Кража астаыьев анализ

Виктор Астафьев, Кража: краткое содержание, характеристика героев и особенности

Автор повести «Кража» Астафьев на грани подцензурного изобразил неприглядную сторону советской жизни. Одним из первых он откровенно написал о том голодном времени, о криминализованном обществе и жестокости подростков и рассказал о людях, прозябавших в темноте и саморазрушении.

Есть в повести и не менее примечательный персонаж из реальной жизни — председатель исполкома Ступинский. Он бережно относится к талантливым людям и отвечает практически за все, что происходит в детском доме, за деятельность бывшего белогвардейца. Прообразом стал комендант Игарки, его автор помнит не очень хорошо, но слышал, как замечательно о нем отзывались люди.

Здесь он пишет об изменениях в характере человека, оставшегося без родных и без поддержки близких людей в жуткие 30-е годы. Автобиографическое произведение знакомит читателя с героями с разными фамилиями и историями, но схожей судьбой и драматическим поиском жизни «по совести».

Соколову удалось уцелеть. Человек с цельным характером, выдержанный и умный, понял, что дальнейшая его жизнь будет зависеть от места обитания. Так и оказался в Игарке, где прошло детство писателя, который говорил, что Соколов — первый по-настоящему культурный и образованный человек, встретившийся ему на пути; он навсегда остался для него примером.

Ребята возвращаются в свою ночлежку. Все позади, и они предвкушают, как сейчас будут наслаждаться тем, что украли, и долго-долго читать. Объектом преступления стала местная библиотека. Мальчишки окружили своего товарища, завороженно слушают слова, слетающие с его губ, и погружаются в такой незнакомый и таинственный мир.

Анализ отдельных произведений В

Не случайно еще в начале поединка вспоминает Игнатьич наказ деда о том, что если чувствуешь за собой какой- нибудь грех, то лучше рыбу сразу отпустить. После проигранного поединка Зиновий Игнатьевич идет к Глафире Куклиной уже не в первый раз просить у нее прощения, однако он «недолго пробыл в ее дому, вышел совсем подшибленный, осекшийся лицом». Таким образом, Астафьев пишет о необходимости целомудренного, безукоризненно честного отношения и к женщине, и к природе.

Важное для понимания мировоззрения писателя произведение – «Ода русскому огороду» (1971 – 1972). Главный герой излагает в нем свои мысли об отношении к жизни, подчеркивая, что даже в тяжелые минуты умел находить в ней радости. Он думает о женщинах, которых любил, пытается хотя бы в памяти вернуться в детство, «туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь». В своих философских размышлениях Астафьев обретает душевную близость с лирическим героем Η. М. Рубцова, вслед за которым грустно повторяет: «Я слышу печальные звуки, / Которых не слышит никто. » Каждая мельчайшая деталь из детских воспоминаний в зрелом возрасте становится для героя значимой. Центральным же образом оказывается огород – кормилец крестьянского двора. Попутно Астафьев раскрывает секреты огородного труда. В произведении писатель протягивает мост от мира малого к миру большому, от детских воспоминаний – ко всей человеческой судьбе.

Часто менял места и виды работы (фрезеровщик, техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф), пытаясь найти такую, которая оставляла бы больше времени на чтение и сочинительство. Интенсивно изучал языки, посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал историю литературы.

Вопрос о жанровой принадлежности произведения Астафьева «Царь-рыба» (1972–1975) остается дискуссионным. Одни исследователи считают его историко-литературным романом, другие вслед за автором называют «повествованием в рассказах», добавляя определение «философское». В книге подробно и эмоционально описывается рыбалка со всеми ее радостями, удачами и волнениями. Столь же детализированными предстают и описания природы. Особенностью пейзажей Астафьева является сопряжение крепкой реалистической манеры с удивительной поэтической тонкостью: «Радость сверкнет зарницей, нет, молнией скорее, и укатится перекатным громыханьем. Печаль светит тихо. Как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днем, рождает думы о ближних, тоску но любви, мечты о чем-то неведомом, то ли о прошлом, всегда томительно сладком, то ли заманчивом и от неясности пугающе притягательном будущем».

Одной из ключевых фигур в повести является образ Валериана Ивановича, заведующего детским домом. История с кражей денег ставит его в сложную, почти неразрешимую ситуацию. Посвятивший детдомовцам всю свою жизнь, работавший на износ, он столкнулся с жестокостью и беспечностью своих ребят, а значит, все, что он делал для них, прошло даром, и нет в детских душах тех нравственных опор, которые заведующий хотел сформировать. Валериан Иванович хорошо понимает, что все социальные проблемы ложатся в первую очередь на плечи детей; он готов отдать всю свою жизнь без остатка для того, чтобы в какой-то мере оградить ребят от этих проблем. Другим центральным персонажем повести становится Толя Мазов. Искусство (музыка) и ответственность за судьбу оказавшихся в детдоме детей арестованной за пропажу денег кассирши делают его старше, формируют из него личность. В повести не раз поднимается тема смерти. В этой связи в произведении важен емкий символический образ – осокорь (рай-дерево). Маленький Толик Мазов видит, как умирает прадед. Перед смертью старик вспоминает, как это дерево сгорает посреди половодья, и чувствует, как уходит и его жизнь.

Проблематика рассказа В

Слово об авторе Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924г в селе Овсянка ( ныне Красноярский край ) в семье Петра Павловича Астафьева (1899—1967) и Лидии Ильиничны Потылициной (1900—1931). Он был четвёртым ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли во младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев был осуждён к лишению свободы за «вредительство». В 1931 году во время очередной поездки Лидии Ильиничны к мужу, лодка, в которой среди прочих находилась она, перевернулась. Лидия Ильинична, упав в воду, зацепилась косой за сплавной бон и утонула. Виктору тогда было семь лет. Возвратившись домой, отец попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании, однако после серьёзного проступка в школе получил направление в детский дом. Окончив школу ФЗО, работал на станции Енисей сцепщиком и составителем поездов, дежурным по станции. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт, несмотря на то, что как железнодорожник, имел бронь. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине. Был контужен. Был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы» и «За победу над Германией». Скончался 29 ноября 2001 года от инсульта в Красноярске. Похоронен на кладбище, расположенном на автодороге «Енисей» между родным селом Овсянкой и Усть-Маной.

