Административная И Уголовная Ответственность За Нарушения В Области Качества Товаров, Работ, Услуг

В силу ст. 474 ГК РФ проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи. Согласно ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и

— повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказываются штрафом в размере от 100 ООО до 500 ООО руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 500 ООО руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового).

В том случае, если продавец нарушает требования закона в части предоставления потребителю товара (работы, услуги) ненадлежащего качества, то это чревато мерами административной ответственности, установленными статьей 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Объективную сторону нарушений, закрепленных в указанной статье КоАП РФ, составляют:
— продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» (часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ);
— повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения, как усматривается из санкции указанной статьи, являются граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица.
Необходимо отметить, что покупатель должен сообщить о конкретной цели приобретения товара до заключения договора. Поэтому, если она становится известной продавцу после его заключения, передача покупателю товара, не соответствующего этой цели, должна признаваться надлежащим исполнением обязательства (абзац 2 пункта 2 статьи 469 ГК РФ). Это подтверждает и правоприменительная практика, о чем говорит, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2004 г. N Ф04-8938/2004(7167-А75-20). В нем суд отказал в иске о взыскании стоимости бордюров, пришедших в процессе эксплуатации в негодность вследствие несоответствия государственным стандартам, поскольку истец при покупке бордюров не уведомил ответчика о месте их использования, предварительно не согласовал качество данной продукции, а также не доказал, что приобрел ее именно у ответчика.
При продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию. Причем пунктом 4 статьи 469 ГК РФ определено, что если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим требованиям.
Отметим, что в настоящий момент качество товаров подтверждается, в основном, сертификатом соответствия, под которым согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» понимается документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации, или условиям договоров.
Весьма серьезной проблемой для торговых организаций, специализирующихся на продаже продовольственных товаров является контроль над сроками их годности (реализации). Продукты питания, срок годности которых истек, признают некачественными и опасными, соответственно они не подлежат реализации. Продавец должен незамедлительно изъять их из оборота самостоятельно или по предписанию контролирующих органов для последующей утилизации либо уничтожения (подробнее смотрите положения Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Вам может понравиться =>  Санатории Мвд Урала

Обратите внимание! Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. На это указано в пункте 24 Правил торговли, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
В случае если продавец не «снимет с продажи» товары с истекающим сроком годности он может быть привлечен административной ответственности по статье 14.15 «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» КоАП РФ.

Административная и уголовная ответственность за несоблюдение требований к качеству

Статьей 14.4 (п.1) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке влечет наложение административного штрафа:

В ст. 19.19 (п.1) названного кодекса определено, что нарушение обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора влечет наложение административного штрафа:

Ответственность производителя, поставщика и орана по сертификации за вред причиненный недостатками товара

Квалифицированный состав преступления образует аналогичное деяние, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Аналогичные деяния, повлекшие по неосторожности сметь двух или более лиц, образуют особо квалифицированный состав, ответственность за который предусмотрена ч. 3 ст. 238 Уголовного кодекса РФ.

Из содержания статьи 19 УК РФ следует, что юридические лица не подлежат уголовной ответственности. Таким образом, фактически уголовную ответственность понесут ответственные физические лица, а при отсутствии таковых – единоличный исполнительный орган (руководитель).

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

В силу статьи 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара.

Примечание: В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Действия, предусмотренные ч. 2 ст. 238 УК РФ, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Административная И Уголовная Ответственность За Нарушения В Области Качества Товаров, Работ, Услуг

За нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, а также за нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений законодательством РФ предусмотрены: административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность.

Качество и безопасность товаров (работ, услуг), обращающихся на российском рынке, во многом зависят от эффективности государственного контроля (надзора), действенности применения государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений и другими должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, государственных мер воздействия за совершение правонарушений, предусмотренных законодательством РФ.

Вам может понравиться =>  Военные Выплаты Детям Инвалидам

Рекомендовано при выявлении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушений прав и свобод граждан и иных нарушений, допущенных в ходе дознания, предварительного следствия или судебного рассмотрения нижестоящим судом, выносить частные определения или постановления, обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на указанные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения (п. 14).

При этом важное значение, по мнению спикера, имеет указанное в абз. 2 п. 2 проекта разъяснение о том, что именно может свидетельствовать о реальной опасности вреда жизни и здоровью. Не менее актуальны разъяснения положений, содержащиеся в п. 11. «Представляется, что предлагаемая норма наиболее всего соответствует требованиям закона и позволит избежать ошибок в юридической квалификации», – полагает Артем Грачев.

Ответственность ИП: административная, уголовная и материальная

ИП пользуются дополнительными правами, однако, они обременены и соответствующими обязанностями. Любая деятельность предусматривает ответственность, а предпринимательская – еще в большей степени. В связи с этим, безответственность может иметь гораздо более серьезные последствия, чем в других жизненных сферах. Бизнес предусматривает строгое соблюдение рамок, установленных законом, и непременные санкции в случае уличения в их нарушении.

