Понятие и сущность исполнения уголовного наказания и исправительное воздействие на осужденных

Общественно полезный труд традиционно является одним из основных средств исправления осужденных. Международные правовые акты о правах человека и обращении с осужденными признают обязательность труда осужденных (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (п. 26.1) отмечают, что труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внутреннего режима и никогда не применять в качестве наказания. Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 8) не относит работу, которую выполняют лица, находящиеся в заключении на основании распоряжения суда, в категории принудительного труда. В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве и правоприменительной практике его роль гипертрофировалась: долгое время труд только формально рассматривался как основа исправления осужденных, а исправительные учреждения выступали по существу как промышленные предприятия, которые обязаны были выполнять производственный план и приносить прибыль. Сегодня сложилась противоположная ситуация. Кризис в экономике привел к тому, что многие осужденные из-за отсутствия работы не привлекаются к труду, а безделье, особенно в условиях изоляции от общества, способствует росту количества правонарушений среди осужденных. Но даже в этих условиях в УИК РФ общественно полезный труд рассматривается как обязанность осужденных (ч. 4 ст. 40, ч. 3 ст. 50, ч. 1 ст. 103, ч. 1 ст. 164). Значение общественно полезного труда для исправления осужденного состоит в том, что добросовестное отношение к трудовым обязанностям учитывается при определении степени исправленности конкретного осужденного; позволяет осужденным поддерживать свое физическое и душевное здоровье; является основой удовлетворения материальных потребностей не только осужденного, но и оказания им помощи семье, накопления необходимых средств для устройства после отбывания наказания; нередко трудовые навыки, приобретенные во время отбывания наказания, позволяют осужденному после отбытия наказания решить проблему трудоустройства.

В ч. 3 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что все рассмотренные средства исправления должны применяться в комплексе, при этом должны учитываться вид наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность осужденного и его поведение. В данном положении отражается принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и применения средств исправления. Дифференциация исполнения наказания и применения средств исправления прежде всего базируется на учете вида наказания, которое отбывают осужденные, типологических особенностей различных их категорий (мужчины, женщины, несовершеннолетние, взрослые, инвалиды и т.д.) С учетом особенностей каждого вида наказания и группы осужденных УИК РФ определяет специфический порядок и условия его исполнения и применения исправительных средств.

При отбывании наказаний, не связанных с изоляцией от общества, совокупность основных элементов, образующих содержание режима, существенно сужает объем правоограничений осужденных, сокращается регламентация специфических правил их поведения. Однако при исполнении этих наказаний имеет место контроль за поведением осужденных, который выступает в качестве одного из основных элементов режима.

Впервые в уголовно-исполнительном законодательстве в качестве одного из средств исправления осужденных закреплено общественное воздействие, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве участие общественности в исправлении осужденных предусматривалось в самых разнообразных формах. Положения ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ нашли отражение в различных его статьях (ст. 14, 23, 142). Так, в ст. 23 подчеркивается, что общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. В развитие данного положения в проекте Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности» установлены основные направления содействия общественных объединений учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания: а) улучшение условий содержания и медико-санитарного обеспечения осужденных; б) участие в организации труда, досуга, обучения осужденных; в) участие в нравственном, правовом, культурном, социальном, трудовом, физическом воспитании и развитии осужденных; г) обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных; д) оказание помощи осужденным в подготовке к освобождению, решении вопросов жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского обслуживания и социального обеспечения, социально-психологической реабилитации и адаптации; е) укрепление материально-технической базы мест принудительного содержания (ст. 16). Для осуществления указанной деятельности в ст. 17 законопроекта определены следующие организационные формы: а) передача учреждениям и органам, исполняющим наказания, и в места содержания под стражей безвозмездной материальной помощи; б) финансирование программ содействия в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и мест содержания под стражей; в) иные формы, не запрещенные законом.

Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Согласно ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

5. Исполнение наказания обращено к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Уголовно-исполнительное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

6. Отбывание наказания обращено к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, и осуществлять свои права.

Применение этих правоограничений — не самоцель, их назначение со­стоит в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение наказания в соответ­ствии с его целями, установленными уголовным законодательством. Указан­ные правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреж­дения совершения им новых преступлений .

Термин «отбывание» наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодатель­ством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от дей­ствий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Термин «исполнение» наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовывать весь комплекс правоограничений, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда.