Доказательство Да, действительно , Женька Шорников — это реальный герой повести. Женька жил с Толей Мазовым в детском доме. Сам В.П.Астафьев вспоминает о Женьке с теплотой, забавой и с мальчишеским озорством . Воспоминание Виктора Петровича Астафьева : «… Одного Женьку Шорникова не стригли. А почему ? У него были волосья, вот если взять для банального примера стружку из-под верстака хорошего столяра , а бросить на голову. Вот у него такая голова была. Ему чесали, мыли, в общем, что-то делали , но не стригли. Он, видимо, из благородных был. Родителей его расстреляли, он мне показывал , где-то за Медвежьим логом. И был он самым большим карманником. Однажды в магазине , в «Таймыре», женщина его одна увидела: « Ой, мальчик-то какой! Ангелочек !» А у него действительно были голубые глаза, скуластенький такой. Пока причитали — кошелёк уже у него … Вот такой вот «Ангелочек»!

Доказательство Да, действительно, маленький Витя Астафьев рос в детдоме рядом с девочкой по имени Маруська Черепанова. Она была его маленькой подругой, ведь в своей повести он не изменил ни имени её героини, ни характер, ни любые другие, присущие ей, черты. В этом мы убеждаемся ,читая воспоминания Виктора Петровича : « Малышня у нас шпионами были, особенно Маруська Черепанова. Откуда она все про всех знала. Черненькая она, такая была, бурятского вида…»

Проблемы рассказа «Кража» Проблема бездомности. Эту проблему автор затрагивает на протяжении всего рассказа, описывая тяжёлую, суровую жизнь в детском доме. В качестве аргумента я приведу пример из текста. Глава первая. Когда дежурный четвёртой комнаты- Попик, начал будить ребят, и все вставали кроме одного- Гошки Воробьёва, то дети заметили, что он лежит, ни на что не отвлекаясь и не слушаясь приказаний дежурного, его кожа была тонкой и жёлтой, глаза и рот были приоткрыты, трикотажное бельё было настолько велико, что туда можно было поместить ещё одного мальчишку, тогда поняли, что Гоша умер. «Гошка уже ко всему был безразличен». Проблема безответственности. Эту проблему автор затрагивает в эпизоде, когда трое воспитанников детского дома решили украсть из кассы местной бани. Из-за этого женщину-кассиршу арестовывают, а её детей отправляют в детский дом. Дети, укравшие деньги, понимают и принимают вину, после того, как участковый решает допросить их. Так они снова оказываются в нелюбимом месте — в детском доме . После этого детей и женщину отпустили.

Толя Мазов — прототип Виктора Петровича Астафьева «Зимой 30-го года увезли из села куда-то Светозара Семёновича Мазова-Толиного отца. Толя, конечно, не знал, за что взяли отца. Сказали: подкулачник, и увезли. Он был главной опорой большой и безалаберной семьи» Отец, мать, Витя

Читая повесть, мы увидели, как родилась личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в первом же бою, защищая Москву? Но одно мы можем сказать точно: не отступит он перед трудностями, не спасует. И глядя на Мазова, Валериан Иванович говорит: «С уверенностью могу сказать: пойдет прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!»

Вам может понравиться =>  Закон о кфх 2022 года

«Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все продумано, все учтено: еще днем отперто окно, приготовлены необходимые подручные средства.

Кто же они такие — сироты?
Как стая голодных волчат, скулят-скулят,
Слезы льют,
Поют:
«Сирота, если даже не помрет,
в этом мире радости не найдет. »
что же это значит?
Почему они плачут? Почему так поют?
Почему они радости не найдут?!
Зима. Буран.
Как в старинной сказке,
Ветры свистят, ветры поют.
А в двухэтажном каменном доме —
Светло, как днем, тепло и уют.
В доме полно детей.
-Ты сирота?
-Я?
-Сирота.
-А ты?
-Сирота.
-Родителей нет, совсем один —
Не знаю, есть ли они.
-И у меня никакой родни,
С рождения — ни матери, ни отца,
Не знаю, есть ли они.
Что же их ждет — этих сирот?
Вот мальчуган.
Был он совсем малышом,
Когда земля молодую мать забрала.
С этого дня, босой, худой,
Живет сиротой.
Вся радость из жизни его ушла.
Еле бредет мальчуган,
А злой буран
Снегом его ослепляет,
Хлещет, сбивает с ног,
К чьим-то воротам бросает,
Запертым на замок.
Плачет малыш.
Жалкий дрожит голосок:
Пода-а-айте хлебушка . хоть кусочек!
Откройте . Впустите.
Сил больше нет.
Но тишина в ответ.
У зимних ночей,
долгих, холодных, черных,
Жалости нет.
Эй, сироте помогите —
совсем погибает малец!
Пожалейте!
Но тщетно помощи ждать
От жестоких людских сердец.

Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо известны широкому кругу читателей. Это книги о войне, о мире, о детстве. Среди них повести «Кража», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», книга «Последний поклон», повествование в рассказах «Царь-рыба», роман «Печальный детектив» и многие-многие другие.

Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросано по стране?! На память приходят строки стихотворения Мусы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется «Сироты». (Учитель читает отрывок из стихотворения)

Строящийся город Краесветск в молодом государстве Советский Союз находится на севере, куда прибывают самые разные люди со всех концов большой страны. В результате всех глобальных перемен, многие из них лишились всего и здесь находят последний приют или по пути сюда. Дети, оставшиеся без родителей, вынужденные скитаться, уходят в преступный мир или просто бродяжничают, перебиваясь кто чем может. Из них-то и создается детдом, во главе которого встает бывший царский офицер, воевавший…

К середине повествования книга зацепила. Весна приходит в северный город медленно, завлекает тёплыми днями, а потом опять превращается в суровую зиму, но ничто не изменит хода природы, весна возьмёт своё, откроются реки, придут пароходы и жизнь изменится. В душе у ребят-детдомовцев в это же время тоже проходят большие изменения. Смерть товарища, который по сути никому товарищем не был, кража и в итоге ещё одна кража, чтобы компенсировать первую. Многие вынесли уроки после всего этого и тоже изменились, как и природа. А ещё мне понравились образы заведующего и тёти Ули, без педагогического образования, «специальности» как говорит хозяин города, но вместе с тем ставших ребятам учителями по жизни. А учёные дамочки, далёкие от ребят, напомнили тех, кто сидит в минобразе и пишет всякие…

Хорошая книга. Максимально честная. Из той когорты советской литературы, когда все по существу, без лишних сюжетных и литературных приемов, но и без пропаганды государственного строя или излишней идеологии. Рассказываемая автором история берет за душу именно своей правдой жизни без прикрас и финтифлюшек разных.

Наотмашь. Правдивая, но очень тяжелая повесть. Север. Молодой, строящийся город. Довоенный детский дом, 30-е годы XX века. Дети со страшными, искалеченными судьбами. Вроде бы, неисправимые злобные волчата, но они — дети. Они конфликтуют, переживают смерть товарища и личные трагедии, совершают преступления. А кто им поможет? И вот тут, одна из главных тем небольшой повести — Учитель. Именно так, с большой буквы. Вопреки бюрократам, вопреки всем невзгодам и трудностям, этот человек, который стал директором, вообще-то, случайно, поддерживает, учит, пытается понять, прощает и ежедневно борется за них — таких вот несовершенных и неправильных. Сильно!

Краесветский детский дом, 30-е годы ХХ века. У каждого воспитанника своя история сиротства и все они такое пережили на своем пока еще коротком веку, что не каждому взрослому довелось и о чем даже читать так больно. Этим ребятам рано пришлось повзрослеть, но можно ли назвать их взрослыми? Один их «поступок», кража, даст ответ на этот вопрос. Она-то и покажет, кто из ребят какой на самом деле, их моральные качества (как оказалось, не все из них готовы нести личную ответственность за коллективный «поступок»). Теперь им придется принимать непростые решения, отвечать за свои поступки, за свой выбор (или не отвечать, тут каждый волен сам), узнать настоящую цену деньгам, получить которые, как им казалось, так просто – захотел и взял, не думая о последствиях. Эта кража станет для них важным…

Черно-белое кино

Астафьев, кстати, прекрасно отдает себе отчет, где обитают его герои. В описании пути спецпереселенцев по Енисею к месту ссылки есть эпизод, где арестантская баржа должна пройти сквозь опасный порог. Подойдя к этому месту, вполне бытовое повествование само вскипает, точно сдавленная тем порогом вода. Скалистое речное ущелье оборачивается тогда у Астафьева каменной пастью, с ревом поглощающей людей. Преисподняя, – итожит писатель.

Только праздник как раз и не случится. Озлобленная кассирша не просто уволочет прочь Аркашку с Наташкой, заклеймив при этом детдомовцев ворьем, шакалами и сволочами; она напоследок, будто сорный мак, сорвет и бросит им под ноги тот самый Наташкин красный бант.

Теркин ведь, выбираясь наверх, тоже переживает все наличные фронтовые муки и казни; но сражается он здесь у Твардовского только за самого себя. Ну, пусть даже – за живого человека вообще: все-таки это немножко не то. Астафьевский же солдатик тащит себя сквозь черно-белую пустыню застывшего моря в первую голову ради памяти своих, в одночасье утопленных фашистами попутчиков; самому-то ему, пожалуй что, и проще было бы умереть.

За чертой порога остается нормальная земная жизнь с ее живыми красками. Мир заполярного Краесветска принципиально черно-бел. Город ссыльных с земли до крыш завален снегом, придавлен сверху полярной ночью, по бокам стиснут хмарью болот. Прав, сто раз прав Алексей Ю. Герман: на такой мир просто незачем тратить цветную пленку.

Но в мире «Кражи» такой сон может закончиться только одним: Солнце взорвется и погаснет, напоследок рассыпав вокруг огненные брызги. Эйзенштейн когда-то задумывал так снять смерть невинно убиенного умом дитяти Владимира Старицкого: на полу вокруг мертвого тела, в черно-белом кадре – красные капли крови.

Кража; краткое содержание повести Астафьева (сюжет произведения)

Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь, что много эмоций было вложено в это произведение, множества смысла, а каждая деталь была буквально проработана.

Они не хотят возвращаться в стены детского дома, поэтому укрываться в библиотеке, где намерены провести ночь, они просто хотят забыть то, что произошло. Но на следующий день их находит участковый, который отправляет их назад в закрытые стены. И вот стены детского дома снова пропитаны ненавистью и одиночеством, дети стараются покинуть их, но теперь они не смогут этого сделать.

Виктор Астафьев, Кража: содержание, краткая характеристика героев

Здесь он пишет об изменениях в характере человека, оставшегося без родных и без поддержки близких людей в жуткие 30-е годы. Автобиографическое произведение знакомит читателя с героями с разными фамилиями и историями, но схожей судьбой и драматическим поиском жизни «по совести».

Соколову удалось уцелеть. Человек с цельным характером, выдержанный и умный, понял, что дальнейшая его жизнь будет зависеть от места обитания. Так и оказался в Игарке, где прошло детство писателя, который говорил, что Соколов — первый по-настоящему культурный и образованный человек, встретившийся ему на пути; он навсегда остался для него примером.

