Предварительная Проверка До Возбуждения Уголовного Дела Ее Формы И Сроки

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

См. Методические рекомендации по проведению проверок в порядке ст. 144-145 настоящего Кодекса, а также организации взаимодействия дознавателей с судебными приставами-исполнителями и судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов при реализации функций дознания

Доследственная проверка

В соответствии со статьей 161 УПК РФ каждый участник проведения проверки поступившего сообщения предупреждается о неразглашении данных досудебного производства. После приема сообщения о преступлении при наличии необходимости в обеспечении безопасности участника досудебной проверки производится ее обеспечение в установленном порядке.

В соответствии со ст. 124 и ст. 125 УПК РФ отказ в приеме к производству сообщения о преступлении подлежит обжалованию через суд или у прокурора. Статья 318 Уголовно-процессуального кодекса РФ регулирует порядок рассмотрения судьей поступившее заявление от потерпевшего или его законного представителя.

Доследственная проверка

Срок проведения доследственной проверки — 3 суток с момента регистрации сообщения о преступления в КУСП /КРСП (книга регистрации сообщений о преступлениях). Если в указанный срок проверить сообщение о преступлении не представилось возможным, то руководитель следственного отдела по ходатайству следователя вправе продлить данный срок до 10 суток. В случае необходимости проведения экспертиз, ревизий, каких-либо документальных проверок срок доследственной проверки может быть также продлен до 30 суток.

Пример № 2. Вы обратились в полицию с заявлением о преступлении, которое в силу ст.151 УПК РФ относится к подследственности Следственного комитета РФ. Поскольку расследование данного преступления не входит в компетенцию полиции, то указанный материал проверки будет передан по подследственности в Следственный комитет РФ).

При поступлении из органа дознания сообщения о таких преступлениях следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган (по ст. ст. 198 — 199.1 УК РФ) по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо в территориальный орган страховщика (по ст. ст. 199.3, 199.4 УК РФ), в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам (ч. 7 ст. 144 УПК РФ).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» указано, что, устанавливая эти правила, законодатель исходил из того, что указанные в ч. 2 ст. 20 УПК РФ преступления относятся к числу тех, которые не представляют значительной общественной опасности и раскрытие которых по общему правилу не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него соответствующее преступление, — обращаться за защитой своих прав и законных интересов непосредственно в суд и доказывать как сам факт совершения преступления, так и виновность в нем конкретного лица, минуя обязательные в иных ситуациях (по делам частно-публичного и публичного обвинения) процессуальные стадии досудебного производства.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

Вам может понравиться =>  Существуют Ли Сроки Признания Человека Инвалидом После Инсульта?

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Гордиев узел доследственной проверки

Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О).

4. УПК РФ, предусматривая право уполномоченного должностного лица продлевать сроки доследственной проверки сначала до 10 суток, а затем до 30 суток, не предусматривает его обязанность извещать о продлении срока проверки заинтересованных лиц.
Согласно ч. 8 ст. 162 УПК РФ, «следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия».

Следует признать, что существование доследственной проверки позволяет отказывать в возбуждении многих тысяч уголовных дел за отсутствием состава или события преступления. Удаление важного процессуального фильтра облегчит процедуру возбуждения и сделает граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, более уязвимыми. Кроме того, от таких новаций вряд ли будут в восторге и сами следователи (дознаватели), ведь они будут вынуждены без какой-либо проверки возбуждать уголовные дела, а потом нести персональную ответственность за неизбежно допущенные ошибки. На это указывают требования ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ: «Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса». 8. Энтин М. Международные гарантии прав человека: опыт Совета Европы.

Думается, если и есть, то она состоит в том, что и следователи (дознаватели), и прокуроры, как, впрочем, и преподаватели юридических вузов, недостаточно времени уделяют изучению процессуальной литературы. То, что я пытался объяснить участникам конференции, было в УПК РСФСР и осталось в УПК РФ. Эта истина десятки раз повторялась в моих комментариях к УПК РФ, специально посвященных стадии возбуждения уголовного дела книгах и других работах. Когда я был слушателем ОВШМ МВД СССР, мне это объясняли мои учителя.–отсутствие основания для возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 113 УПК РСФСР, ч. 1 ст. 148 УПК РФ). Другая сторона этой же проблемы, о которой также упоминали выступающие на конференции, заключается в том, что в исследуемой ситуации после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела производство судебной экспертизы будет продолжаться. Получается, данное следственное действие производится вне уголовного процесса.

Вам может понравиться =>  Перепланировка квартиры — с чего начать оформление

Цель проверки — установление наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела. Пределы проверки — завершение проверки немедленно (или незамедлительно, по мнению законодателя) после установления наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения дела и возможности принятия иного итогового решения. Срок проверки — период времени, в течение которого отечественный законодатель разрешает проводить проверочные действия. Проверочные действия должны быть осуществлены в срок не более трех суток с момента получения заявления или сообщения о готовящемся или совершенном деянии с признаками преступления. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа или начальником органа дознания по ходатайству соответственно следователя и дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа и прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток по ходатайствам соответственно следователя и дознавателя.

Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — самостоятельное (особое, частное) производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела.