Вам может понравиться =>  Льготы Для Ликвидаторов Чаэс В 2022 Году

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполне­ние» употребляет термин «отбывание» наказа­ния. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воз­действия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Посредством режима реализуется функция социального контроля, кото­рый осуществляется путем регламентации поведения осужденных, организа­ции надзора за ними и оценки поведения на основе применения позитивных (мер поощрения) или негативных (мер взыскания) санкций. Чем строже вид наказания, назначенного осужденному, тем интенсивнее реализуется в режи­ме социально-контрольная функция. При осуществлении этой функции пре­дупреждается противоправное поведение осужденных.

К злостным относятся на практике нарушения — употребление наркотических средств, мелкое хулиганство, угроза неповиновения или оскорбление представителя администрации, мужеложство, организация забостовок, а равно активное в них участие, организация и активное участие в группировках осужденных (был водворен в штрафной изолятор) и совершение в течение 1 года повторного нарушения порядка отбывания наказания, за которое осужденный был водворен в штрафной изолятор.

Исправительное воздействие отличается от обычного воспитания по своему объекту. Применительно к лишению свободы, в качестве объекта для него выступают лица, осужденные к данному виду наказания.основанием для применения к осужденным исправительного воздействия является приговор суда, вступивший в законную силу.

· злостные нарушители. Определяются в статье 117 УИК РБ. Злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания в течение 1 года признаются осужденный, переведенный из колонии-поселения в исправительную колонию в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 69 УИК РБ, осужденный, совершивший в период отбывания лишения свободы или иного наказания умышленное преступление, за которое он осужден к лишению свободы, а также осужденный, которому наказание было заменено более мягким наказанием либо который был освобожден условно-досрочно или досрочно на основании акта амнистии или помилования и совершил в течение неотбытой части срока наказания умышленное преступление, за которое был осужден к лишению свободы. Злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания в течение срока действия взысканий признается осужденный в зависимости от вида и количества наложенных взысканий, предусмотренных в статье 112 УИК РБ.

Исполнение наказания в виде лишения свободы, исправительных работ, направления в дисиплинарную воинскую часть дополняется применением к осужденным таких мер исправительного воздействия как общественно полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательная профессиональная подготовка, общественное воздействие. Следовательно, исполнение наказания (данных видов) заключается в реализации кары и мер исправительного воздействия.

Ставшие на путь исправления – осужденные, давшие письменное обязательство о правопослушном поведении и реально стремится к исправлению, не имеет взысканий, добросовестно относится к труду и выполнению работ по коллективному самообслуживанию, уборке и благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. К ним можно применить меры поощрения, предусмотренные статьей 110 УИК РБ.

Дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний и применения средств исправления выступает предпосылкой в достижении целей. Дифференциация предполагает, что к различным осужденным применяется различный объем карательного воздействия, который зависит от характера совершенных ими преступлений, степени общественной опасности и прошлой преступной деятельности. В основе дифференциации осужденных к лишению свободы лежит классификация осужденных, которые разделяются на относительно однородные категории (ст. 80 УИК). Разделение проходит по возрасту, полу, состоянию здоровья. Отбывание ими наказания организуется в исправительных учреждениях различного вида (колонии с различными режимами, воспитательные колонии, колонии-поселения и т.д.).

Понятие закреплено впервые в ст. 9 УИК и определяется так: формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Исправление осужденных рассматривается как процесс изменения личности, который происходит под воздействием внешних (объективных) и внутренних (субъективных) условий. Внутренние условия непосредственно связаны с личностью осужденного и рассматриваются как результат применения к нему средств исправления. Содержание этого результата зависит от степени исправления осужденного. Внешние условия связаны с деятельностью сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказание, представителей иных государственных и общественных структур, родственников, близких, а также других осужденных. Именно эта деятельность называется исправительным воздействием.

Вид исполняемого наказания определяет объем и характер средств исправления, т.е. при исполнении определенных видов наказания те или иные средства не используются (например, при исполнении ареста осужденный не привлекается к общему или профессиональному образованию, с осужденными к пожизненному лишению свободы не проводится воспитательная работа).

Закон наряду с термином «исполнение наказания» употребляет термин «отбывание наказания» данные термины образуют единый процесс принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам. Термин «исполнение наказания» относится к учреждениям и органам, которые в своей деятельности должны реализовывать весь комплекс правоограничений в соответствии с конкретным видом наказания. Термин «отбывание наказания» обращен к осужденным, которые в соответствии с приговором суда должны выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права и осуществлять свои права.

2) Воспитательная работа составляет основную часть профессиональной деятельности большинства сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказание. Воспитательная работа направлена на формирование у осужденных элементарных навыков социально-одобряемого поведения.