В 1953 году увидела свет дебютная книга «До будущей весны», затем ежегодно выходят произведения для детей и в 1958-м — роман «Тают снега». Внимание критиков творчество Астафьева привлекло в 1959 году, после публикации повестей «Перевал», «Прикамье», «Кража». Астафьев известен читателям по произведениям о войне, детстве и мире: «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», «Последний поклон», «Печальный детектив» и многие другие.

Автор повести «Кража» Астафьев на грани подцензурного изобразил неприглядную сторону советской жизни. Одним из первых он откровенно написал о том голодном времени, о криминализованном обществе и жестокости подростков и рассказал о людях, прозябавших в темноте и саморазрушении.

Ребята возвращаются в свою ночлежку. Все позади, и они предвкушают, как сейчас будут наслаждаться тем, что украли, и долго-долго читать. Объектом преступления стала местная библиотека. Мальчишки окружили своего товарища, завороженно слушают слова, слетающие с его губ, и погружаются в такой незнакомый и таинственный мир.

. Тяжело и горько читать про непростые судьбы «детей войны». И так же тяжело и горько читать про детей-детдомовцев. В повести много автобиографичного. Сам Виктор Астафьев после ареста отца («за вредительство») и трагической гибели матери жил в детском доме. Возможно, не выдуманы и судьбы других детей, о которых повествует автор. А судьбы разные. И причины, по которым дети оказались здесь, тоже разные. За плечами многих детей — такие испытания, которые не всякому взрослому вынести под силу. Покалечены и души, и тела. Сколько мудрости, такта, а где-то твёрдости, непримиримости и принципиальности требуется взрослым, которые работают здесь.

Вам может понравиться =>  Где Прописаны Права Человека В Рф

Не знаю, почему раньше я не слышала об этой повести. В школе из произведений В.Астафьева в старших классах изучалась повесть «Царь-рыба» (сейчас в школьной программе 5-го класса есть рассказ «Васюткино озеро»), в университете — «Пастух и пастушка», роман «Прокляты и убиты», а также хлёсткая в своей жёсткости «Людочка».

Есть, конечно, в повести некоторая тенденциозность (но, вероятно, в советские годы, 60-е, когда автор работал над произведением, иначе было нельзя). Можно закрыть на это глаза. И увидеть важное — педагогический талант заведующего Краесветским детским домом Валериана Ивановича Репнина. Талант, который проявляется во всём. И это при том, что у Репнина нет педагогического образования. Но ведь соответствующее образование отнюдь не гарантирует того, что получивший его стал ПЕДАГОГОМ. Тому подтверждение — образ Ненилы Романовны Хлобыст, предшественницы Репнина на посту заведующего.

Но я пока не стала бы рекомендовать к прочтению эту повесть своим детям-подросткам. А вот взрослым — тем, у кого есть дети, тем, кто работает с детьми по роду профессиональной деятельности, прочесть, пожалуй, стоит. Прочесть и понять, что педагогическая мудрость не даётся образованием и даже не всегда приходит с профессиональным опытом. Она рождается от истинной ЧЕЛОВЕЧНОСТИ и настоящей ЛЮБВИ.

Астафьев; Кража: главные герои и главная мысль

Главный герой рассказа Юрия Казакова «Арктур- гончий пес» — слепой гончий пес по кличке Арктур. Судьба была к нему не слишком благосклонна, он вел трудную жизнь бродячей собаки, осложненную к тому же слепотой. Через какое-то время он попал в город, где его и встретил доктор.

Капитан приказал прочно закупорить помещение с углём, чтобы лишить доступа воздуха и сообщил на берег о происшествии. Его попросили продержаться сколько смогу и заверили, что помощь идёт и к нему направлены три спасательных судна. Капитан направил пароход к ближайшему порту.

Баллада Дмитрия Кедрина «Зодчие» (1938) описывает байку о том, что якобы Иван Грозный приказал ослепить мастеров, выстроивших по его приказу храм Покрова Богородицы на Рву — всем известный храм Василия Блаженного, по сей день остающийся примером непревзойденной архитектурной красоты. Будто бы «тиран» не захотел, чтобы такое чудо было повторено.

Дело происходит поздней осенью, описанной в произведении очень образно и красочно. Так и представляешь себе пору, когда весь урожай уже убран, огород прополот и пуст, по нему лениво гуляют куры, да сонно мычит корова. Все живое как будто в полудреме, все в ожидании суровой сибирской зимы.

Для рубки капусты в одном доме собираются женщины всего села. Первый на очереди дом рассказчика. У его бабушки капуста получается особенно вкусной. Для женщин заготовка капусты — праздник, они шутят, поют песни, отдыхают душой. Мужчины в это время в дом не допускаются.

