях финансового обеспечения конкурса Минстрой России предлагает использовать часть средств, предусмотренных для достижения результата «Созданы методологическая и организационная основы для формирования экосистемы «Умного города», включая проведение «оценки IQ» для городов и внедрение тиражируемых технологий цифровизации городского хозяйства с использованием ресурса «Банк решений умного города» федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2022–2024 годах.

Вам может понравиться =>  Тарифы На Содержание Имущества Многоквартирных Домов В Московской Области

Утвердив три месяца назад стандарт «Умного города», федерация до сих пор не определилась с тем, сколько же денег получат города и регионы на его реализацию. В апреле стало известно, что на создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития федеральный центр может направить до 15% от субсидий, предусмотренных на развитие городской среды, — более 35 млрд рублей. Кроме этого, планируется ввести инструменты налогового стимулирования и гранты для разработчиков передовых технологий. Среди предлагаемых мер — освобождение от уплаты НДС, сокращение налоговой базы при уплате налога на прибыль, вычет НДФЛ для определенных категорий разработчиков, выделение субсидий и грантов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». При этом минимальный объем региональных, муниципальных и частных средств в цифровизацию городов до 2024 года Минстрой России оценивает в 360 млрд рублей.

За счет реализации проекта «Умный город» уже удалось добиться определенных успехов властям Воронежа, где стало возможным повысить эффективность управления потоками транспортных средств на 28% на перекрестках одной из самых загруженных магистралей за счет установки «умных» светофоров. По данным администрации города, передовая система светофорного регулирования была разработана японской компанией KYOSAN и внедрена в Воронеже в 2017 году. Она прогнозирует количество прибывающих на перекрестки автомобилей на основе информации об объемах трафика и светофорного регулирования в режиме реального времени, для оптимизации транспортного спроса таким образом, чтобы время ожидания было минимизировано.

«Мы разработали еще в 2015 году концепцию инновационного развития Магаса и начали ее реализовывать. Наши инновационные остановки, в которых есть электронные библиотеки, кондиционеры, кнопки вызова полиции, телевизоры, на улицах установлены скамейки с подогревом и бесплатным Wi-Fi, телефонные будки, которые так же раздают беспроводной интернет, в них можно зарядить телефон, связаться со мной или с полицией в случае необходимости. Думаю, именно за такую колоссальную работу, проделанную в городе, мы и попали в программу «Умный город», — отметил в беседе с ТАСС Цечоев.

В марте Минстрой России утвердил стандарт «Умного города» — набор базовых и дополнительных мероприятий, которые города участники проекта — муниципалитеты с населением свыше 100 тыс. человек — должны выполнять до 2024 года. Стандарт разработан совместно с ведущими российскими экспертами в области цифровизации и основываясь на опыте других стран. Документ включает мероприятия по восьми направлениям: городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» городской транспорт, интеллектуальные системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи, туризм и сервис.

Затем предстояло сформировать команду. Это была самая сложная задача на начальном этапе, так как отсутствовала возможность увеличивать общий штат служащих и размер базовых окладов. При этом разрыв в размере заработной платы муниципального ИТ-специалиста по сравнению со средней по рынку в Нижнем Новгороде был почти в 2 раза.

Тем временем реализация федерального проекта «Цифровой регион», который должен был стать новым проектом национальной программы «Цифровая экономика», откладывается из-за перераспределения бюджетных средств на борьбу с коронавирусом и его последствиями для экономики. Доработать федеральный проект, подготовленный рабочей группой на площадке АНО «Цифровая экономика» под руководством генерального директора «Почты России», экс-зампредседателя кабмина по «цифре» Максима Акимова, попросило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Ведомство также выступило за перенос его рассмотрения на президентском Совете по стратегическому планированию на год — на апрель 2022 г. В частности, Минцифры попросило исключить из источников финансирования проекта средства региональных бюджетов. Основные расходы предусматривались с 2022 г., когда из федерального бюджета предлагалось выделить на проект 7,9 млрд руб. (в 2022-м лишь 0,7 млрд руб.). Снятие с регионов расходов на их цифровизацию объясняется ожидаемыми проблемами балансировки их бюджетов: федеральный центр уже оценивает программу их поддержки в рамках национального плана по восстановлению экономики как минимум в 200 млрд руб. дотаций, и это не весь объем.