Понятие исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовного воздействия

3. Основными средствами достижения целей УО в процессе ее применения являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, воспитательная работа, общественно полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, общественное воздействие.

Сущность наказания как формы государственного принуждения – кара. Любое уголовное наказание имеет качественную (конкретный вид наказания) и количественную (срок, размер наказания) характеристики. Реализация кары присуща исполнению всех видов наказания, но ее объем зависит от качественной и количественной характеристик.

Общими признаками исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия являются:
необходимое условие применения – совершение преступления;
юридическое основание применения – приговор суда, вступивший в законную силу;
применяются к одному и тому же лицу, совершившему преступление;
имеют целью исправление осужденного, предупр-е совершения прест-ий с его стороны;
осуществляется в течение одного срока.

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, порядке и условиях отбывания назначенных судом наказания и иных мер уголовной ответственности. Администрация органа или учреждения, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их со всеми ее изменениями.

5. Осужденные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться в администрацию указанных в части четвертой настоящей статьи органов, учреждений и общественные объединения с предложениями, заявлениями и жалобами на белорусском, русском либо других языках, которыми они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на одном из государственных языков Республики Беларусь с переводом на язык обращения, обеспечиваемым органом или учреждением, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности.

При исполнении наказания к осужденным применяются средства исправления (ч.2 ст. 2, ч. 2 ст. 9 УИК): установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), общественно полезный труд осужденных, воспитательная работа, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Вам может понравиться =>  Выпуск офз в 2022 году

Совокупность средств исправления осужденных при их применении образует исправительное воздействие, которое представляет собой особый вид воспитательного, педагогического процесса, осуществляемого при исполнении наказании, т.е. в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Они не присущи педагогическому процессу, проводимому, например, в учебных заведениях, в воинских частях и т. д.

Сущностью и содержанием наказания является особая форма государственного принуждения (кара), поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.

Уголовно-исполнительное законодательство (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 УИК) для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином “исполнение” употребляет термин “отбывание” наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных правоотношений.

Термин “исполнение” наказания обращен к предусмотренным в законе учреждениям и органам, которые в своей деятельности обязаны реализовать весь комплекс правоограничении, предусмотренных конкретным видом наказания, обеспечивать осуществление предоставляемых осужденным прав и выполнение ими возложенных на них обязанностей в течение всего срока, установленного в приговоре суда. Термин “отбывание” наказания обращен к осужденным, которые должны на основании приговора суда в соответствии с предписаниями, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои права.

Вопросы исполнения уголовного наказания: понятие, сущность и основания исполнения

В каких же случаях лицу может быть назначено уголовное наказание, т.е., по каким основаниям? Ведь данный вид санкций является самым строгим, согласно российскому законодательству, и может быть применен только к лицу, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством, т.е. – преступление. Исходя из положений ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [1], в качестве оснований исполнения наказаний, а также применения иных мер уголовно — правового характера могут выступать приговор суда, либо постановление или определение суда, которое отменяет вынесенный ранее приговор. Причем такие приговор, постановление или определение должны вступить в законную силу. Отменяющими приговор также могут быть акт о помиловании или акт об амнистии. Обязательный характер обвинительного приговора (иного решения), который вступил в законную силу, устанавливается в ст. 358 Уголовно-процессуального кодекса РФ [2]. Такой приговор (или иное решение) становятся обязательными для всех государственных и общественных учреждений, а также граждан и должностных лиц, подлежат исполнению на всей территории РФ.

Вопросы исполнения уголовных наказаний в уголовно-исполнительной системе РФ занимают одно из ведущих мест: как в юридической науке, так и в правоприменительной практике. Прежде чем перейти к рассмотрению сущности и значения данного вида санкций, необходимо отметить, что же представляет собой понятие исполнения уголовных наказаний.

Своими установленными нормами и правилами режим выполняет функцию обеспечения правоограничений для осужденных, являющихся участниками процесса исполнения и отбывания наказания.[5] К основным задачам режима относится не только обеспечение распорядка дня в исправительном учреждении, но также и соблюдение правил и трудовой дисциплины на тех объектах, где трудятся осужденные. Однако было бы ошибочным полагать, что установленные режимом правила применяются только к осужденным: они распространяются и на иных лиц, которые посещают исправительные учреждения: представители общественности, СМИ, священнослужителей, родственников осужденных, адвокатов и т.п.

Законодательно понятие «уголовное наказание», а также его виды, общие начала и система закреплены в Уголовном кодексе РФ. Однако здесь важно разграничивать следующие аспекты: все, что касается порядка и условий отбывания наказаний, закреплено не в уголовном, а в уголовно-процессуальном законе.