\u0413\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u0432 \u044d\u0442\u043e\u0439 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u2013 \u0434\u0435\u0442\u0438 (\u0438 \u2013 \u043d\u0435\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u2013 \u0432\u0437\u0440\u043e\u0441\u043b\u044b\u0435, \u0441 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u043c\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0438\u0445 \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c). \u0414\u0435\u0442\u0438 \u044d\u0442\u0438, \u0441 \u0438\u043c\u0435\u043d\u0430\u043c\u0438-\u043a\u043b\u0438\u0447\u043a\u0430\u043c\u0438: \u041f\u0430\u0440\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a, \u041f\u043e\u043f\u0438\u043a, \u041c\u0438\u0448\u043a\u0430 \u0411\u0435\u043b\u044c\u043c\u0430\u0441\u0442\u044b\u0439, \u0413\u043b\u043e\u0431\u0443\u0441, \u0441 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0431\u0435\u0434\u0430\u043c\u0438, \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0430\u043c\u0438, \u0441\u043a\u043b\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044f\u043c\u0438, \u0443\u0432\u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f\u043c\u0438, \u043f\u0435\u0447\u0430\u043b\u044f\u043c\u0438 \u0438 \u0440\u0430\u0434\u043e\u0441\u0442\u044f\u043c\u0438. \u0412\u0441\u0435 \u043e\u043d\u0438 \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u044e\u0442 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438, \u043d\u043e \u043f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u043e\u0441\u0442\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0434\u0435\u0442\u044c\u043c\u0438. \u0418 \u043d\u0430\u0434\u043e \u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u0438\u043c \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u043f\u043e\u0432\u0435\u0437\u043b\u043e \u0441 \u0434\u0438\u0440\u0435\u043a\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c, \u0412\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0430\u043d\u043e\u043c \u0418\u0432\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0447\u0435\u043c \u0420\u0435\u043f\u043d\u0438\u043d\u044b\u043c, \u0431\u044b\u0432\u0448\u0438\u043c \u0431\u0435\u043b\u044b\u043c \u043e\u0444\u0438\u0446\u0435\u0440\u043e\u043c, \u0441\u0441\u044b\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c, \u043a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e. \u0418 \u043a \u0441\u0432\u043e\u0435\u043c\u0443 \u043d\u0435\u043e\u0436\u0438\u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044e \u043d\u0430 \u044d\u0442\u0443 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043e\u043d \u043e\u0442\u043d\u0435\u0441\u0441\u044f \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u0441\u043e \u0432\u0441\u0435\u0439 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e, \u043e\u043d \u0432\u043e\u0441\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u043b \u0435\u0433\u043e \u043a\u0430\u043a \u043d\u043e\u0432\u043e\u0435 \u0438\u0441\u043f\u044b\u0442\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438, \u043a\u0430\u043a \u0441\u0430\u043c\u0443 \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0439\u0442\u0438 \u0434\u043e\u0441\u0442\u043e\u0439\u043d\u043e, \u0441 \u043e\u0444\u0438\u0446\u0435\u0440\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0447\u0435\u0441\u0442\u044c\u044e. \u041e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u043e\u0441\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043e\u043d \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u043e \u0433\u043e\u0442\u043e\u0432 \u043a \u043d\u0435\u043c\u0443, \u043e\u043d \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442, \u043a\u0430\u043a \u0441\u0432\u043e\u044e, \u0434\u0443\u0448\u0443
\u043c\u0430\u043b\u0435\u043d\u044c\u043a\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u043f\u0435\u0440\u0435\u0436\u0438\u0432\u0448\u0435\u0433\u043e \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430-\u0442\u043e \u0441\u0442\u0440\u0430\u0448\u043d\u043e\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u044f\u0441\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0432\u0448\u0435\u0435 \u0435\u0433\u043e \u0441\u0438\u0440\u043e\u0442\u043e\u0439. \u042d\u0442\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u044f\u0441\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u0441\u0435\u043b\u043e \u0432 \u0433\u043b\u0443\u0431\u0438\u043d\u0443, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u0443\u043c\u0435\u0440\u043b\u043e \u0438 \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043d\u0435 \u0443\u043c\u0440\u0435\u0442. \u041d\u0430 \u0441\u0430\u043c\u043e\u043c \u0434\u043d\u0435 \u0434\u0443\u0448\u0438 \u0441\u0438\u0440\u043e\u0442\u044b, \u043a\u0430\u043a \u0437\u0430\u0442\u043e\u043d\u0443\u0432\u0448\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u0430\u0431\u043b\u044c, \u0432\u0441\u044e \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u043b\u0435\u0436\u0438\u0442 \u043e\u043d\u043e.

\u0427\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0434\u0430\u043b\u044c\u0448\u0435, \u043d\u0443\u0436\u043d\u043e \u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c (\u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u044c, \u0432 \u0442.\u0447. \u043f\u0440\u0438 \u0447\u0435\u043c \u0442\u0443\u0442 \u0413\u043e\u0448\u043a\u0430 \u0412\u043e\u0440\u043e\u0431\u044c\u0435\u0432, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u0443\u043c\u0435\u0440 \u043d\u043e\u0447\u044c\u044e). \u0410 \u0434\u0430\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0435: \u0438 \u043f\u043e\u0445\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b, \u0438 \u043a\u0440\u043e\u0432\u0430\u0432\u044b\u0435 \u0434\u0440\u0430\u043a\u0438, \u0438 \u0431\u0443\u0434\u043d\u0438 \u0438 \u043f\u0440\u0430\u0437\u0434\u043d\u0438\u043a\u0438 \u0434\u0435\u0442\u0434\u043e\u043c\u0430 (\u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043c\u043d\u043e\u0433\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u043e \u0434\u043e\u043c\u043e\u043c), \u0438 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u0432\u0437\u0440\u043e\u0441\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u0441\u043c\u0435\u043b\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0438 \u043f\u043e\u0434\u043b\u043e\u0441\u0442\u0438, \u0438 \u043d\u0438\u0437\u043e\u0441\u0442\u0438. \u041d\u043e \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u043e\u0435 \u2013 \u044d\u0442\u043e \u0441\u0443\u0434\u044c\u0431\u044b. \u0421\u0443\u0434\u044c\u0431\u044b, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u043b\u0438 \u0434\u0435\u0442\u0435\u0439 \u0432 \u0434\u0435\u0442\u0434\u043e\u043c: \u0443 \u043a\u043e\u0433\u043e-\u0442\u043e \u0432\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435 \u043e\u0431\u044b\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435, \u043d\u043e \u0443 \u043a\u043e\u0433\u043e-\u0442\u043e \u0436\u0443\u0442\u043a\u0438\u0435, \u0441 \u043a\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440,
\u0441\u043b\u0443\u0447\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435, \u0447\u0442\u043e \u0438 \u0432\u0437\u0440\u043e\u0441\u043b\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0443 \u043d\u0435 \u0432\u0441\u044f\u043a\u043e\u043c\u0443 \u0431\u044b\u043b\u043e \u0431\u044b \u043f\u043e \u0441\u0438\u043b\u0430\u043c \u0432\u044b\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438.

