Работа Водителем Вредные Условия Труда

Вопрос: В организации аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась. Ни локальным нормативным актом организации, ни коллективным или трудовым договором компенсационные выплаты машинисту экскаватора, работающему в карьере на добыче песка и песчано-гравийной смеси, не установлены.
Полагаются ли машинисту экскаватора компенсации за работу во вредных условиях? Предоставляется ли ему ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск?

Ответ: В настоящее время при решении вопроса о том, полагаются ли в принципе работнику компенсации за работу во вредных условиях, определяющее значение имеют результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (ст. 209, ст. 219 ТК РФ). Если по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными, то работнику в любом случае положены все компенсации (смотрите, например, кассационное определение СК Пензенского областного суда от 04.10.2011 N 33-2585). И наоборот, если аттестация признала условия труда на рабочих местах безопасными, оснований для предоставления компенсаций за работу во вредных условиях нет.
Действующий порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н и введен в действие с 1 сентября 2011 года (далее — Приказ 342н). Напомним, что сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже 1 раза в 5 лет. Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию (п. 8 Порядка). Уклонение работодателя от проведения аттестации является нарушением законодательства об охране труда и влечет административную ответственность по п. 5.27 КоАП РФ.
Таким образом, законодатель установил единообразный порядок отнесения той или иной профессии или должности к работам с вредными условиями труда, обязательный для применения всеми работодателями.
В соответствии с частью первой ст. 116 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Минимальная продолжительность такого отпуска, а также условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть вторая ст. 117 ТК РФ). В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 (далее — Постановление N 870) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. Кроме того, Минздравсоцразвития России поручено, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, установить минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда, а также условия предоставления такого отпуска (п. 2 Постановления N 870).
До сих пор соответствующий нормативный правовой акт Минздравсоцразвития России не принят. Поэтому до настоящего времени работодатели вполне обоснованно, в соответствии со ст. 423 ТК РФ, применяли Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, и Инструкцию о порядке применения Списка, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20 (смотрите письмо Минтруда России от 12.08.2003 N 861-7, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 24.03.2011 по делу N 33-1590). Отметим, что профессия машиниста экскаватора включена в Список (смотрите п. 99 раздела XLIII Общие профессии всех отраслей народного хозяйства), что позволяет отнести ее к работам с вредными условиями труда до проведения аттестации рабочего места по условиям труда в установленном ТК РФ порядке. Согласно Списку машинист экскаватора, занятый обслуживанием экскаваторов, работающих от электродвигателя, имеет право на 6 рабочих дней дополнительного отпуска, а от двигателя внутреннего сгорания и парового двигателя — 12 рабочих дней.
В этой связи нельзя не упомянуть об определении Верховного суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317, в котором суд указал на то, что и Список, и Инструкция являются недействующими документами в связи с тем, что они противоречат ТК РФ. Отсутствие нормативного правового акта, устанавливающего минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда, как следует из определения, не является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Отметим, что Верховный Суд РФ в названном определении лишь изложил свою правовую позицию по данному вопросу, официального решения о признании Списка и Инструкции недействующими принято не было (производство по делу прекращено). Напомним, что правовые акты, принятые уполномоченным на то органом, имеют юридическую силу до того момента, пока они не отменены или не приостановлено их действие в установленном законом порядке. Порядок производства по делу о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части установлен ст.ст. 251-253 ГПК РФ.
Указанная позиция Верховного суда РФ, несомненно, должна найти отражение в будущих разъяснениях официальных органов по вопросу применения указанных правовых актов бывшего Союза ССР. Однако до появления таких разъяснений мы не считаем целесообразным руководствоваться Определением Верховного суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317 при решении вопроса о назначении или отмене работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях.
До проведения аттестации мы считаем возможным применение положений Списка, устанавливающего продолжительность дополнительного отпуска машиниста экскаватора в зависимости от вида двигателя, а также других нормативных актов бывшего Союза ССР, в том числе постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115, постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78. Последними документами размеры доплат варьируются от 4% до 24% и зависят от фактического состояния условий труда на конкретных рабочих местах. Однако без проведения измерений вредных и опасных производственных факторов в рассматриваемом случае нельзя определить, какой именно размер доплаты является минимально возможным для установления доплаты машинисту экскаватора. У работодателя есть только два способа гарантированно не нарушить права работника на доплату: 1) установить локальным актом либо коллективным договором, трудовым договором машинисту экскаватора максимальный размер доплаты, то есть 24%; 2) как можно быстрее провести аттестацию рабочих мест, по результатам которой установить размер доплаты, соответствующий классу условий труда.