Заместитель генерального директора АО «Русатом Инфраструктурные решения» Алексей Голубев подчеркнул, что с точки зрения управления «Умный город» и «Цифровой регион» — это принципиально разные системы. «Умный город» — это про муниципальные полномочия, которые определены ФЗ-131. Я говорю об этом, потому что 10 лет проработал главой города и администрации: там совершенно четкий и исчерпывающий набор полномочий: ни вправо, ни влево зайти нельзя. «Цифровой регион» — это государственные полномочия. Технологически мы можем делать эти проекты одинаково, но с точки зрения правовых вопросов и последствий это разные системы, и развиваться они должны по-разному, — объяснил Алексей Голубев. — Подтверждением моих слов может служить программа ООН-Хабитат (Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам). Это единственная программа ООН, которая посвящена населенным пунктам. Там про умный город — про регион там ничего нет. Потому что регион — понятие растяжимое: это может быть субъект или агломерация. Я исхожу из следующего: «Умный город» точно будет жить, «Цифровой регион» тоже должен жить, потому что эти проекты решают проблему управляемости: они дают возможность получать достоверные, проверенные данные быстрее, и на основе этих данных строить соответствующие модели и эффективнее управлять объектом. Есть четкие запросы от муниципалитетов, что нужно дать инструменты управления. Государство должно создать нормативно-правовую рамку и стимулы — налоговые льготы или финансовую поддержку, чтобы стронуть паровоз с места. Дальше он поедет сам и с пути точно не сойдет».

Ведомственный проект «Умный город» стартовал в пилотном режиме в конце 2022 г., видя себя частью двух нацпроектов — «Цифровая экономика» и «Жилье и городская среда». С тех пор он потерял руководителя, а также несколь­ко раз менял тре­бова­ния к го­родам и получал стандарты. А в октябре 2022 г. проект «Умный город» решили заменить на «Цифровой регион» (см. новость ComNews от 21 октября 2022 г.).

Директор центра компетенций «Умный город. Цифровой регион» ЧРЗ «Полёт» холдинга «Росэлектроника» (ГК «Ростех») Виктория Воропаева отметила, что, не смотря на пандемию, интерес к умным городам не ослабевал. «Запрос на умные решения за этот год скорее усилился, чем ослабел. Вся жизнь происходит на уровне муниципалитетов. Соответственно, «Умный город» — это та структура, которая необходима. Да, «Цифровой регион» будет жить, и мы будем передавать туда данные, но все данные генерируются на уровне «Умного города», и именно эта система создается, — рассказала Виктория Воропаева. — Единственное, с чем мы серьезно столкнулись во время пандемии, это организационно-финансовые модели, которые позволят правильно найти финансирование на проекты. Существует множество технических решений, а в вопросах финансово-организационного управления мы сталкиваемся с серьезными сложностями. Также мы сталкиваемся со сложностью интеграции решений: когда, работая с проприетарными протоколами, некоторые производители отказываются выдавать свои протоколы под тем предлогом, что они сами напишут шлюзы, чтобы можно было интегрироваться с платформами «Умного города» и выдавать туда информацию. Мы будем решать эти проблемы на уровне кооперации с поставщиками и создания единых стандартов и организационно-финансовых моделей».

По словам директора по региональной политике АНО «Цифровая экономика» Александра Зорина, пандемия коронавируса и роль цифровых технологий в борьбе с ней в очередной раз показали, насколько важны цифровые решения для развития экономики и обеспечения безопасности жизнедеятельности россиян. «Поэтому, несмотря на перенос федпроекта на апрель 2022 г. по понятным нам причинам, он остается важным для ускоренной цифровой трансформации субъектов и не потеряет своей актуальности», — добавил он. В АНО «Цифровая экономика» рассчитывают потратить полученное время на доработку федерального проекта совместно с Минкомсвязью и другими органами власти, чтобы в 2022 г. максимально оперативно его рассмотреть и утвердить.