Уголовный Кодекс подразумевает больший масштаб нарушений, которые могли бы быть административными, но их уже можно трактовать как преступления. Иными словами, это те же проступки, что и в административной сфере, но с большим размахом и прискорбным результатом.

О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОСТАВОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ СЕРТИФИКАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Федеральный закон N 184-ФЗ понимает под сертификацией форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов(*1), положениям стандартов(*2), сводов правил(*3) или условиям договоров. При этом под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

В практике арбитражных судов нередко возникает вопрос о разграничении составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке) и ч. 2 ст. 19.19 КоАП РФ (реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована).

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

1. В соответствии со ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
• нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;
• жительства или пребывания истца;
• заключения или исполнения договора.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола или вынесения прокурором постановления об этом. Согласно ст. 19 комментируемого Закона протокол составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Некоторые правонарушения, предусмотренные законом, для доказывания их совершения могут потребовать проведения экспертиз, других продолжительных процессуальных действий, что не позволяет составить протокол немедленно. В связи с этим ст. 18 Закона введено новое процессуальное действие — административное расследование. Оно производится при наличии упомянутых обстоятельств по правонарушениям, предусмотренным статьями 3 — 9 Закона. Срок административного расследования — не более одного месяца после возбуждения дела. В исключительных случаях этот срок может быть по письменному ходатайству продлен вышестоящим должностным лицом еще на один месяц.

К статьям о нарушении правил торговли примыкают по своему характеру статьи, связанные с маркировкой продукции различными марками и знаками. Уголовная ответственность в этой области была установлена Федеральным законом РФ от 9 июля 1999 года (ст. 171.1, 327.1 УК). Значительно раньше, Законом от 30 июля 1996 года N 103-ФЗ, КоАП был дополнен ст. ст. 146.7 и 156.2.

Вам может понравиться =>  Анализ Работы Проводимой В Сфере Защиты Прав Потребителей

Согласно Уголовному кодексу РФ работник должен знать, за что и на основании чего он наказан. Наказание должно быть: объективным, адекватным проступку; по возможности, оперативным (по истечению 45 дней после проступка эффективность наказания практически становится равна нулю).

— работник допущен к работе, при этом, оборудование на котором он должен работает является неисправным;
— работник допущен к работе на оборудовании с нарушением его технологического использования;
— работник допущен к работе на незащищенном оборудовании, если предусмотрена такая защита;
— работнику не выданы средства индивидуальной защиты, если такие средства защиты предусмотрены;
— работник не прошел специальное обучение и проверку знаний по охране труда;
— работник не прошел медицинский осмотр;
— работника направили на работу, которая ему противопоказана по состоянию здоровья;
— работника привлекли к сверхурочной работе без его согласия, а также в случаяе, когда его нельзя привлечь к работе сверх нормы по закону.

Административная ответственность за нарушения в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ

Важно! По мнению ФАС России, ответственность по ст. ст. 7.29 — 7.32, ч. 7, 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ не распространяется на автономные некоммерческие организации и ООО, которые являются заказчиками по Закону N 223-ФЗ, но осуществляют закупки по Закону N 44-ФЗ (Письмо от 10.09.2018 N АК/72218/18). Полагаем, на практике возможен иной подход, в частности, в тех случаях, когда положения КоАП РФ не конкретизируют, что лицо, совершившее правонарушение, является заказчиком (должностным лицом заказчика). За подробными разъяснениями по вопросу, в частности, о том, относится ли вывод ведомства только к закупкам по ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, рекомендуем обратиться в ФАС России.

  • при проведении конкурса или аукциона нарушили сроки на два рабочих дня или меньше — штраф для должностного лица 5 тыс. руб., для юридического лица 15 тыс. руб. Если просрочка больше, штраф для должностного лица 30 тыс. руб., для юридического лица 100 тыс. руб. (ч. 1, 1 ст. 7.30 КоАП РФ);
  • при проведении запроса котировок и запроса предложений нарушили срок не больше чем на один рабочий день — штраф для должностного лица 3 тыс. руб., для юридического лица 10 тыс. руб. Если пропуск свыше одного рабочего дня, штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического лица 50 тыс. руб. (ч. 1.2, 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

При рассмотрении спора суд обратил внимание на то, что экспертное заключение не содержит сведений о предупреждении эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Но при этом иными материалами дела (протоколами испытаний) было подтверждено и судом фактически установлен факт поставки товара, не соответствующего требованиям документации, что расценено судами как поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.

По общему правилу заказчик обязан привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случаях, преду-смотренных ч. 4 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). С 27.12.2018 были скорректированы случаи, когда проведение внешней экспертизы не является для заказчика обязательным.
Напомним, в II полугодии 2018 года многим заказчикам необходимо было решать вопрос организации приемки товаров (работ, услуг) по итогам несостоявшихся процедур, проводимых в электронной форме, а особенно это было актуально для электронного аукциона. С 01.07.2018 в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ были введены «специальные» пункты:

Adblock
detector