Вам может понравиться =>  Субсидии На Квартиру 2022 Тольятти

СОУТ водителя автомобиля

СОУТ водителей автомобиля начинается с определения комиссии, графика, экспертной организации и количества рабочих мест, подлежащих процедуре. Если в штатном расписании более ста человек состоит на должности водителя, то провести замеры можно на двадцати рабочих местах, применив правило аналогичности.

Учитывается также и хронология рабочего дня, проводятся специальные замеры, после чего эксперты составляют отчет и предлагают его на рассмотрение комиссии. Подготовленная на его основе декларация направляется в надзорные органы. Если за пять лет автопарк организации не изменится, документ может пролонгироваться, в противном случае нужна СОУТ новой техники.

Доплата за вредные условия труда: размер надбавки к заработной плате за вредность на работе — ТК РФ

Начало отпускных дней отображается в графике. Однако для определения его число заработанных дней учитывается время фактического пребывания в зоне. Так для каждого подсчитывается количество отработанных часов. Если суммарное число дней в опасной зоне менее среднемесячного — месяц исключается из расчета.

Надбавка считается частью основного заработка и выплачивается непосредственно за работу. Такая особенность обязывает работодателя выводить отдельную графу в ведомости и указывать, сколько платят за вредность — размер компенсационных выплат за вредные условия труда.

Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям

В официальных государственных документах не оговариваются конкретные профессии, для которых оплаченный отпуск не исчерпывается основным ежегодным. ТК РФ и другие источники лишь указывают на определенные категории трудоустроенных людей, которым полагается дополнительный отпуск. Должность водителя чаще всего подпадает сразу под несколько возможных категорий, входя в соответствующие списки и упоминаясь в статьях Трудового кодекса. Добавочные отпускные дни гарантированно получат сотрудники, в данном случае водители:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах. Во внутренних актах разрешено утверждать сроки отпусков, отличающиеся от положенных в законодательстве, но только в большую сторону. Если наличествует профсоюз, его мнение необходимо учесть.

Топ‑3 вопросов: как поручить вреднику дополнительную работу

Убедитесь, что дополнительная работа не противопоказана сотруднику по состоянию здоровья (ч. 2 ст. 212, ст. 213 ТК РФ). Выдайте ему направление на медосмотр и дожидайтесь результатов. Если медицинских противопоказаний не обнаружат, сможете поручить сотруднику дополнительную работу в порядке совмещения.

При совмещении должностей все выплаты сотрудник получает по основной должности. Если сотрудник работает во вредных условиях труда, ему полагаются сокращенная продолжительность рабочего времени, повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, выдача молока и лечебно-профилактического питания, досрочная пенсия.

Вам может понравиться =>  Третий Ребёнок В Семье 2022 Года Рождения Сколько Положено Пособие По Уходу До Трех Лет В Тюменской Области

б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);

Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

Компенсация за работу во вредных условиях труда

Для отдельных видов работ, однако, возможность регулярного учета рабочего времени и установления равных по продолжительности смен затруднена. Например, такая ситуация характерна для профессий водителей, охранников и других. В этих условиях распространенной практикой, разрешенной законодательством, становится введение суммированного учета рабочего времени, при котором рассчитывается общая продолжительность смен, отработанных сотрудником в течение определенного периода. Его длительность определяется организацией самостоятельно с учетом характера производственного цикла и других особенностей. В соответствии со статьей 104 ТК РФ продолжительность учетного периода может составлять до 1 года. Однако для сотрудников, работающих во вредных условиях, установлено ограничение по длительности учетного периода – он не может составлять более 3 месяцев.