Подытожив вышесказанное, мы пришли к выводу, что уголовное наказание является одним из важнейших средств воздействия на осужденного. А чтобы наказание достигло своих целей, определенных в законе, необходимо обеспечить его надлежаще исполнение. В качестве главного средства обеспечения правового регулирования исполнения уголовных наказаний выступает как раз режим: он призван исполнять как карательную функцию по отношению к осужденным, так и регулировать распорядок исправительного учреждения (здесь уже не будет содержаться элемента правоограничений). Таким образом, надлежащее соблюдение режима в исправительных учреждениях самими осужденными, администрацией учреждения, лицами, которые посещают такие учреждения время от времени, в большей степени сработает на эффективность наказания: строгое соблюдение установленных требований способствует формированию дисциплины осужденного, что напрямую оказывает неизмеримое влияние на его исправление.

Как и всякая другая деятельность, деятельность по исполнению уголовных наказаний должна опираться на теоретические основы концепции понятия и сущности наказания, его целей и средств достижения последних. В этой связи уместно говорить о создании пенитенциарной доктрины.

Вопрос материального снабжения особо остро проявляется при исследований условий содержания под стражей подследственных (подозреваемых и обвиняемых). Не гарантируется и не исполняется элементарные минимальные требования к санитарно-бытовому обслуживанию и условиям содержания лиц указанных высшей категорией. Из всех проблем отбывания наказания в виде лишения свободы проблема материального обеспечения наиболее насущна, она касается не только отбывания, но и исполнения наказаний, то есть реализации всей уголовно-исполнительной функции в целом.

22 апреля 1994 года Указом Президента «О сокращении численности внутренних войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации» функции охраны учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и их объектов от внутренних войск МВД РФ переданы учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы.

Проблемы исправления и соотносимые с ними проблемы перевоспитания имеют педагогический контекст, исключающий позитивное изменение личности путем ее репрессирования. Именно поэтому кара объединена с воспитательно-исправительным воздействием. При этом исправление следует рассматривать как результат комплексного психолого-педагогического воздействия.

Как справедливо пишет А.И. Зубков, «уголовно-исполнительная система, как бы ни была она обособлена от общества, живет в его рамках и сталкивается с теми же проблемами, что и обычные трудовые коллективы. В условиях мест лишения свободы решать указанные проблемы исключительно трудно, особенно с учетом соблюдения требований законности»[13].

5. В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, УИИ направляет в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания (из расчета один день ограничения свободы или лишения свободы за восемь часов обязательных работ).

88. Инспекция осуществляет контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденного и перечислением удержанных сумм в размере, установленном приговором суда, в соответствующий бюджет, исполнением требований приговора суда администрацией организации, в которой работает осужденный, непосредственно по месту его работы не реже одного раза в шесть месяцев, а в случае назначения наказания менее шести месяцев — не менее одного раза в течение срока наказания.

проводит профилактические беседы с осужденной женщиной, ее родственниками и лицами, которые могут оказать на нее положительное влияние, направленные на предотвращение с ее стороны случаев уклонения от обязанностей по воспитанию ребенка и уходу за ним, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины и повторных преступлений;

151. Снятие осужденных с учета по отбытии наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и условно осужденных по истечении испытательного срока производится по рапорту сотрудника инспекции, утвержденному начальником инспекции.

Вам может понравиться =>  Ветеран Боевых Действий Создать Ип 2022

127. О возложении дополнительных обязанностей либо продлении испытательного срока делается отметка в журнале учета осужденных, информируются заинтересованные подразделения органов внутренних дел и территориальный орган Федеральной миграционной службы, а в отношении осужденного, обязанного не менять место работы или учебы — администрация организации или учебного заведения, где он работает или учится.

Тема 12. Основные средства исправительного воздействия Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК

§ 1. Понятие и основные принципы тактики применения и использования огнестрельного оружия Правовые нормы, регламентирующие основания и порядок применения огнестрельного оружия, программируют основное содержание действий правоприменителя в конкретных ситуациях.

72. Меры безопасности, специальные средства и основания их применения Меры безопасности предусмотрены как в законодательстве РФ, так и в международных стандартах. Причем международные стандарты запрещают применение в качестве средств сдерживания – цепи и кандалы, но их

19. Основные средства Основные средствапредставляют собой совокупность материально—вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в

Основные средства исправления имеют режимное внутреннее содержания. Режим – это правовая категория. К числу средств исправления необходимо относить лишь ту часть режима, которая не содержит в себе лишений и правоограничений, не выражает кару. Понятие режима дается в ст. 82 УИК РФ. При строгом соблюдении режима отбывания наказания создаются условия для присвоения других средств исправления осужденных. Режим определяется как установленный законом и соответствующими закону нормативно-правовыми актами порядок исполнения и отбывания наказания.

