Субъекты И Объектыадминистративного Права

Лекция 4

Административное право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления. Слово “администрация” в переводе с латинского означает “управление”. Поэтому административное право называют управленческим. В широком смысле, государственное управление близко к понятию исполнительной власти, хотя, в более узком (строгом) смысле, правительство является высшим органом государственного управления.

Роль органов государственного управления состоит в том, чтобы обеспечивать согласованные действия людей в ходе их совместной работы, направлять их действия на решение общих задач. Это касается функционирования как одного предприятия (учреждения), так и жизни общества в целом.

Субъекты И Объектыадминистративного Права

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

По целевому назначению административно правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

Объектуправления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управ­ляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служа­щие; органы управления (администрация) государственных и негосу­дарственных предприятий, учреждений и организаций; соподчинен­ные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнитель­ные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении определенного возраста (16 лет), лицо может быть привлечено к административной ответственности. Право на поступление на военную службу наступает по достижении 18–летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособностью. Права и обязанности недееспососбных граждан реализуются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами.

Административная правоспособность – это способность субъекта административного правоотношения иметь права и нести юридические обязанности и ответственность в сфере исполнительной власти, государственно–управленческой деятельности. Полномочия (права и обязанности) органа государственного управления определяются местом и ролью его в системе государственных органов и закрепляются в специальных законодательных актах (например, министерства – в положении о конкретном министерстве). От административной правоспособности неотделима дееспособность, а именно способность субъекта административно–правового отношения своими действиями приобретать и осуществлять права, принимать на себя обязанности, исполнять их, а также нести ответственность за свои действия в сфере государственного управления.

Вам может понравиться =>  Предельная База Для Начисления Ндфл В 2022 Году Таблица

Административное право

  • Регулятивная функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий, компетенции субъектов административного права. Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и виды должностей государственной службы, права и основные обязанности государственных служащих, порядок прохождения службы, процедура проведения аттестации государственных служащих, необходимость заключения служебного контракта. Подвиды регулятивной функции:
    • 1) Организационный вид этой функции административного права обеспечивает должный уровень и пределы нормативного правового регулирования организации и функционирования как исполнительной власти, так и всех видов, форм и методов государственного управления.
    • 2) Исполнительный вид этой функции способствует реализации субъектами административно-правовых отношений их правового статуса. Административное право в этом смысле обеспечивает исполнение российского административного законодательства, регламентирующего отношения в сфере публичного управления, организации и функционирования исполнительной власти.
    • 3) Разрешительный вид этой функции административного права реализуется в установлении им разрешительных административно-правовых режимов, т. е. в определении системы разрешительных производств, применяемых во многих институтах административного права. В этом случае административно-правовое регулирование позволяет осуществлять в должном объеме такую функцию государственного управления, как разрешение какой-либо деятельности, определение соответствующего правового статуса участников административно-правовых отношений.
    • 4) Нормотворческий вид этой функции административного права произволен от функции правотворчества, осуществляемого органами государственной исполнительной власти. Вместе с этим порядок принятия нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти устанавливается соответствующими нормативными административно-правовыми актами. Административное нормотворчество основано на законе, поэтому оно является правомерным, т. е. соответствующим принципу законности.
    • 5) Контрольно-надзорный вид этой функции административного права проявляется в необходимости осуществления функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности специально создаваемыми органами федеральной исполнительной власти, их территориальными органами в субъектах РФ, а также соответствующими региональными органами государственной исполнительной власти.
  • Охранительная функция проявляется в воздействии административного права на субъекты общественных отношений, побуждающем их соблюдать установленные государством административно-правовые нормы. При реализации охранительной функции административного права может быть использовано административное принуждение, а также применены меры юридической ответственности, восстановительные санкции. Охранительная функция административного права реализуется посредством соответствующих видов деятельности государственных органов, государственных и муниципальных служащих, других субъектов административного права. Государственный служащий вправе, например, обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам аттестации, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения со службы.
  • федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны);
  • источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II –Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Вам может понравиться =>  Отмена врачебной тайны для подростков в 2022 году – закон принят

1. Сформулируйте определение административного права. 2. Классифицируйте субъекты административных правоотношений. 3. Покажите на примерах, между какими субъектами управления складываются отношения, которые регулируются нормами административного права. 4. Каковы источники административного права? Проанализируйте содержание и структуру основного источника административного права. 5. Охарактеризуйте ответственность за административные правонарушения, приведите известные вам примеры из жизни. 6. Сформулируйте определение понятия «правонарушение», данное в КоАП РФ. Выделите в нём основные положения. 7. Проанализируйте схему о признаках административных правонарушений. 8. Систематизируйте в таблице информацию о видах административных правонарушений, проиллюстрировав их примерами. 9*. Используя дополнительные источники информации и интернет-ресурсы, подготовьте сообщение об административно-правовых формах и методах управления. 10*. Исследуйте вопрос о государственном (административном) контроле и надзоре (при подготовке использовать интернет-ресурсы). 11. Приведите примеры нарушений правил дорожного движения всеми участниками дорожного процесса.

Раздел 3. «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» состоит из двух глав: «Общие положения» (полномочия, подведомственность и т.д.), и собственно глава «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» (указаны полномочия отдельных органов и должностных лиц (милиция, налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты, ГАИ, федеральная инспекция труда и др.)).

Граждане вступают в административно-правовые отношения, где они могут выступать в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования и стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право обращаться с административной жалобой в суд).

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

Административное право

  • Общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;
  • Межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;
  • Отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.
Вам может понравиться =>  Если Приставам Платить Через Месяц Они Домой Неприедут

Рассмотрим полное определение источников административного права в РФ. Источники административного права — это внешние конкретные формы выражения административно-правовых норм, т.е. имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы (иначе нормативные акты).

Шпаргалка по административному праву

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

2) государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению. Особенности государственного управления:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.
  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Adblock
detector