\u041f\u043e\u0445\u043e\u0436\u0435, \u044d\u0442\u043e \u043b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c. \u041b\u044e\u0431\u043e\u0432\u044c \u0441 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0433\u043e \u0432\u0437\u0433\u043b\u044f\u0434\u0430, \u0442\u043e\u0447\u043d\u0435\u0435 \u0441 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 \u0441\u0442\u0440\u043e\u0447\u043a\u0438. \u0425\u043e\u0442\u044f \u0441\u0442\u0440\u043e\u0447\u043a\u0430 \u044d\u0442\u0430 \u0436\u0443\u0442\u043a\u0430\u044f, \u043e \u0441\u043c\u0435\u0440\u0442\u0438.
\u041d\u043e\u0447\u044c\u044e \u0443\u043c\u0435\u0440 \u0413\u043e\u0448\u043a\u0430 \u0412\u043e\u0440\u043e\u0431\u044c\u0435\u0432.

\u044d\u0442\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0435, \u043d\u0430\u0432\u0435\u0440\u043d\u043e\u0435, \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u0435 \u2013 \u0438\u043c\u0435\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0435, \u0432\u0441\u0435\u0433\u0434\u0430 \u0442\u0435\u0431\u0435 \u0441\u0432\u0435\u0442\u044f\u0449\u0435\u0435 \u043e\u043a\u043d\u043e.

\u041e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u0431\u044b \u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043a\u043d\u0438\u0433\u0430 \u0437\u0430\u0445\u0432\u0430\u0442\u0438\u043b\u0430 \u0438 \u043d\u0435 \u043e\u0442\u043f\u0443\u0441\u043a\u0430\u043b\u0430. \u041d\u043e, \u043a\u043e \u0432\u0441\u0435\u043c\u0443, \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0436\u0435 \u043c\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440 \u0410\u0441\u0442\u0430\u0444\u044c\u0435\u0432 \u043f\u0438\u0441\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u0443! \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u043e, \u044f\u0440\u043a\u043e, \u0441\u0432\u0435\u0436\u043e, \u0442\u0430\u043a, \u0447\u0442\u043e \u0441\u043a\u0443\u0434\u043d\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0432\u0435\u0440\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0439\u0437\u0430\u0436 \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0441\u0430\u043c\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0433\u0435\u0440\u043e\u0435\u043c, \u0438 \u00ab\u043a\u0430\u0440\u0442\u0438\u043d\u043a\u0430 \u043e\u0436\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u00bb.
\u0412\u0435\u0441\u043d\u0430.
\u0418\u0441\u043a\u0440\u0438\u0442\u0441\u044f \u0441\u043d\u0435\u0433, \u0438 \u0442\u0430\u0439\u0433\u0430 \u0445\u0443\u0434\u043e\u0441\u043e\u0447\u043d\u0430\u044f \u043e\u0442\u043e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0441\u0438\u0437\u0435\u0435\u0442, \u043d\u0435\u0431\u043e \u0432\u044b\u0448\u0435, \u0432\u0438\u0434\u043d\u043e \u0434\u0430\u043b\u044c\u0448\u0435. \u041d\u0430 \u0432\u044b\u0440\u0443\u0431\u043a\u0430\u0445 \u0441\u043d\u0435\u0433 \u0432 \u0441\u0435\u0440\u044b\u0445 \u043f\u044f\u0442\u043d\u0430\u0445, \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u043d\u0430\u043b\u0435\u0434\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0437\u0435\u0440\u0430\u0445, \u043f\u043e\u0442\u0435\u044e\u0442 \u0442\u043e\u0440\u0444\u044f\u043d\u0438\u043a\u0438 \u043d\u0430 \u043c\u0430\u0440\u044f\u0445, \u0438 \u0440\u0430\u0441\u043f\u043b\u044e\u0449\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u043a\u0443\u0441\u0442\u0430\u0440\u043d\u0438\u043a\u0438, \u0441\u043f\u0443\u0442\u0430\u0432\u0448\u0438\u0441\u044c \u043c\u0435\u0436 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439, \u043a\u0430\u043a \u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u043b\u043e\u043a\u0430, \u0432\u044b\u043f\u0440\u0430\u0441\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0438\u0437-\u043f\u043e\u0434 \u0441\u043d\u0435\u0433\u0430 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043f\u043e \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c\u0443: \u043e\u0442\u0431\u0435\u0434\u043e\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0437\u0438\u043c\u0443 \u0432\u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u2014 \u0438 \u0445\u0432\u0430\u0442\u0438\u0442.

Астафьев во многих своих интервью впоследствии признавался, что «Кража» перепечатывалась Марией Семёновной на машинке четырнадцать раз. А друг семьи Александр Макаров в одном из писем с юмором заметил: «Передайте искреннее моё сочувствие Марии Семёновне, конечно, «Кража» не «Война и мир», но всё же Софья Андреевна своего супруга творение лишь шесть раз переписывала…» (Астафьев В. Макаров А. «Твердь и посох», стр.127)

Однако, публиковать отредактированную повесть в «Знамени» явно не собираются. Из письма критику А.М.Макарову в марте 1965 года: «Что же это «Знамя» так меня мучает? Была телеграмма дней с десять назад, скоро, мол, и опять ни гу-гу. Я уже извёлся весь, а главное, делать ничего не могу, и сомнения меня всякие одолевают, какая-то смута на душе и думы насчёт своей писательской неполноценности». (Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.66).

16 января. Полученную для публикации повесть «Кража», редакции журнала «Знамя» и издательства «Молодая гвардия» публиковать не решаются. Но истинную причину – боязнь в открытую сказать о событиях 30-х годов в Заполярье – озвучить отказываются, предъявляя автору претензии по тексту. Писатель продолжает работу над повестью. Однако, часы продуктивного творчества сменяются минутами отчаяния. Из письма литературному критику А.М.Макарову: «Вернувшись домой, работал над «Кражей», но устал, плюнул на всё и рванул на «лоно». Хорошее оно, это «лоно», прямо слов нет и сказать, как тут тихо, снежно, голубо и здорово!… Ну, да бог с ней, с этой повестью! Не стоит о ней говорить. Хорошо уже то, что я её опять перетрёс, пересмотрел и дорабатывать заканчиваю. Глядишь, лучше и завершённее станет. Это не так уж мало». (Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.65).