Сегодня исполнение наказаний понимается как создание администрацией исправительных учреждений необходимых условий для отбывания осужденными наказания. Под отбыванием понимается обязанность осужденных выполнять все требования, которые предусмотрены либо режимом, другими нормативными актами, либо указанием администрации.

Уголовно-правовая достигается путем законодательной классификации осужденных по двум группам признаков. Законодатель должен быть уверен, что определенные категории лиц должны отбывать наказание раздельно друг от друга. Это уже не воля судьи что-либо изменить в этом плане.

· Профессия: например, нельзя, чтобы в одной колонии отбывали наказание представители общеуголовной профессии (лица, которые совершают преступления общеуголовного характера). Нельзя, чтобы вместе с другими осужденными, отбывали наказания следователи, судьи. Поэтому для работников исправительных органов есть специальные места отбывания наказания.

Но отбывают наказания лица, которые далеки от знаний, морали. Они ближе к насилию, к алкоголю, к наркотикам. Как воспитать такого осужденного? Это сделать очень сложно. Такому осужденному нужно внедрить уважение к обществу. Осужденные, которые отбывают наказания, понимают, что им нужно вернуться в эти же условия.

Одной стороны без другой не воспринимается: например, осужденный обязан трудиться. Администрация должна создать условия для работы, т.е. предложить на выбор какой-либо вид деятельности. Либо нужно подготовить осужденного к определенному виду работ. Формируются бригады осужденных, которые работают на том или ином участке, понимая друг друга. До 1997 года администрация не создавала условия для осужденных: им давалось задание и инструменты. Никаких нормативов не было.

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное. Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Уголовно-исполнительное право». Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

1. Принцип законности. Основой целью данного принципа является неуклонное соблюдение и точное исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, поскольку способствуют росту рецидивной преступности.

Уголовная политика определяет меры уголовно-правового воздействия на преступность. Политика государства осуществляет свои функции в области исполнения наказания, имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной политикой. Уголовно-исполнительная политика определяет:

Содержание политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов власти и управления по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступление, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей.

Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Дать понятие уголовно-исполнительного права – значит определить его задачи, функции, предмет и метод регулирования, что, в свою очередь, требует раскрытия уголовно-исполнительного правоотношения, норм и системы уголовно-исполнительного законодательства.

Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Уголовно-исполнительная политика в настоящее время закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, в иных законах и подзаконных актах, связанных с исполнением и отбыванием наказания.

Дифференциация же процесса применения к осужденным средств исправления осуществляется в пределах конкретного исправительного учреждения и основывается на учете личностных характеристик осужденных, состояния их здоровья, половозрастных особенностей и других признаков, а также с учетом психолого-педагогической и социально-нравственной запущенности.

Труд заключенных не может регламентироваться только нормами уголовно-исполнительного закона, несмотря на то что трудоиспользование осуществляется в рамках исправительного воздействия. Организационно-правовые вопросы трудовой деятельности заключенных в определенной степени регламентируются нормами трудового права. Так, продолжительность рабочего дня осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством РФ, оплата труда осужденных производится в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, действующим в народном хозяйстве.

Общественно полезный труд наряду с режимом и воспитательной работой является одним из основных средств исправления осужденных. Общественно полезный труд — категория экономическая, но в исправительных учреждениях используется в воспитательных целях в процессе исправительного воздействия на лиц, лишенных свободы.

Являясь элементом выражения карательного воздействия на осужденного, режим в то же время содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер. Так, правила соблюдения личной гигиены, содержания в чистоте жилых и служебных помещений и т.п. не содержат каких-либо ограничений и соответственно не могут рассматриваться как элементы карательного воздействия.

Столь значимая роль отводится труду в силу многообразия воспитательных возможностей, которыми он обладает. Новый УИК РФ сохранил обязанность каждого осужденного к лишению свободы трудиться. В ч. 1 ст. 103 УИК РФ говорится: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться». Но обязанность осужденного трудиться вытекает не из приговора суда, а на основании установленного особого правила, регулирующего как привлечение заключенного к труду, так и его характер в том или ином месте заключения. Осуществление этого особого правила связано с приговором, но не входит в содержание последнего.

Adblock
detector