Лекция 9

Концептуально укрепляя процессуальную независимость следователей и дознавателей, законодатель освободил их от необходимости получать согласие прокурора на возбуждение уголовного дела. Более того, теперь прокурор, оставаясь должностным лицом, на которое возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, лишен одного из эффективных средств устранения нарушений закона, каковым было предоставленное ему право при наличии соответствующих оснований возбудить уголовное дело. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, регламентирующей общий порядок и сроки возбуждения уголовного дела, при наличии повода и оснований, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа или следователь в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждает уголовное дело. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор уполномочен «выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных. нарушений уголовного законодательства». Аналогичный вывод следует из норм, содержащихся в ст. ст. 20 и 21 УПК. На настоящий момент за прокурором сохранено лишь право давать согласие на возбуждение уголовного дела дознавателю, но только по делам частного и частно-публичного обвинения (ч. 4 ст. 20 УПК РФ)[49].

Возбуждение уголовного дела как стадия уголовного процесса предполагает не только процессуальное оформление решения о возбуждении уголовного дела, но и проверку полученной информации о совершенном преступлении. К сожалению, в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие порядок проведения проверочных действий и не перечислены они сами.

Если отказ является результатом проверки, произведенной вследствие получения заявления, содержащего сведения не соответствующие действительности, то решается вопрос о возбуждении дела за заведомо ложный донос в отношении заявителя. Копия вынесенного постановления должна в течение 24 часов быть направлена прокурору и лицу, обратившемуся с заявлением. Кроме этого последнему разъясняется порядок обжалования полученного решения.

Статистические данные гласят, что уже на начальной стадии производства невозможно обойтись без помощи уголовного адвоката, ведь множество процессуальных нарушений происходит в процессе дачи объяснений, оформлении явки с повинной и пр. Данная стадия имеет ряд характерных особенностей, ведь законодательство предъявляет конкретные требования к основаниям и порядку производства.

В случае, если по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа отказывают в возбуждении уголовного дела, копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения.

Рассмотрение сообщения о преступлении производится в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ. Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ решение по сообщению о преступлении должно быть принято в срок не позднее 3 суток со дня поступления заявления. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить данный срок до 10 суток. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Вам может понравиться =>  Характеристика На Ученика Нач Школы Из Неблагополучной Семьи Для Поступления Его В Реабилитационный Центр

Порядок проведения доследственной проверки

Сообщения, поступившие в орган расследования по почте, телеграфу, телефону, нарочным и т.д. регистрируются по правилам регистрации входящей корреспонденции, докладываются руководителю, который в зависимости от содержащейся информации дает письменное указание о регистрации заявления и принимает решение о порядке его проверки. При обращении граждан к следователю, дознавателю, в органы дознания, к прокурору непосредственно с устным заявлением о преступлении сообщение оформляется протоколом заявления. Регистрация сообщения о преступлении производится незамедлительно. Информация, поступившая из любых источников, кроме анонимных заявлений, подлежит регистрации в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.

Самым доступным и распространенным проверочным средством является получение объяснений от граждан. Содержание объяснения не является показаниями. Следующим проверочным действием является истребование необходимых письменных материалов от различных органов, учреждений и организаций.

Задачи на стадии возбуждения уголовного дела

С экранов телевизоров многоразличные сериалы твердят о том, что когда бы человек ни пришел в полицию, по его проблеме моментально возбуждается дело, начинается работа, проверки, задержания, допросы. Но жизнь — это не кино, и Уголовно-процессуальный кодекс диктует свои правила. Стадия возбуждения уголовного дела занимает в нем особое место. По своей сути она является стадией досудебного расследования, когда самого уголовного дела как такового еще не существует. И, для того чтобы дать этому делу свет или, наоборот, в отсутствии для этого оснований, отказать в его возбуждении, и нужна эта стадия. Иначе говоря, на этом этапе проводятся проверки полученных сведений о каком-либо преступлении (причем оно не обязательно может иметь место, нередки случаи нарочного оговора одного человека другим). Важно знать, что не каждый сотрудник может заниматься этой работой. Список предельно краток — это прокурор, следователь или дознаватель.

Конечно, это не означает, что при вовремя возбужденном деле все предварительное расследование будет проходить гладко и без эксцессов, но не зря существует поговорка о том, что если преступление не раскрывается по горячим следам, то оно не раскрывается никогда. Безусловно, это преувеличение, однако доля правды в этих словах существует. Потому что именно в первые дни, когда преступник еще, возможно, не до конца осознал совершенное им деяние, или наоборот, он понял, что совершил преступление, шанс на раскрытие дела очень высок. В первом случае он будет вести себя неосторожно и какими-то поступками сможет выдать себя, а во втором — есть вероятность явки с повинной, что, во-первых, смягчает вину самого преступника, а во-вторых, станет существенным подспорьем для удачного и быстрого раскрытия преступления.

4. Определение стоимости программных продуктов. Лицо, в отношении которого проводится доследственная проверка, а также его защитник, реализуя свои права, могут походатайствовать об истребовании сведений о стоимости программных продуктов из различных источников, а также самостоятельно истребовать указанные сведения и в дальнейшем походатайствовать об их приобщении к материалам проверки.

Кроме того, лицо, проводящее доследственную проверку, должно оценить возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности (далее по тексту – ОРД), полученных в ходе проведенного ОРМ, на предмет возможного их использования для установления юридически значимых обстоятельств на данном этапе производства по материалу.

В-третьих, правоприменительные органы связывают возможность участия защитника в доследственной проверке с процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого, а иной раз ссылаются на то, что проверка сообщения о преступлении проводится не в отношении конкретного лица, а по факту, необоснованно отказывая в обеспечении участия защитника на стороне лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Адвокат, принимающий участие на стороне лица заподозренного в совершении преступления, будет являться защитником (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ), а значит распространение гарантий, предусмотренных ст. 48 Конституции России, в том числе на бесплатное участие адвоката в этой стадии оправдано.

Adblock
detector