Декабрь. Редакция журнала «Знамя» не решается публиковать повесть «Кража» на своих страницах. Из письма Астафьева Борщаговскому: «Так и не дождавшись результатов с повестью, чуть только выздоровев, я укатил из Москвы. В моё присутствие «Кражу прочли в «Знамени» Макаров и Уваров. Оба они «за», хотя и сделали замечания, но они сказали, что с ходу, по «зелёной», у них печатаются только секретари правления Союза…» (письмо от 25.12.1964 года, Астафьев В.П. «Нет мне ответа… Эпистолярный дневник 1952-2001», стр.64).

Вместе с тем, писатель, говоря о том, что хотя до публикации повесть перепечатывалась на машинке много раз, признался: «Кража» осталась им непереписанной. (Карапетян Г. «Верность своей земле», интервью с В.П.Астафьевым, газета «Красноярский рабочий» 29 апреля 1984 года)

Критика Астафьева Кража

Краткое содержание: Своевольный нос сбежал от своего хозяина, не хотел возвращаться. Его нашел цирюльник Иван Яковлевич, бросил в реку. А когда его поймали, не захотел прирастать к своему месту на лице майора Ковалева. Тот мыкался, жаловался полицейским, обвинял Подточину в наведении порчи, договаривался со своим же носом. Он робел перед носом, на котором был мундир и чин выше, чем у самого майора. Но потом все же нос вернулся к своему хозяину.

Астафьев подчеркивает, что у человека есть только один путь к самоусовершенствованию – пополнение знаний и расширение жизненных интересов. Каждый человек, по мнению автора, должен сам зарабатывать себе кусок хлеба, а не ждать, пока его принесут другие, да еще сетовать на то, что хлеб черствый.

Глава 22 Подводя итоги Эта женщина — одна из немногих, которая не просто занимала совершенно особое положение в искусстве XIX века, не просто послужила героиней и в жизни, и в творчестве выдающихся писателей, композиторов, художников.Эта женщина сделала свою жизнь историей

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)
— Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро», « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)
Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.
-Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

В 1959 — 61 выходят в свет повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», принесшие Астафьеву широкую известность и обозначившие ведущие темы его творчества: детство, природа и человек, война и любовь. Проявилась и принадлежность Астафьева к «лирической прозе» 60-х гг., со свойственной ей исповедальностью и автобиографичностью, а также связь с традициями натурфилоской прозы И. Тургенева, С. Аксакова, К. Паустовского, М. Пришвина.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя (обзорно)
— Вы знакомы с творчеством В.П. Астафьева по его детским рассказам. Вспомните и назовите их. («Васюткино озеро», « Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Фотография, на которой меня нет».)
Все эти рассказы автобиографичны в своей основе. Герои рассказов о детстве разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней, и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно, бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая родная.
-Что же мы знаем об Астафьеве? (Сообщение ученика.)

Вам может понравиться =>  Вредные Производственные Факторы Для Бухгалтера

3.Просмотр видеозаписи встречи Н.С. Михалкова и В.П. Астафьева в селе Овсянка
-Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни несколько лет назад. Но остались его книги, фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и чувствах. Сейчас мы посмотрим отрывок из встречи Н.С. Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У нас есть возможность увидеть Астафьева таким, каким был он в жизни. ( Просмотр записи.)
— Таких людей, как В. П.Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по- новому видеть мир, жесткая требовательность, прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.
4. Работа по теме урока. Беседа по повести
Повесть «Кража» появилась впервые на страницах журнала « Сибирские огни»(№8-9) в 1966 году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4 года(1961-1965).
Далекий порт Игарка далекое начало неуютных, голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного облика, озираясь по сторонам, пробираются по заснеженному двору, чтобы потом забраться на крышу сарая, открыть окно и под покровом густой северной ночи пробраться в помещение. Все подручные средства.
Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения,- ведь только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбою. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать долго- долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.
Ребята заворожено смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далекий, становиться вдруг твоим собственным. И ты уже там.
А поутру следы, протопанные от сарая до ночлежки, привели сюда участкового. Враз обрываются разгоряченные необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот тебя уже окружают казенные стены детского дома. Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый, но не таинственный.
Это об Астафьеве. Но как похожи яти беспризорные мальчишки на тех, о ком рассказывает В.П.Астафьев в повести «Кража»!
-Кто герои повести? (Воспитанники и воспитатели краесветского детского дома.)
-Как называется город, в котором происходит действие повести? (Краесветск.)
-О чем говорит такое название? (Находится на Крайнем Севере.)
-Кто жители города? ( Половина города- ссыльные заключенные и раскулаченные переселенцы, другая половина — жители вольные, приехавшие по своему желанию обживать Север, « оттаивать мерзлоту своим дыханием».)
-С какого события начинается повесть? (Смерть Гошки Воробьева.)
-Как восприняли эту смерть в детдоме? (Чтение отрывка.)
-А дальше В.П. Астафьев пишет: «детдом, где умер мальчик, где ходят злые и заплаканные маленькие люди».
-Кто же они такие, эти маленькие люди, какой злой рок привел их сюда, в стены Краесветского детского дома? (Рассказы о судьбах детей: Гошка Воробьев, Паралитик, Попик, Малышок, Борька Клин- Голова, Толя Мазов.)
-Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников Краесветского детского дома. А сколько таких сирот было тогда разбросанно по стране?! На память приходят строки стихотворения Муссы Джалиля, написанного в октябре 1925 года, которое так и называется «Сироты». (Учитель читает отрывок из стихотворения.)
-30-е годы ХХ столетия, годы трудные и страшные. Это время сталинских репрессий,
массового раскулачивания крестьян. Именно в этом кроется еще одна причина сиротства.
— Знакомы ли вам слова репрессии, раскулачивание? ( Слова записаны на доске.) Прочитаем лексическое значение слов в словаре С. Ожегова.
Раскулачивание- лишение средств производства, права пользоваться землей и политических прав.
Репрессия — карательная мера, исходящая от государственных органов.
«Перепутало, разбросало людей по свету бурное время», — пишет Астафьев.
Мир раскололся. «Если мир расколется — трещина, прежде всего, пройдет по судьбам детей»,- считает писатель. ( Это эпиграф к уроку.)
Как никто другой понимает это директор детского дома Валериан Иванович Репнин.
-Как вы думаете, почему именно он? (Рассказ о судьбе Репнина.)
-Повесть называется «Кража». Почему?
-Когда и где произошла кража?
-Почему в доме появились Аркашка и Наташка? Что изменилось с их появлением?
-Почему Толя Мазов чувствует угрызения совести?
-Какое он принял решение, чтобы помочь малышам?
-Опасное ли дело он затеял и почему?
-Как ребята добывали деньги?
-Толя Мазов ожидал чуда. Но произошло ли оно? Вспомните тот момент, когда за Аркашкой и Наташкой пришла мать. (Чтение эпизода.)
-Что изменила кража в жизни многих детдомовцев?
-Толя Мазов не дружил с Гошкой Воробьевым. Но в финале повести ноги сами приведут Толю к Гошкиной могиле. Как вы думаете, почему?
-Какие же уроки нравственности получили воспитанники детского дома? Читая повесть, мы увидели, как родилась личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в первом же бою, защищая Москву?
Но одно мы можем сказать точно: не отступит он перед трудностями, не спасует. И, глядя на Мазова, Валериан Иванович говорит: «С уверенностью могу сказать: пойдет прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!»
-Как заканчивается повесть В.П.Астафьева? (Северным сиянием.)
-Почему? (Очищение, надежда на лучшее)
Звучит отрывок с описанием северного сияния, который ученица читает наизусть под звуки « Лунной сонаты» Л. Бетховен.
Заканчивается урок, и я хотела бы ваш еще раз напомнить слова Валериана Ивановича, сказанные им на Гошкиной могиле: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот. »
5.Итоги урока.
— Какие выводы вы сделали, прочитав повесть В.П. Астафьева? Чему она вас научила? О чем заставила задуматься?
6.Домашнее задание
Сочинение-миниатюра на тему: «Мои мысли и чувства после прочтения повести В.П. Астафьева «Кража».