Вам может понравиться =>  Льготы для молодых семей в 2022 году беларусь

Умный город Ведомственный проект Минстроя

В конце апреля 2022 года Минстрой РФ представил правила предоставления регионам субсидии на «Умный город». Соответствующий проект постановления правительства РФ — «Об утверждении правил предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения победителей конкурса лучших проектов по преобразованию приоритетных отраслей экономики и социальной сферы на основе внедрения в городское хозяйство отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе цифровых технологий» — опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Минстрой планирует разработать и утвердить новый рейтинг IQ («индекса интеллекта») городов к середине 2022 года. Об этом заявил замглавы ведомства Андрей Чибис, писал в июле 2022 года ТАСС. Методику будущего рейтинга планируют опубликовать для общественного обсуждения уже в конце 2022-го, добавил Чибис.

  • Воронеж,
  • Екатеринбург,
  • Новоуральск (Свердловская обл.),
  • Новосибирск,
  • Уфа,
  • Пермь,
  • Великий Новгород,
  • Евпатория (Республика Крым),
  • Ижевск (Удмуртия),
  • Глазов (Удмуртия),
  • Сарапул (Удмуртия),
  • Тольятти (Самарская обл.),
  • Саров (Нижегородская обл.),
  • Елабуга (Татарстан),
  • Котовск (Тамбовская обл.),
  • Магас (Ингушетия),
  • Сатка (Челябинская обл.),
  • Сосновый бор (Ленинградская обл.) [7] .

В конце октября 2022 года приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимира Якушева утвержден ведомственный проект Минстроя России «Умный город». Как сообщает D-Russia.ru [6] , всего из федерального бюджета до конца 2024 года на него планируется потратить 13 млрд руб.

Проект изменений в паспорт приоритетного проекта был подготовлен на основании рекомендаций рабочей группы «Умный город» Минстроя России. Предложение должно было быть вынесено на ближайшее заседание проектного комитета. Возглавляет рабочую группу в это время заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Андрей Чибис.

Отдельно отметим, что концепция «умного города» – это составная часть процесса урбанизации и глобализации. Того самого, который так сильно поддерживают наши либералы. Возможно, именно поэтому господин Лысенко почти все свои последние интервью даёт «Эху Москвы», где он говорил и о плюсах откровенно издевательского «Социального мониторинга», и о многом другом.

Но этого мало. Основной задачей «Умного города – 2030» объявлено создание комфортной городской среды для жителей мегаполиса. Звучит очень красиво. Предполагается тотальная оцифровка и роботизация всех сфер городской жизни, а также самих горожан. Тут вам и отказ от личного автомобиля в угоду беспилотного электрического транспорта совместного пользования, и цифровой бизнес. Городом должен начать управлять искусственный интеллект (ИИ). Ещё это «нейроинтерфейсы», предполагающие вживление в людей устройств управления. Не верите? Кратко пройдёмся по двум самым интересным моментам. Концепция постулирует следующее.

Но особенно власти Москвы гордятся мировым признанием. Оценщиками тут выступают опять же западные законодатели мод – компания PricewaterhouseCoopers включила Москву в топ-5 мегаполисов, наиболее подготовленных к инновациям, а ещё у Москвы есть премия Всемирной организации электронных правительств городов мира WeGO. В 2022 году в рейтинге ООН по индексу оказания электронных услуг Москва заняла первое место.