Характер условий, в которых трудится работник, определяется в ходе особой процедуры – специальной оценки условий труда. Он проводится в соответствии с порядком, зафиксированным в федеральном законе 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ. Согласно этому нормативному документу проведением СОУТ имеют право заниматься только уполномоченные организации, которые включены в реестр Минтруда.

Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка — они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.

Но при проведении проведение производственного контроля с 1 марта 2022 года мы используем новый СанПиН1.2.3685-21, где исключено нормирование электромагнитного поля диапазона 5 Гц 400 кГц для работников, занятых за ПК. И получается, что двоякая ситуация, в Приказе №29н данный пункт есть, а СОУТ и производственный контроль не проводят.

Достаточно много случаев, когда специалист по охране труда настоял на том, чтобы работник обратился к терапевту за дополнительным обследованием по результатам периодического медосмотра. И это было сделано своевременно, потому как было выявлено достаточно серьезное заболевание. Да, примеров, когда медосмотра в медорганизации проводится “спустя рукава” тоже много, но это как выберете, по принципу наименьшей цены или все-таки хорошее обследование.

Какие вредные условия труда у водителей

Положено ли водителю (с категорией D) автобуса или иного транспортного средства с возможностью перевозки 10 человек, занимающемуся перевозкой детей по городу, 12 дней дополнительного отпуска за вредные условия труда? В нашем учреждении прошла специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест), в картах водителям поставили класс вредности 3.1 (будет соответственно доплата 4% от оклада за вредность). Водители с категорией D у нас перевозят детей по городу по заявкам, так как наше учреждение занимается обслуживанием школьных и дошкольных учреждений. Они требуют еще 12 дней дополнительного отпуска за вредные условия труда, согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с изменениями и дополнениями). Там есть список, в котором вроде как есть пункт Е. Автомобильный транспорт и шоссейные дороги. 198 Водитель автомобиля, работающий на автобусе регулярных линий, в том числе заказных — 12 дней. Правомерно ли их требование?

Согласно ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Вам может понравиться =>  Расчет Ежемесячного Пособия На Ребенка 2022

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
— учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
— проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
— подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Профессии с вредными условиями труда обозначены в списках №1 и №2, которые были приняты еще в СССР, и с тех пор неоднократно дополнялись. В список №1 входят особо опасные и особо тяжелые виды трудовой деятельности, создающие угрозу жизни. Основная льгота для профессий из данного списка – возможность выйти на пенсию на 10 лет раньше.

– Вредными условиями труда считаются такие условия работы, которые негативно влияют на человека, а при более сильном или длительном воздействии могут стать причиной профессиональных заболеваний. Поэтому тем, кто по работе вынужден сталкиваться с такими условиями, действительно положены различные компенсации и льготы.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей и спецтехники

Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно «вхо­дить» в работу, соблюдать ритм, систематичность. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно-сосудистой патологии, длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти.

Факторы, определяющие сложность труда водителя 1) Технические: — тип транспортного средства, — техническое состояние подвижного состава, — грузоподъемность транспортного средства, — полная масса автомобиля, — динамические качества автомобиля, — габариты транспортного средства, — наличие прицепа.

Водитель ― одна из самых распространенных профессий в настоящее время. На каждом предприятии есть водитель легкового автомобиля или даже целый штат водителей грузовых автомобилей. Для данной категории работников очень важно правильно учитывать рабочее время, не допускать нарушений режима труда и отдыха водителей, создавать все необходимые условия для БЕЗОПАСНОЙ транспортировки грузов. Но, как свидетельствует практика, в том числе и судебная, работодатели очень часто пренебрегают даже элементарными правилами охраны труда водителей на предприятии.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

СОУТ водителя автомобиля

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Adblock
detector