Задача:
1) образовательные:
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.п. Астафьева;
Продолжить обучение анализу художественного текста, научить выделять главное;
2) развивающие:
Развивать мышление учащихся, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3) воспитательные:
Воспитывать в детях отзывчивость, доброту, внимание к людям, любовь к родным и близким.

2.Астафьев В. П. Кража; Последний поклон.- М.: Просвещение, 1990.
3. Портрет В.П. Астафьева.
4.Видеозапись встречи Н.С. Михалкова с В.П. Астафьевым.
5. Иллюстрации к повести «Кража».
6.Л. Бетховен « Лунная соната».
Ход урока
1.Вступительное слово учителя
« Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все прямее, все уже, все морочней обрез земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение
Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнетет усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси,- слышишь?- воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него
Беру в свою большую ладонь руку мальчика и мучительно долго всматриваюсь в него, стриженого, конопатого,- неужто он был мною, а я им. »
Урок я начала словами русского писателя В. П. Астафьева из « Оды русскому огороду». Именно о нем и об одной из его книг мы будем говорить сегодня на уроке.

Литература
1.Астафьев В.П. Кража. Последний поклон. (Любое издание.)
2.Ланщиков А.П. Виктор Астафьев.- М.:Просвещение, 1992.
3.Муса Джалиль. Пылай, моя песня! Стихи и поэмы.- М.: Советская Россия, 1989. – С. 346-351.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1989.
5. 15 встреч в Останкине / Сост. Т. Земскова. – М.: Политиздат, 1989. – С. 7-26.

Кража астаыьев анализ

Пройдет много лет, и бывший беспризорник станет «укладывать» слова на белые листы бумаги, чтобы поведать тысячам незнакомых ему людей о пережитом и перечувствованном им. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» был опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек» (окончательное название «Сибиряк»), но известность и признание к нему пришли не сразу. С 1951 года Астафьев становится литературным сотрудником газеты «Чусовской рабочий», печатает на страницах ее многочисленные рассказы, корреспонденции, очерки. В эти же годы он начинает печататься в пермских газетах «Звезда» и «Молодая гвардия». В Перми же вышла его первая книга «До будущей весны» (1953) и книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), а в 1958 — роман «Тают снега».

Но как ни тяжело было детство, главные трудности лежали впереди. А впереди ожидали будущего писателя и беспризорность с ее голодной и опасной вольницей, и детский дом, отпугивающий своим казенным укладом, и интернат, и железнодорожная школа ФЗО в Базаихе, и, наконец, фронт. Весной 1943 года рабочий В. Астафьев уже на передовой. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист.

Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо известны широкому кругу читателей. Это книги о войне, о мире, о детстве. Среди них повести «Кража», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит война», книга «Последний поклон», повествование в рассказах «Царь-рыба», роман «Печальный детектив» и многие-многие другие.

Таких людей, как В.П. Астафьев, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности. И убедиться в этом нам помогут его книги, об одной из которых мы будем сегодня говорить.

Но вот страхи и опасения позади. Ребята благополучно возвращаются в свою ночлежку, стараясь ничем не вызвать еще не угасшего волнения, – ведь только что они совершили кражу. Наконец-то они у себя дома, если только так можно назвать это случайное прибежище беспризорных мальчишек, объединенных общей городской судьбой. Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго. Сегодня они забрались в местную библиотеку.

Adblock
detector