Кто те люди, опираясь на мнение которых власти Москвы будут строить «Умный город»? Как сказано в концепции, это известные футурологи, которые по совместительству представляют крупнейшие западные корпорации. Это Рэй Курцвейл (Google), Ян Пирсон (British Telecom), Брайан Дэвид Джонсон (Intel), Дэйв Эванс (CISCO), Дэйв Коплин (Microsoft). Все они в своё время писали и говорили об «умных» домах, городах и цифровизации человека. И все они, вне всяких сомнений, лоббируют внедрение своих технических решений.

Интересно, что до этого, ещё в 2007 году, Лысенко работал в российском представительстве американской IT-компании Avaya. Он занимал там должность директора по продажам, то есть продвигал в России американские IT-решения и технологии. Работа руководителем в компании из США и на США – это связи и «заточенность» под использование знакомых западных технологий.

Решения, создаваемые в рамках концепции «Умного города», легко тиражируется и настраивается под конкретную среду и запросы, указывают участники рынка. По мере масштабирования стоимость решений снижается и становится доступной более мелким образованиям и сообществам. «Для крупного бизнеса участие в реализации концепции «Умного города» — это, с одной стороны, возможность внедрять инновационные сервисы в экономику страны, а с другой — создавать комфортные условия для ведения бизнеса в цепочке «бизнес-государство», — констатирует директор по развитию бизнеса группы компаний Softline в СФО Павел Баруткин.

По всем направлениям в Стандарте обозначены конкретные эффекты, которые должны быть достигнуты к 2024 году. Это, в частности, повышение эффективности управления городской инфраструктурой, снижение аварийности и уровня потерь на коммунальных сетях. Должны повыситься прогнозируемость и управляемость городской инфраструктуры, снизиться число чрезвычайных ситуаций. Эффективность городских транспортных систем вырастет, как и эффективность сбора муниципальных налогов. Через шесть лет количество дорожно-транспортных происшествий должно уменьшиться, а уровень раскрываемости преступлений возрасти. И российские города станут привлекательнее для туристов.

Неудивительно и то, что Минстрой России поддержал инициативу Новосибирска войти в число пилотов. За последние годы в мегаполисе придумано и реализовано немало «умных» решений для городского хозяйства. Это и муниципальный геоинформационный портал «Мой Новосибирск», содержащий информацию об объектах городской инфраструктуры, отключениях систем жизнеобеспечения города и сообщениях жителей о проблемах в городском хозяйстве; и геоинформационная система «Ритуал», где собраны сведения о захоронениях на кладбищах Новосибирска; и «умные» остановки для общественного транспорта, позволяющие получить информацию о прибытии транспорта и маршрутах передвижения, узнать о городских спортивных и культурных мероприятиях. По словам начальника департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Александра Горнштейна, общее число активных пользователей муниципальными геоинформационными системами составляет около 35 тыс. человек. «Ежедневно на портал «Мой Новосибирск» заходит около 1,5 тысяч человек. Каждый год количество посетителей портала прирастает на 15­20 процентов», — отметил он. За четыре года специалисты департамента отработали около 30 тыс. онлайн-сообщений от горожан.

Реализация пятилетнего федерального проекта «Умный город» сулит сибирским муниципалитетам миллиарды бюджетных и частных инвестиций. Наибольшее финансирование от федерации ждут пилоты — города, которые первыми внедрят передовые цифровые и инженерные решения

Утвердив три месяца назад стандарт «Умного города», федерация до сих пор не определилась с тем, сколько же денег получат города и регионы на его реализацию. В апреле стало известно, что на создание цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития федеральный центр может направить до 15% от субсидий, предусмотренных на развитие городской среды, — более 35 млрд рублей. Кроме этого, планируется ввести инструменты налогового стимулирования и гранты для разработчиков передовых технологий. Среди предлагаемых мер — освобождение от уплаты НДС, сокращение налоговой базы при уплате налога на прибыль, вычет НДФЛ для определенных категорий разработчиков, выделение субсидий и грантов в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». При этом минимальный объем региональных, муниципальных и частных средств в цифровизацию городов до 2024 года Минстрой России оценивает в 360 млрд рублей.

Adblock
detector